"Профессия?" — "Украинец… Или русский?"

«Украинский Президент не может не быть националистом». Я уже не помню, кому принадлежит эта фраза, рожденная в первые годы обретения Украиной независимости. Может быть, первому президенту Леониду Кравчуку, который вдруг осознал, что стоять во главе самостоятельного государства и не защищать его национальные интересы, его культуру, традиции, язык — невозможно.

Жизнь, увы, подтвердила правоту этих слов только наполовину. Многие украинские политики, приходя во власть, срочно изучали украинский язык и начинали на нем вещать. Было не просто смешно, а противно. И не только потому, что даже Верка Сердючка с ее спичами на сцене в сравнении с речами наших политиков с высоких трибун казалась и сейчас (особенно сейчас!) кажется академиком изящной словесности. А еще и потому, что «национально правильные говоруны» практически никак не заботились о национальных интересах. В первую очередь, в том смысле, что большинство населения страны не ощущало на себе этой заботы. А национальные интересы любого государства — это, по большому счету, консолидированная сумма интересов его граждан. Каждого их них в отдельности и всех вместе взятых. Это им, простым людям, решать, как жить, что думать, на каком языке разговаривать, куда ездить, что или кого любить или не любить, каким богам молиться. И государство, нанятое гражданами в качестве «коллективного слуги народа», должно обеспечивать им это право. Это, кстати, и есть подлинный смысл демократии, которая, как известно, переводится как «власть народа». И следовательно, законы в государстве должны учитывать интересы граждан, а не политиков, узурпировавших от имени народа законодательное творчество.

Это теория. Наивная и уже начинающая надоедать. Потому что в Украине на практике, к сожалению, все выходит наоборот. Украина явила миру национальный феномен. Суть его в том, что демократия у нас — это то, что о ней говорят так называемые демократы, а не то, чего хотят люди. Украина усилиями ее политиков строит демократию без участия демоса. И среди политиков все чаще и чаще первую скрипку играют бывшие «профессиональные коммунисты», перелицованные сиюминутной конъюнктурой в «профессиональных демократов» в самой гадкой форме — в форме «профессиональных украинцев». «Профи-комми» еще 15—20 лет назад получали мзду, льготы и привилегии за показную любовь к партии, якобы ведущей страну к коммунизму. А «профи» из числа современных записных «демократов» и «украинцев» уверены, что чем громче они крикнут «демократия!» или «я люблю Украину!», тем быстрее и больше им обломится. Должностишек, имущества, статуса…

Последний пример в этом плане просто удручает. Блок «Наша Украина» (БНУ) в среду, 17 мая сего года, обратился к Генпрокуратуре страны с требованием принять меры в отношении решений ряда местных советов (в Харькове и Севастополе — городских, на Луганщине — областного) о предоставлении русскому языку статуса регионального. Так, вроде бы ГПУ и ее структуры на местах не должны разобраться, почему в этих регионах нет горячей воды в домах, не выплачивают вовремя пенсии и зарплаты, не мощены разбитые мостовые, нет медикаментов в больницах, не хватает рабочих мест и т. д., а деньги на эти цели «ушли» в неизвестном направлении. Или ушли из местных властных коридоров, или вышли, но не дошли из Киева. Но это никого не интересует. Важен донос: накажите их, проклятых, они не любят то, что любим мы…

Немедленно, правда, возникает и другой вопрос: почему упомянутые советы не подняли и не обсудили насущные социальные проблемы демоса, а решили «компенсировать» их повышением статуса русского языка? И вот тут-то и выходит на арену еще одна группа деятелей — «профессиональные русские». Те, кто считает, что рты граждан, недовольных собственным уровнем жизни, можно заткнуть самым простым способом — языком. И завоевать любовь сограждан криками «я люблю Россию и русский язык!». А вместе с любовью получить голоса на выборах, должности, имущество, статус…

Да, это правда, что решением о повышении статуса русского языка можно легче и проще снять остроту социального недовольства в одних регионах, а обещаниями «захистити рідну мову», украинский язык — в других. Но суть-то ведь в ином: язык — эта тонкая, хрупкая психологическая и духовная субстанция, способная с молниеносной скоростью сплотить или разобщить людей, — все больше и больше становится предметом и средством спекуляций в арсенале политиков, неспособных предложить людям что-либо другое. То, что является их коренным интересом, — нормальную жизнь в нормальной стране. Язык, русский или украинский — не важно, стал для простых людей ширмой, флером, за которыми люди «непростые» обтяпывают свои делишки.

Ну, скажите, кто мешал украинской власти защитить украинскую же литературу не на словах, а на деле, предоставив льготы отечественному книгоиздателю? Кто мешает «ріднім митцям», коих, например, в Национальной спилке писателей по-прежнему насчитывается тысячи, создавать подлинные шедевры, а не бездарную, но патриотическую, извините, дрысню, которую читать без отвращения нельзя? Кто не позволяет создавать ценностные вещи, понятные всей Украине, украино- и русскоговорящей, или принимать решения, приемлемые для всех? Никто! Они сами! В силу либо неумения в госуправлении, либо бесталанности в творчестве, которые прикрываются громкой украинофильской фразой и фобиями в отношении более талантливых коллег. Вот и путают они «річницю» с «роковинами», а Михаила Афанасьевича Булгакова (с днем рождения, Мастер!) легко переделывают в «Опанасовича», записывая и его в «патриоты». И удивляясь, почему это, мол, тупой народ нас не поддерживает?

…А ведь не в народе дело. Он-то как раз понимает, что с таким «творчеством» можно дожить до того, что придется отмечать «роковини річниці». Річниці незалежності. И, может быть, потому терпит…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам