Объявление войны

Публичный конфликт между советником Виктора Ющенко, совладельцем российского Национального резервного банка (НРБ) Александром Лебедевым и главой НБУ Владимиром Стельмахом является не личным, а концептуальным. Точнее, для Лебедева он носит характер бизнес-обиды: Стельмах препятствует вхождению в Украину российского Сбербанка через «НРБ-Украина». Стельмах же в принципе против присутствия в Украине иностранных госбанков. Арбитром конфликта должен стать президент. Но ему не просто выбрать, кого поддерживать…

Александр Лебедев обвинил Национальный банк Украины в блокировании продажи украинского дочернего «Банка НРБ» российскому Сбербанку. Об этом сообщила пресс-служба российского банка «НРБ» со ссылкой на заявление Лебедева. По словам российского банкира, ходатайство о получении разрешения на проведение сделки по продаже украинского дочернего банка российским «НРБ» было подано в Нацбанк еще в декабре 2005 года, однако несколько раз документы возвращались украинским регулятором на доработку. «Украинская сторона сознательно затягивает процесс, поскольку в случае получения разрешения на сделку на украинском рынке сможет появиться крупнейший российский банк, контролируемый государством», – утверждает Лебедев.

В общем-то Лебедев не лукавит: причина затруднений, связанных с регистрацией банка, действительно в этом. Сейчас на украинском рынке работает один российский госбанк – Внешторгбанк. И отношение к нему как руководства Нацбанка, так и банковского лобби в лице Ассоциации украинских банков, откровенно недружелюбное. Причем, в недружелюбии нет ничего личного – только бизнес.

То, о чем Стельмах по должности не может говорить вслух, президент АУБ Александр Сугоняко ретранслирует через СМИ. Когда «Внешторгбанк» начал процедуру покупки банка «Мрия», он сказал в интервью журналистам, что Россия через свой государственный «Внешторгбанк» получает доступ к значительной части украинской экономики. «Влияние может быть не только экономическое, но и монетарное влияние может быть, валютное влияние в плане дестабилизации того или иного рынка», – подчеркнул он и добавил, что Россия также сможет использовать банк для политического влияния на Украину.

«Присутствие российского банковского капитала, именно государственного в первую очередь, на нашем рынке должно было бы беспокоить наше государство. И для меня немного странно, когда бывший руководитель Совета национальной безопасности и обороны продает свой банк государственному российскому банку», – беспокоился г-н Сугоняко.

Впрочем, несмотря на многолетнюю лоббистскую деятельность, глава АУБ не обладает таким авторитетом, чтобы своими высказываниями повилять на тенденции финансового рынка. Поэтому спустя короткое время слово вынужденно взял сам Стельмах. Председатель НБУ довольно жестко высказывался за ограничение доли иностранных государственных банков в украинском банковском секторе. Причиной его откровений стал не «Внешторгбанк», а намерение российского Сбербанка к середине 2006 года завершить сделку по приобретению 100% акций украинского дочернего «Банка НРБ» за $100 млн.

Лебедеву, для того, чтобы оформить сделку и получить указанную сумму, нужно лишь согласие Национального банка Украины. А его пока нет. Естественно, депутата Госдумы и советника Ющенко это раздражает: время – деньги. А 100 миллионов американских долларов на дороге не валяются.

Осведомленные источники уверяют, что «заказчиком» кампании по недопущению в Украину Сбербанка является Ощадбанк. Но не только его интересы будут затронуты с приходом российского гиганта. Дело в том, что согласно инсайдерской информации, Сбербанк не будет конкурентом Ощадбанку, поскольку не планирует розничной экспансии, а намерен обслуживать своих корпоративных клиентов. На этом поприще он будет мешать крупным системным банкам, ориентированным на свободного «жирного» клиента.

Кроме того, есть информация, что «НРБ-Украина» будет куплен вместе с компаниями, на которые оформлена занимаемая им недвижимость. Украинский банк занимает здание в центре Киева — бывший Дом политпросвещения Киевского обкома КПСС. Вместе с прилегающей территорией оно может стоить более $50 млн. А в дальнейшем, с повышением цен на землю – и того дороже. Не исключено, что офис НРБ в Киеве станет своего рода центром финансовой экспансии России в Украину.

Надо заметить, что опасения Стельмаха по поводу Сбербанка имеют под собой реальную почву. Этот банк негласно уполномочен правительством РФ на «захват территории» в ключевых странах СНГ. В декабре он получил согласие казахского регулятора на приобретение местного «Тексакабанка» за $50 млн. Как и в Украине, Сбербанк не будет заниматься розницей в Казахстане, а сосредоточит внимание на интересах крупных клиентов.

Как полагают эксперты, приход крупного игрока из страны, с которой столь сильно и неоднозначно связана украинская экономика, может серьезно изменить ситуацию на рынке. И прежде всего, по их мнению, сложней всего в этой борьбе придется украинским госбанкам, чей бизнес наиболее схож с бизнесом Сбербанка.

Сбербанк занимает среди российских банков первые места практически по всем параметрам. В том числе – по чистым активам (76,66 млрд. долларов), капиталу ($7,76 млрд.) и средствам на расчетных счетах юридических лиц ($15,56 млрд. – 24,98% рынка).

Понимая это, Стельмах пошел ва-банк. В интервью журналу «Банкир» он заявил, что присутствие иностранных государственных (именно государственных) банков в Украине должно быть ограничено. «В отличие от коммерческих банков, для которых главное – получение прибыли, государственные банки могут решать иные задачи, вмешиваясь в конкуренцию, пусть даже какое-то время себе в убыток. В этой ситуации на экономику может влиять политика, поэтому тут, наверное, должны быть определенные ограничения», – сказал Стельмах.

Лебедев, имеющий влияния не только на Виктора Ющенко и посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, но и на влиятельных людей в Кремле, теперь приложит максимум усилий, чтобы победить в схватке со Стельмахом. Для него это станет делом принципа. А для Стельмаха появляется дополнительных фактор риска: о его предстоящей отставке сейчас говорят не только в штабах, но и в кулуарах Нацбанка. Однако несмотря на ряд странных шагов (в том числе, административное управление валютным рынков, выразившееся в снижении курса доллара на 7% за одну ночь), глава НБУ сейчас является фактором стабильности. И его отставка в момент неопределенности с судьбой правительства была бы, мягко говоря, несвоевременна. Понятно, что окончательное решение зависит от Виктора Ющенко, много лет работавшего бок о бок с Владимиром Семеновичем.

Самое забавное, что во время непростого назначения на пост главы НБУ, НРБ был одной из структур, поддерживавших кандидатуру Стельмаха. «Назначение опытного банкира на должность председателя НБУ в ближайшее время, несомненно, смягчит негативное влияние политической ситуации в стране на банковскую сферу. В краткосрочной перспективе определенный психологический дискомфорт будет снят, – говорил глава киевского представительства банка Вячеслав Юткин, – а Нацбанк вернет доверие и уверенность граждан в банковской системе». Сейчас этот комментарий вызывает ироничную улыбку…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам