Теорема Ферма

Каждый день начинается с математической разминки. Берутся последние данные ЦИК. На их основании вычисляется, сколько мест в будущем составе парламента получат пять лидеров избирательной гонки. Затем перебираются коалиционные комбинации, которые в сумме могут дать не менее 226 мандатов (парламентское большинство). А дальше начинается чистая политика. Пример: по результатам обработки 90,24% бюллетеней Партия регионов получает 30,87% голосов, БЮТ – 22,55%, «Наша Украина» – 14,74%, СПУ – 5,93%, КПУ – 3,62%…

В «мандатном» исчислении получается следующая картина: «регионалы» – 178 мест, «тимошенковцы» – 132, «нашеукраинцы» – 84, социалисты – 34, коммунисты – 22. Поскольку осталось обработать менее десяти процентов избирательных бюллетеней, то данная кресельная «расстановка», скорее всего, сохранится и в будущем. Единственная интрига – пройдет или не пройдет в парламент блок Витренко. Пока прогрессивным социалистам не хватает трех десятых процента. Учитывая тот факт, что сейчас завершается обработка данных из восточного региона (в первую очередь, из Донецкой области), можно предположить: шансы есть. Но не факт, поскольку голоса могут усилить «регионалов». Пять десятых процента не добирает блок спикера Владимира Литвина, и это финиш. Получается, что только «витренковцы» могут слегка исказить общую картину распределения мест в новом парламенте. В таком случае придется вычесть 15 мест из показателей пятерки лидеров. Принципиальная расстановка сил не изменится. Теперь займемся комбинациями.

Первая: «Оранжевая коалиция»: БЮТ + «Наша Украина» + СПУ. Всего 250 голосов. У каждого из «тройки» есть свой политический актив. У «нашеукраинцев» – это президент, у БЮТ – самое большое количество мест по сравнению с партнерами, у социалистов – блокирующий пакет. Если СПУ спрыгнет с коалиционной темы, то большинство развалится (250-34=216). По форме это пропрезидентская коалиция, но поскольку там находится Юлия Владимировна – конкурент Виктора Ющенко на будущих парламентских выборах, то ориентация группировки на курс главы государства весьма и весьма условна. Да и форма правления нынче другая – парламентско-президентская. То есть законодательный орган власти по умолчанию доминирует, и такая привычная форма организации большинства, как пропрезидентская коалиция, вовсе не обязательный атрибут политических игр.

На этапе создания данной конфигурации главная проблема – премьерские амбиции Юлии Тимошенко. Не случайно девизом ее избирательной кампании был следующий слоган: «выбираем народного премьера». В рамках «оранжевой» коалиции она формально имеет право претендовать на должность главы Кабинета министров, поскольку контролирует самую большую группировку в формате «псевдо-оранж». Однако Виктор Ющенко, мягко говоря, не в восторге от перспективы получить на свою голову сильного премьер-министра, да еще и с президентскими амбициями. На протяжении семи месяцев он имел возможность познакомиться с методами работы Юлии Владимировны. Даже несмотря на отсутствии команды (ключевые должности в КМ заняли представители «Нашей Украины», включая «заклятого друга» ЮВТ Романа Безсмертного), Тимошенко умудрилась использовать свое положение с максимальной выгодой для себя. Еще учтите тот факт, что в качестве противовеса премьеру выступал секретарь СНБО Петр Порошенко, полномочия которого на то время были значительно более весомыми, чем при нынешнем формате Совбеза.

Отдельный вопрос – надо ли Тимошенко сейчас связывать свою дальнейшую судьбу с премьерством? Во-первых, весенний экономический кризис со всеми сопутствующими симптомами – рост цен на энергоносители (включая бензин), инфляция, всеобщее и повальное подорожание, задержки с выплатами зарплаты – дело практически решенное. Свалить все на предыдущее правительство не получится. Все-таки представители одной, «оранжевой» коалиции.

Во-вторых, если рассматривать премьерство как ступень к президентству, то здесь тоже не все просто. При парламентской форме правления все-таки должность главы правительства круче. Надо сначала добиться отмены конституционной реформы, а затем уж строить стратегические планы на президентскую должность.

В-третьих, после развала коалиции Юлия Владимировна останется без мандата. Ну у нас же запрещено совмещать должности в исполнительной и законодательной власти. Если ЮВТ станет премьером, то ей придется «сдать» депутатство.

Контраргумент на вышеприведенные доводы у Тимошенко, как всегда, очень простой: все и сразу. Сначала ввязаться в драку, а затем уж выжать из ситуации максимально возможные дивиденды. Рискну высказать субъективное предположение: если Юлия Владимировна и задумалась об опасностях, связанных с должностью премьера, то секунд на тридцать. Затем она встряхнет своей косой и ринется в бой. Нынешним инвесторам кампании ЮВТ надо будет также помнить об одной особенности поведения Юлии Владимировны – их взносы ровным счетом ничего не значат и никаких гарантий не дают. Если ей надо будет, то огребут все. По полной программе.

Теперь о спикере. В «оранжевом» формате это либо Александр Мороз, либо кто-то из «Нашей Украины». Например, Роман Безсмертный. Тоже ключевая должность. Особенно если получится тандем Роман Петрович (спикер) – Юлия Тимошенко (премьер-министр). Смеху будет полные штаны. Наиболее удобная позиция в данной коалиции у Александра Мороза. Он не первый, но и не третий. Зная умение Сан Саныча играть на распасах, можно сделать следующий вывод: он останется при своих. Как минимум, министрах.

Не забудем о президенте. С одной стороны, «оранжевый» расклад ему удобен. Верность идеалам Майдана, общечеловеческим ценностям, демократии и прочая идеологическая мишура как бы еще работают. Типа воссоединение некогда единой команды победителей. Подождите смеяться. Надо же идеологически обосновать свою легитимность. Формально Виктор Ющенко остается главным действующим лицом при формировании подобной коалиции. Опять-таки формально он сохраняет свое политическое лицо. Однако только представьте себе, что он почувствует, когда придется подписывать представление на премьерство Тимошенко. Эмоции могут взять верх над рациональным расчетом. И, похоже, что возьмут. Не зря же многоопытный Сан Саныч Мороз в своем варианте меморандума о создании коалиции особо оговорил пункт насчет невозможности вето президента на решение о рекомендации кандидатуры премьер-министра от большинства. Вот это как раз и есть слабое «оранжевое звено».

А сейчас о самом плохом. Существует реальная угроза конвергенции власти. Что такое конвергенция? Грубо говоря, это взаимное проникновение. При «совке» была теория о конвергенции двух мировых систем – капитализма и социализма. Якобы буржуазный строй вынужден развивать социальные институты, а социализм – рыночные. Если взять парламент в целом, то в случае «оранжевого» форматирования законодательного органа власти получится два лагеря: «голубой», то есть оппозиционный и как бы провластный. Но прикол заключается в том, что между ними нет непреодолимых идеологических различий. И там, и там – крупный капитал. Страна одна. Изолировать восток экономически нереально. Конвергенция неизбежна. К гадалке не ходи. Следующий момент: назвать «голубых» оппозицией нельзя. Таких денег у оппозиции быть не может. Пацаны контролируют почти половину экономического потенциала страны. Если у нас такая оппозиция, то какова же должна быть власть? Посмотрели на нынешний властный Олимп и поняли: файлы не сходятся.

Кроме финансовой, есть и другая основа для конвергенции. Ну, подписались 250 депутатов под договором о создании «оранжевой» коалиции. И что? Выйти из фракции нельзя. Это правда. Однако никто не запретит депутатам голосовать так, как они считают нужным. Самое главное: им за девиантное (отклоняющееся) голосование ничего не будет. Нет, конечно, если парламентарий честный (согласитесь, парадоксальная игра слов), то он напишет заявление, в котором укажет, например, что по идеологическим и моральным причинам не может оставаться во фракции БЮТ. Или «Наша Украина». Тогда его пинком под зад из парламента. А много ли найдется таких честных парней? Наверное, не очень. То-то и оно. Без собственноручно написанного заявления никто и ничего с инакомыслящим парламентарием не сделает. Конституционная система такая. Знаете, чем это все закончится? Формально будет существовать «оранжевая» коалиция, которая на протяжении очень короткого промежутка времени «сконвергируется» с Партией регионов. 178 донецких парней во главе с Ринатом Леонидовичем – это веская основа для подобной конвергенции. В результате получится неформальное депутатское объединение явно не оранжевого цвета. Если политическая система мешает свободному движению финансовых потоков, то, как правило, меняют не потоки, а систему. Отсюда логически вытекает необходимость в изменении Конституции. Впрочем, это тема для другого исследования. Для нас важнее другое: «оранжевая коалиция» нестабильна по двум причинам. Первая – своя игра Тимошенко. Вторая – нельзя загнать большую (и далеко не бедную) часть страны в оппозицию. Поэтому неизбежна конвергенция.

Вторая: БЮТ + Партия регионов. В сумме получается конституционное большинство – 310. Самый опасный для президента и для донецких вариант развития коалиционных событий. Но об этом – во второй части нашего любительского исследования.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам