Региональные коалиции

Все как-то сосредоточились на коалиционных последствиях выборов в ВР и почти забыли о ситуативных раскладах на местах. Формирование «разноцветных» коалиций в областях отошло на второй план. Дескать, потом разберемся – когда выясним, кто будет премьером (вице-премьером, главой СБУ) «на самом верху». Это как бы та «печка», от которой предлагается танцевать…

Например, многие бизнесмены возмущаются: как я могу знать, строить бизнес тут или выводить деньги в Россию, когда непонятно, какого цвета будет парламентское большинство, формирующее правительство? Надо сказать, что такая точка зрения несколько устарела – с оглядкой на нынешний процесс децентрализации власти, который идет семимильными шагами. Еще на старте выборов-2006 было заметно, что очень многие перспективные бизнесмены или политики предпочли баллотироваться в местные советы, а не тягаться с «тяжеловесами», рвущимися в парламент любой ценой. Их аргумент: политика делается на местах. Экономика, как вы понимаете, тоже. Решение о выделении земли (строительстве, открытии предприятий, расположении «свечных заводиков») принимают местные парламенты. Поэтому местное депутатство и было таким привлекательным: оно рассматривалось многими как выгодная инвестиция, и поэтому торг местами в региональных списках был принят всеми партиями, участвовавшими в выборах. Одни соблазняли бизнесменов «защитой» в виде неприкосновенности, другие намекали на широкие возможности развития предпринимательства в случае победы. Это и обусловило столь высокий процент молодых «яппи» и перспективных предпринимателей в региональных партийных «реестрах».

Очевидно, что теперь товарищи со значком будут действовать сообразно своим интересам: желание «отбить» вложенные в выборы средства во многом будет ключевым при формировании коалиций в местных парламентах. Опять же, если на уровне ВР пребывание в оппозиции может приносить неплохие дивиденды (как говорит политолог-депутат Дмитрий Выдрин, многие европейские депутаты зарабатывают как раз в оппозиции, а не во власти), то на региональном уровне всегда выгодней быть ближе к центру распределения земных благ. Это два базовых принципа, по которым будут формироваться коалиции на местах. От чего еще будут зависеть коалиционные тенденции в разных областях?

Во-первых, от того, какое большинство, в конце концов, сумеют «сложить» в парламенте страны. На него и будут ориентироваться «младшие братья». Проще говоря, возможен вариант, что даже в тех регионах, где «оранжевые» силы и не взяли большинство в местном совете, коалиция все равно будет носить «помаранчевый» оттенок.

Во-вторых, никак нельзя проигнорировать тот факт, что в 14 областях выиграла выборы БЮТ, в десяти – приоритет у партии Януковича, в двух «лидирует «Наша Украина», в двух – социалисты. Сразу же «закладывается» конфликт между местным парламентом и губернатором, которого назначает «оранжевый» президент. И хотя Виктор Ющенко пообещал не назначать губернаторов, чья политическая окраска будет радикально расходиться с цветом местных советов, вряд ли такая идиллия возможна. Особенно в случае, если в ВР все же будет сформировано демократическое большинство в составе СПУ, БЮТ и «Нашей Украины». Ведь они все потребуют губернаторских кресел для своих представителей.

В-третьих, следует вспомнить, что по Конституции у местных советов нет обязательства создавать коалицию – это непременное требование только для депутатов Верховной Рады. И это значит, что создание большинства в парламенте Винницы или Львова будет чисто номинальным. Политический акт, не более того. И конечно, такой подход обусловит ситуативность любой коалиции на местном уровне: она в большей степени будет зависеть от внутренних интересов, чем от развития событий в центре. А теперь проверим это на практике.

Киев. Начнем с самого сложного поствыборного участка – коалиции в Киевсовете. Мало кто ожидал победы Леонида Черновецкого на выборах мэра, поэтому и Киевсовет в какой-то мере формировали «под Омельченко». Так что уже первые «примерки» показали, что Киевсовет станет основным плацдармом отработки коалиционных технологий на местном уровне. Напомним, что большинство мандатов в Киевсовете получила партия Юлии Тимошенко. Она, объединившись с ПОРА–ПРП и ГАК, создала антимэрское большинство, в планы которого входит «ликвидация» мэрства Черновецкого, внеплановые выборы столичного градоначальника. Не правда ли, ситуация схожа с тем, что сейчас происходит на парламентском уровне, где время от времени выдвигаются предположения о роспуске ВР и досрочных парламентских выборах? То есть Киевсовет как раз будет действовать по схеме, максимально приближенной к модели формирования большинства в ВР, и в случае неуспеха БЮТ на этом уровне начнутся акции протеста. Ситуация усугубляется тем, что на депутатов местного совета не распространяются «законы императивного мандата», и законодатели могут свободно мигрировать от одной коалиции в другую, что, собственно, мы и наблюдаем сегодня в КС, когда верх попеременно берет то большинство во главе с БЮТ, то коалиция имени Черновецкого.

Донецк. Здесь преимущество «регионалов» очевидно и бесспорно, хотя прежней монопартийности в выборных органах власти уже нет. В избранном созыве Донецкого областного совета из 150 депутатов более двух третей составляют представители Партии регионов (по предварительным итогам выборов, 102 депутата). На втором месте после ПР – «Народная оппозиция» Натальи Витренко, получившая 13 мандатов, а также традиционно присутствующие в местных советах фракции Соцпартии и КПУ. Вроде бы, все монопольно, и власть ПР в облсовете неоспорима, что позволит ему «корректировать» президентскую точку зрения в губернаторском вопросе. Президенту и премьер-министру придется исходить из того, что любого неугодного местной элите губернатора можно будет снять посредством вотума недоверия единоличным решением одной партии – 2/3 голосов в руках «Регионов» имеется. Однако есть одно, вернее, целых два «но». Первое: из почти 70 областных депутатов 57 баллотировались и в ВР, и в местный совет. Так что, скорей всего, региональный список «донецких» сильно видоизмениться. А поскольку, как любая партия монопольного типа, ПР испытывает кадровый дефицит, то на место выбывших в парламент могут прийти люди, больше зависящие от своих бизнес-интересов, чем от пожеланий партии. Которой, к тому же придется все силы тратить на закрепление в Киеве. И второй нюанс: ПР, возможно, будет непросто сформировать широкую коалицию с идеологическими союзниками: лидер «Народной оппозиции» Наталья Витренко уверяет, что будет в жесткой оппозиции к ПР, памятуя предвыборные «обиды».

Одесса. Ситуация в городе у моря сложилась более чем пикантная. Там депутаты опережают график работы ВР, где только еще подходят к «взаимопроникновению» Партии регионов и НСНУ. А вот на местном одесском уровне такое сближение приняло столь угрожающие формы, что политсовет партии власти даже издал специальное распоряжение, запрещающее любые контакты между Одесской «НСНУ» Алексея Козаченко и региональным «отделением» партии Януковича. Напомним, что одесская организация «Нашей Украины», которая не решилась самостоятельно участвовать в городских выборах и поддержала кандидата Эдуарда Гурвица, после подведения итогов предприняла попытку взорвать блок Гурвица «Наша Одесса» изнутри, выведя из него своих депутатов и стараясь сформировать чисто «нашеукраинскую» фракцию, без примесей. Таким образом, Козаченко со товарищи, по мнению экспертов, хотели обеспечить себе свободу маневра в переговорах с «регионалами», которые получили большинство в облсовете – 38 мандатов. «Наша Одесса» взяла не намного меньше – 31, но 18 из них – представители «НСНУ», которые могут покинуть блок под давлением партийного руководства. Если они сблокируются с той «девяткой», которую провела в одесский парламент «Наша Украина», то может получиться довольно внушительная фракция. А она, в свою очередь, объединившись с ПР, блоком Витренко (15 человек), блоком Литвина (8 депутатов) и «Не так!» (10 мандатов), составит угрожающие для одесского мэра две трети депкорпуса. Вот вам наглядный пример почти полного переформатирования новых местных парламентов под местные интересы, а не под партийные установки. Результат выборов может быть один, а состав облсовета – совсем другой.

Львов. Здешний областной совет один из немногих, где победила «Наша Украина» – 44 мандата. Ей в спину дышит блок Тимошенко (41 «штык»), и это предполагает наличие жесткой конкуренции между двумя «оранжевыми» силами за пост главы Львовского облсовета. Как известно, БЮТ хочет поручить контроль за областью своему человеку – нынешнему председателю облсовета и члену блока Тимошенко Михаилу Сендаку, неплохо справлявшемуся со своими обязанностями в деле «подавления» в регионе симпатий к партии власти. А у «заклятых друзей» Юлии Владимировны, естественно, есть своя кандидатура – Олег Тягныбок, лидер ВО «Свобода», получившей 10 мандатов в местном совете. Его партия, ПОРА и УНП вчера подписали декларацию намерений об образовании Коалиции национально-демократических сил – подобие «большого коалиционного договора», завизированного Тимошенко, Морозом и Безсмертным. Но подписанты надеются, что судьба их меморандума будет более удачной, и они смогут «уделать» Юлию Тимошенко и ее соратников в борьбе за кресло львовского спикера. Ситуацию может изменить только Партия промышленников (8 депутатов), но слабо верится, что соратники Кинаха станут играть на стороне Юлии Владимировны.

Харьков. В Харьковском облсовете сразу два скандала. Первый: убедительно победившая на выборах в областной совет Партия регионов (83 мандата из 150) начала с того, что потребовала отставки председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова. Который не может возразить «регионалам» в силу малочисленности голосов, набранных «НСНУ» в Харькове – всего 12 депутатских мест. Зато губернатор прибегнул к другой уловке: он не стал искать союзников (тем более, их нет – оставшиеся после ПР 55 мандатов разделили между собой КПУ, «Народная оппозиция», «Не так!», блок Литвина), а попробовал повлиять на ТИК. Результат: харьковские выборы могут и отменить. Киевский районный суд города Харькова приостановил публикацию результатов выборов в Харьковский областной совет, запретив областной избирательной комиссии публиковать результаты выборов до рассмотрения иска, который поступил от блока Владимира Гошовского. Блок этот требует применить другую методику определения проходного барьера, при которой не учитывались бы бюллетени с отметкой «признаны недействительными» и «проголосовали против всех». При применении такой методики блок Гошовского преодолевает 3%-й барьер и попадает в областной совет. Но чем бы ни закончились эти разборки, создание «оранжевой коалиции» харьковскому парламенту точно уж не грозит…

Еще раз скажу: местные провластные конфигурации в советах могут быть самыми разнообразными. А если и будет создаваться крепкая и большая оппозиция, то с целью – взять (вернуть) как можно быстрее власть (в частности, путем досрочных перевыборов или угрозой таких перевыборов, как это сейчас делается в Киеве и Харькове). Местные оппозиции рассматривают свое положение как временное и рассчитывают изменить свой статус, влияя на теризбиркомы или мнение депутатов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам