Иван ГЕРАСИМОВ: "Нас мало, но мы в тельняшках"

Генерал армии, председатель Совета организации ветеранов Украины, Герой Советского Союза и Украины Иван Герасимов — член фракции КПУ и старейший народный депутат, который будет открывать сессию новой Верховной Рады. Ему 84 года, но он бодр и полон решимости защищать те идеалы, которые отстаивал всю жизнь и за которые воевал на полях Второй мировой войны. Об этом и разговор.

Иван Александрович, вам выпала честь открывать сессию нового парламента. С какими мыслями вы выйдете объявлять о начале работы новой сессии новой ВР?


— Я хотел бы обратиться к депутатам, избранным в новую Верховную Раду, с призывом меньше заниматься политизацией проблем. Народ избрал своих представителей в парламент для того, чтобы они защищали интересы людей. На этом необходимо сосредоточить внимание. А для этого надо заниматься экономикой. Нужно сделать все для того, чтобы не было безработицы, чтобы каждый человек имел возможность трудиться и получать за свой труд соответствующее вознаграждение. Об этом, кстати, сказано в Конституции. Если человек будет трудиться и получать за свой труд достойную зарплату — значит, в обществе будет мир и согласие. Вот на это и должна быть направлена работа Верховной Рады. Я думаю, что депутаты, которые придут в ВР 5-го созыва, будут лоббировать свои интересы. Однако будем работать и с ними…


Сможете ли вы прочитать на заседании Верховной Рады Украины присягу народного депутата на украинском языке, поскольку в рекламных роликах Виктора Януковича 2004 года, в которых вы выступали, четко прослеживались антиукраинские тенденции?


— Что касается открытия сессии Верховной Рады и языка, на котором выступать, скажу так: посмотрим, на каком. В зависимости от того, сколько мне дадут времени.


Как вы оцениваете нынешний состав Верховной Рады?


— Я думаю, что все, кто рассуждает и мыслит, должны оценивать его одинаково. По этому вопросу не может быть двух мнений. Что один клан, что второй — одинаковы, собственно говоря. Если вы посмотрите на списки прошлого созыва — там миллионеры, миллиардеры, 300 человек. Скажите, эти 300 миллионеров заботились о нуждах людей?


А если говорить о новом составе парламента…


— Я вам скажу, что сейчас миллионеров будет еще больше. Коммунистическая партия получила всего 21 мандат, а в прошлом созыве нас было 56 человек. Значит, 429 депутатов будут из партий, которые нуждами народа не интересуются. Поэтому сказать, что они будут поддерживать наши законопроекты, я, конечно, не могу. Но мы все равно будем бороться. Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках. Я думаю, что основные вопросы мы все-таки будем пробивать через Верховную Раду. Сейчас 85% населения живут за чертой бедности, и только 10% шикуют.


Как вы считаете, нынешняя Рада может изменить ситуацию в стране к лучшему?


— Она обязана это сделать. Но не могу точно сказать, я не видел еще состава. Надо будет конкретно разобраться, кто и что. Работа, которая сейчас проводится, направлена вовсе не на объединение страны. По результатам выборов Партия регионов получила 186 мандатов — наибольшее количество. И сейчас идет дележка: взять в коалицию «Регионы» или не взять. Ни в одной стране такого нет. Партия, которая победила, должна создавать коалицию и формировать правительство. И от нее должен выдвигаться человек на должность премьера. А у нас все делается совсем по-другому. Наверное, это все-таки не отвечает интересам народа.


Как вы считаете, будет ли создана коалиция, любая — «оранжевая», «разноцветная»?


— Она должна быть создана. Если не будет создана коалиция, Рада будет распущена.


А как вы считаете, будут ли приглашены в коалицию коммунисты?


— Вряд ли.


Почему?


— Никто не заинтересован в их делах. Коммунисты отстаивают идеи и цели народа. Они стояли на этом и будут стоять. И будут отстаивать все то, что нужно людям.


Посещая праздничные мероприятия по случаю Дня Победы, вы не ловили себя на мысли, что было бы хорошо, чтобы такое внимание, как в эти дни, оказывалось ветеранам всегда?


— Я бы хотел начать с того, что у нас не выполняются законы. Начнем с Основного Закона — Конституции, гарантом которой является Президент. 49-я статья Конституции говорит о том, что медицинское обслуживание всего населения страны должно быть бесплатным. А ветеранов — тем более. Я говорю, что ветераны — это особая категория людей. Народ назвал их поколением победителей. И к ним должно быть особое отношение. А почему же сейчас ветеран должен идти в больницу и платить деньги за лечение, за лекарства, должен идти даже со своей постелью? Разве это порядок? Я уже не говорю о том, что не выполняется закон о статусе ветеранов войны и гарантиях социальной защиты. Закон издан — он должен выполняться. Надо заставить все органы власти, начиная с местных — районных, областных, городских — и в центре выполнять законы. Но прежде нужно создать условия для наполнения местных бюджетов, потому что они пусты. А как без бюджета решать эти вопросы? Поэтому нужно уменьшить налоги, чтобы не забирать все средства в центр. Надо оставлять финансы на местах — в областях, на местах, в районах. Чтобы местные власти занимались решением конкретных проблем. Они ведь лучше знают все беды и будут помогать ветеранам.


С 1 января этого года 112 тыс. пенсионеров повышены пенсии. По большей части это ветераны Великой Отечественной войны. Существенное ли это повышение?


— Там есть различные категории. Но все-таки стало значительно лучше. Во всяком случае, пенсии теперь или равны прожиточному минимуму, или превышают его. Но этого еще недостаточно, конечно. Что же касается общей социальной защиты, то она, безусловно, не на должном уровне. Нужно добиться, чтобы полностью выполнялся закон о статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты. Вот тогда будет правильно. Приведу пример отношения к социальной защите: у Министерства обороны было 25 госпиталей, сейчас ликвидируются и эти. А куда идти ветеранам? Мы ставили вопрос о передаче этих госпиталей Министерству здравоохранения, чтобы они в них обслуживались, но ничего не делается. Кроме того, большинство санаториев, принадлежавших Министерству обороны, отобраны. А куда деваться ветеранам военной службы? Более того, раньше нашей организации ветеранов предоставляли путевки в различные санатории, порядка 1,5—2 тыс. путевок. Пришло новое руководство, и теперь нам путевки не положены — только работающим членам профсоюза. Кстати, у нас ветераны труда и сейчас платят профсоюзные взносы, а путевок им не дают. И уже сказали, что в 2007 году путевок тоже не будет.


Сегодня очень много споров вокруг закона о социальной защите детей войны, и с 1 января текущего года этот закон все-таки вступил в силу. Скажите, этим законом предусмотрена реальная поддержка детей войны или он просто выписан на бумаге, а на деле ничего не происходит?


— По инициативе фракции коммунистов в Верховной Раде 4-го созыва мы поставили этот вопрос заново, чтобы преодолеть вето Президента. Кстати, оно накладывалось дважды. Было наложено вето на первый проект закона — мы вынуждены были согласиться с его предложениями. Но и на второй проект Президент наложил вето. А в третий раз ВР преодолела вето, и сейчас уже восстановлено все, что сказано в законопроекте. В частности, в отношении 25-процентной оплаты коммунальных услуг.


Вы часто говорите и о том, что нужно заниматься проблемами не только ветеранов, но и молодежи. Это ваше искреннее убеждение, такая жизненная позиция?


— Что касается молодежи, то я придерживаюсь такой позиции по этому вопросу: молодежь — будущее страны. И она, прежде всего, должна знать историческую правду о стране, об обществе, о нашем прошлом. И конечно, о Великой Отечественной войне. Знаете, в советское время во всех школах были комнаты боевой славы. С приходом новой власти эта традиция нарушилась. Во многих школах комнаты боевой славы были закрыты. Поэтому сейчас некоторые школьники даже не знают, когда началась война. Но я должен сказать, что главная причина — в том, что в программах для учеников средней школы и студентов высших учебных заведений искажается правда о нашей истории. Достаточно сказать, что в учебнике по истории для пятых классов записано: Украину освободила вовсе не Советская Армия, а ОУН-УПА.


Скажите, как вы работаете в направлении той инициативы, которую выразил Президент Ющенко по поводу примирения ветеранов Великой Отечественной войны и УПА?


— Я вам должен сказать, что примирение может быть только при одном условии: если противная сторона всенародно покается за те действия, которые она совершала. Другого разговора быть не может.


Сейчас много споров о Великой Отечественной войне. Знаете ли вы о том, что к началу войны Советский Союз обладал самой мощной сухопутной армией в мире, ведь одних только танков Т-34 у нас было 1600 штук, но мы проиграли начало войны. Где вы находились 22 июня 1941 года и не готовились ли по совету Сталина к любым неожиданностям, например, к нападению на Германию 6 июля 1941 года?


— Я начал войну 22 июня 41-го в Тирасполе командиром танковой роты. Должен вам сказать, что я до войны видел один танк Т-34, он был закрыт брезентом, и нас приглашали с ним ознакомиться. А у нас на вооружении были танки БТ-7 с бензиновым двигателем. М-17 — двигатель авиационный, он стоял на самолетах, 100 моточасов отрабатывал на самолете, потом их снимали и ставили на танки. А вторая модификация БТ А7М была с дизельмотором В2. У меня была танковая рота, которая была укомплектована танками БТ А7М. В роте было 17 танков. Горели они так же, как и те, которые были с бензиновыми двигателями. Броня была противопульная. Снаряды ее прошибали, как картон. Трудно было.


Вы ведь и сами не один раз горели в танке?


— Я четыре раза горел в танке, трижды ранен, контужен. В Чернобыле за 6 месяцев получил вторую инвалидность. Так что мне хватило.


Еще один аспект вашей деятельности связан с сохранением исторической памяти, чтобы каждый из участников ВОВ на века остался в памяти поколений украинцев. Это уже законченная работа или она еще продолжается?


— Я действительно с 1991 года являюсь главным редактором редакции Книги памяти Украины. В областях уже изданы 250 томов, и эта работа закончена. Но сейчас рассматривается вопрос по военным конфликтам. Те люди, которые в них погибли, тоже не должны быть забыты. Недавно была закончена работа по войне с Финляндией, планируется рассмотреть вопрос и по другим военным конфликтам. Более того, сейчас редакция работает над Книгой памяти о ветеранах, погибших уже после войны. Но вся проблема в недостаточном финансировании. Было такое время, когда аппарат редакции по шесть месяцев не получал зарплату. Работали на энтузиазме. Но уважение к ветеранам, к павшим бойцам стоит того.


Как вы относитесь к празднованию Дня Победы без военного парада?


— Решение есть решение. Решения не обсуждаются, а выполняются. Но я вам выскажу мнение ветеранов: все-таки желательно было бы, чтобы хоть в центре Киева проводился парад. Парад — это связь поколений, на этом учится молодежь. Надо показать, что в Украине есть своя армия, которая готова и способна защищать честь, свободу и независимость, суверенитет страны. Пусть это будет небольшой парад, но его стоит проводить. В других странах СНГ парады проводятся, почему же Украина не может? Хотя она имеет большее, может быть, право на это.


По сравнению с Ющенко, как вы оцениваете Леонида Кучму, его политику, его работу?


— Они недалеко друг от друга ушли. Я вам скажу: Украина находится в кризисе — и экономическом, и политическом, и каком хотите. Чего ни коснись — говорят: «Нема грошей». На все есть «гроші», только нет на нужды народа.


А у Кучмы было бы будущее, если бы он остался на третий срок и, например, проводил курс на евроинтеграцию?


— Нет. Он сразу сказал, что не будет баллотироваться на третий срок. Сложилась такая ситуация, что ему нельзя было уже оставаться. Так же, как в России Путин категорически сказал, что на третий срок баллотироваться не будет. В принципе, я против того, что был объявлен курс на евроинтеграцию. И должен сказать, что ЕС в ближайшие 20 лет не будет даже рассматривать вопрос принятия Украины.


Почему?


— Потому что мы никому там не нужны. Потому что мы голодные, раздетые и разутые. Надо прежде экономику поднять. Ведь то, что мы производим, в Европе мы не сможем продать. Нам надо производить продукцию, которая может конкурировать с продукцией Запада. Кроме того, нам надо искать рынок сбыта. Единственный реальный рынок сбыта — это Содружество Независимых Государств. Второе: вопрос энергетики. В Украине ни нефти, ни газа нет. Нам Запад даст? Европа даст? Нет, они сами получают все за большие деньги. Третье: не надо слушать, что нам указывают, и делать все по подсказке. Надо мыслить самим и делать так, как лучше для народа, и то, что не кому-то, не заокеанским хозяевам, а нашей стране, нашему народу нужно и что выгодно нашей экономике.


И как вы оцениваете то, что Украина собирается вступить в НАТО?


— Я категорически против. После насильственного развала СССР Америка поставила себе задачу — разделить и править. Причем каким образом? Сначала разжигают конфликт и потом пускают туда НАТО. НАТО — это не политическая сила, а военная. Вот Тарасюк объявил, что Украина готова отправить контингент в Афганистан. Слушайте, на каком основании? Что там делать украинскому солдату? Чьи интересы он будет там защищать? Спрашивается, что, недостаточно, что в прошлые годы наши матери встречали гробы? Что, еще нужно? Ладно бы это была миротворческая деятельность с ООН. Но это военное сотрудничество. Афганцы считают НАТО оккупантами, значит, и мы будем для них оккупантами. Зачем это нам надо?


Не могли бы вы рассказать о своей семье?


— У меня сын и две дочери, четыре внука, внучка, два правнука и правнучка.


По вашим стопам кто-то из мальчиков пошел?


— Из внуков, можно сказать, пошли все трое — учились в Суворовском училище.


А как вы оцениваете ситуацию в армии Украины в отношении обучения и подготовки состава — насколько это отвечает современным требованиям?


— Я вам должен сказать так: срок службы в армии сократили до одного года — значит, никакой армии тут не будет. За год невозможно подготовить специалиста. Это просто отбытие срока, иначе это назвать нельзя. А потом, вы посмотрите, как солдаты одеты. Это же смех один. И это Украина, которая в советское время была в первой десятке стран мира по экономическому развитию и социальной защите людей! А как армия была одета, какой силы была! А вооружение было какое! Сейчас абсолютно ничего нет. Больше того, вступить в НАТО — это значит ликвидировать военно-промышленный комплекс. Потому что надо будет покупать все у натовцев.

Подготовили Ирина
Конончук, Владимир Скачко

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам