Консенсус поневоле

Закончились двухлетние переговоры Украины и США относительно межгосударственного протокола, необходимого для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Подписание протокола намечено на сегодня, 6 марта. Правда, рабочие документы между департаментом сельского хозяйства США (USDA) и Минсельхозом Украины по экспорту домашней птицы и яиц были согласованы еще три года назад. Т.е. теоретически протокол с Америкой можно было иметь еще в 2003 году. Почему этого не случилось? Дело не в курице, а в финансах…

Согласно процедуре, для вступления страны в ВТО создается рабочая группа, куда могут войти представители любого государства-члена организации. Они выходят со своими предложениями и даже требованиями по содержанию протокола о вступлении «абитуриента». Эти требования состоят из двух позиций. Первая – установить некий режим на дату вступления (другими словами – адаптация национального законодательства к стандартам ВТО). Вторая часть требований касается двусторонних отношений поступающего с «переговорщиками» из Рабочей группы. Американцы не были самыми капризными контрагентами Украины на переговорах. Но к числу наиболее стойких (в своих претензиях) «оловянных солдатиков» их вполне можно отнести.

Из 13 переговорных лет (официально процесс присоединения Украины начался 17 декабря 1993 года, когда было принято решение о создании рабочей группы по рассмотрению нашей заявки) два последних с американцами шло тяжелое как Курская дуга противостояние. Публично были озвучены два принципиальных требования: окорочка и интеллектуальная собственность. С ними вроде бы разобрались. Пересказывать историю пошаговых уступок американцам в сфере защиты интеллектуальной собственности, думаю, не стоит, поскольку это тема отдельного повествования. Скажу вкратце, что формально Украина выполнила все требования США в сфере борьбы с интеллектуальным пиратством. Закрыла предприятия, которые могли бы выпускать контрафактную продукцию. Но фактически пиратские диски как продавались, так и продаются. Только теперь они выпускаются монопольно одним производителем.

Переломным моментом в пиратской теме стало 6 июля 2005 года. В этот день Верховная Рада изменила украинское законодательство по лазерным дискам: согласилась ввести в законодательство нормы многостороннего Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) ВТО, устранить противоречия между законами «О внешнеэкономической деятельности» и «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания», а также усилить уголовную ответственность за пиратство. За год до этого, в мае 2004 года, депутаты отказались ввести уголовную ответственность за нарушения правил экспорта и импорта лазерных дисков. И это затормозило подписание протокола, который был почти готов, благодаря «куриному компромиссу».

Кстати, о курятине… Вопреки распространенному мнению, самый резонансный для украинско-американских торговых переговоров вопрос – запрет на импорт американского мяса птицы – был разрешен еще в 2004 году. Более того, был даже подписан протокол о новом ветеринарном соглашении по поставкам мяса птицы. Согласно ему снимается запрет на импорт американского мяса птицы, длившийся 15 месяцев. Кроме того, украинская сторона почти согласилась закрыть глаза на использование в США антибиотиков и антимикробных препаратов. Американцы доказали, что наши санитарные нормы безнадежно устарели, а международные предусматривают различия в положении об использовании антибиотиков в качестве стимуляторов роста при производстве мяса птицы и как вакцин для предотвращения болезней. И убедили, что колют курей токмо ради их здоровья. Ходили слухи, что основным спонсором переговоров был Джордж Уотс – президент Национального совета производителей курятины США. Именно благодаря его усилиям обе стороны назначили дату подписания нового ветеринарного соглашения, названного новым сертификатом качества для Украины.

Успех куриных лоббистов вдохновил страховое лобби. И оно выставило собственное условие – относительно допуска иностранных страховщиков на украинский рынок. Этому отчаянно противился Госфинуслуг и немного меньше НБУ. Глава Госфинуслуг Виктор Суслов неоднократно заявлял, что страховой рынок страны и регулирующие его органы пока не готовы к открытию филиалов зарубежных страховых компаний. И на переговорах пытался предлагать США и Японии, выставившим данные требования, согласиться на отсрочку. Но с самого начала украинские переговорщики по ВТО тайно решили пожертвовать страховщиками и банкирами для получения преференций в аграрном секторе.

Был шустро принят закон «О внесении изменений в закон «О страховании». Согласно ему, страховщик-нерезидент имеет право на открытие филиала в Украине в том случае, если государство, в котором он зарегистрирован, не принадлежит к государствам, не принимающим участия в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, государство страховщика должно сотрудничать с Группой по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (FATF).

Помимо этого, между Украиной и страной, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, должен быть заключен международный договор о предотвращении налоговых уклонений и избежании двойного налогообложения. Страховщик-нерезидент должен быть расположен на территории стран или отдельных территорий, которые, согласно решению Организации экономического сотрудничества и развития ООН, не имеют оффшорного статуса, или на территории других стран, если «неоффшорный статус» такого страховщика подтвержден выводом соответствующей торгово-экономической миссии.

В законе также указывается, что для того, чтобы открыть филиал в Украине, собственный капитал страховщика-нерезидента должен быть не менее 150 млн. евро, его рейтинг финансовой надежности должен соответствовать требованиям, установленным Госфинуслуг.

Минимальный размер гарантийного депозита на счетах уполномоченных банков-резидентов, которые имеют лицензию на осуществление операций на всей территории Украины и не находятся на момент такого размещения в процедуре санации, финансового оздоровления или банкротства, на момент регистрации филиала страховщика-нерезидента должен быть не меньше минимального размера уставного фонда страховщика-резидента (для страховщиков работающих по рисковым видам страхования – 1 млн. евро, для компаний по страхованию жизни – 10 млн. евро).

Для открытия филиала также необходимо наличие письменного безотзывного обязательства страховщика-нерезидента о безусловном выполнении им обязательств, которые возникли в связи с деятельностью его филиала на территории Украины. Также обязательным условием при открытии филиала иностранной страховой компании в Украине является наличие у страховщиков Украины права открывать свои филиалы на территории иностранного государства, в котором создан и действует страховщик-нерезидент.

В целом документ получился голословный и фактически констатировал согласие Украины на выдвинутые к ней требования. То же самое касается и банков. Хотя внесение необходимых изменений в Закон «О банках и банковской деятельности» было провалено в парламенте благодаря действию банковского лобби, Нацбанк подготовил шаги по урегулированию проблемы своим нормативным актом. И в том, и другом случае наша сторона уступила американцам главное – переходный период должен составить не более 5 лет (а не 10 лет). Именно это стало условием подписания протокола американцами, на которое вынуждена была согласиться украинская сторона.

Сейчас возникает вопрос, стоило ли нам идти на такие уступки и имело ли смысл еще побороться? Эксперты, которых опросили «Версии», говорят, что с самого начала украинская делегация на переговорах заняла неграмотную позицию. Был упущен очень важный юридический момент: в ВТО действует система прецедентного права. В целом ряде стран, являющихся членами ВТО, есть ограничения по нерезидентам-учредителям в финансовом секторе. Например, запрещается наличие в составе собственников компаний-нерезидентов, имеющих более 3-10%. Исходя из этого, можно было изучить законодательное поле других стран и выбить право на отсрочку, доказывая, что раз одним можно, то почему нельзя другим? Для экспертов и секретариата ВТО такие аргументы гораздо важнее наших заверений, что если придут западные монстры, наши «слабаки» тут же «лягут». Поэтому сильно радоваться тому, что Арсений Яценюк поставит свою подпись на протоколе об отсутствии претензий со стороны США, не стоит. Поскольку, по сути, двусторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг можно смело переименовывать в договор о доступе товаров и услуг США на рынок Украины.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам