ЧФ, или НАТО, или провокация?

Если в скором времени в Крыму, точнее, в Севастополе появится новая футбольная команда «СК ЧФ», играющая в чемпионате России, удивляться не стоит. К спорту это имеет весьма посредственное отношение. Новый клуб должен будет символизировать то, что Россия по-прежнему не забывает Севастополь – главную базу своего Черноморского флота. И развивает его во всех отношениях – экономическом, военном, культурно-массовом и спортивном, превращая в «базу любви». Точно так в России уже появился одни клуб – «Терек» из Грозного. Но тоже должен был символизировать, что в Чечне налаживается «нормальная жизнь»…

Осталось только найти деньги под это благородно-спортивное мероприятие. Директор Института стран СНГ (другое название – Институт диаспоры и интеграции), депутат Госдумы России Константин Затулин уверен, что за этим дело не станет – найдется какой-то «богатенький Буратинка», типа Романа Абрамовича с его опытом покупки английского «Челси», вольет средства, и представители моряков-черноморцев будут «рвать всех» на стадионах. Пока политики России и Украины продолжат спор о том, что же делать и с Севастополем, и с базирующимся там российским ЧФ. Но флот при этом НИКУДА и НИКОГДА не покинет уютные и очень приспособленные самой матушкой-природой для базирования кораблей бухты этого города. Несмотря даже на то, что сегодня уже известна конечная дата пребывания ЧФ РФ в Севастополе – 2017 год…

Об этом г-н Затулин сообщил участникам международной конференции «Черноморский флот или НАТО? К вопросу о выборе», которая была организована его институтом в Севастополе в субботу, 25 февраля сего года.

Ни сам Затулин, ни многие ораторы на мероприятии и не скрывали, что они умышленно и сознательно – провокационно – обострили тему обсуждения в самом названии конференции: НАТО против ЧФ России на юге Украины. По мнению Затулина, это очень уместно на фоне всех последних разговоров о возможном членстве Украины в НАТО уже в 2008 году. «НАТО готов закрыть глаза на пребывание ЧФ в Севастополе и принять Украину в свои ряды. Лишь бы решение о вступлении было принято в Киеве», – сказал он, подводя итоги несколькочасовых выступлений на эту и близкие к ней темы. Однако, резюмировал он, ЧФ и Севастополь созданы друг для друга, и Россия будет делать все, чтобы развивать и закреплять свое присутствие и влияние в городе. А 2017 год – год вывода российских кораблей, предусмотренный украинско-российскими соглашениями о флоте от 28 мая 1997 года, напомнит любой, знакомый с историей этого вопроса. Затулин ответил: мол, да, этот год предусмотрен документами, но Россия надеется, что к тому времени в Украине будет такая власть, которая «будет уважать свой народ, свою историю» и, разумеется, не поставит вопрос вывода флота так уж прямо. «Жить общим прошлым, надеясь на общее будущее – вот главная идеологемма современности», – сказал он.

Выводы Затулина – не просто его желания. Это тоже стало ясно на упомянутой конференции после выступления представителя Партии регионов (ПР), нардепа Украины Ивана Вернидубова. По мнению этого господина, его партия однозначно выступает не только против НАТО, но и против пересмотра вопросов базирования ЧФ РФ в Украине до 2017 года. «Если вопросы базирования и цену за аренду украинских объектов российским флотом пересматривать так, как были пересмотрены соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли, то может оказаться, что не Россия Украине должна, а совсем наоборот. Поэтому лучше не надо. Нужны переговоры», – сказал Вернидубов под громкие аплодисменты собравшихся. И, в общем-то, согласитесь, повод бить в ладоши есть…

Но не в этом дело. А в том, что ПР в Крыму в союзе с «Русским блоком» сейчас лидирует в гонке за мандаты парламента Крымской автономии и, скорее всего, после 26 марта сего года эти силы станут законодательной властью в Крыму. И в Севастополе, где сильны также позиции коммунистов. А власти Украины вряд ли что-то конкретное могут этому противопоставить – слишком уж запущена проблема. И слишком много дополнительных проблем являются раздражителями общественного мнения крымчан вообще и севастопольцев в частности и толкают их в объятия тех, кого в Киеве привычно называют «пророссийскими силами». Это и проблема НАТО, точнее, муссирование вопроса об ускоренном вступления Украины в этот блок. И вопрос русского языка, референдум о придании которому статуса второго государственного в Крыму назначен местным парламентом на 26 марта 2006 года вместе с парламентскими выборами. И «маячные войны», организованные новоявленными «украинскими патриотами» вокруг навигационных объектов на полуострове. И фактический срыв работы российско-украинской подкомиссии по вопросу пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, заседание которой состоялось в Киеве 14 февраля сего года. И непонятная ситуация с законом о Севастополе, вето на который уже несколько раз накладывал президент Украины, а Верховная Рада не могла его преодолеть (в последний раз это случилось как раз накануне упомянутой конференции).

Позиции России и ее политических сателлитов (постоянных или ситуативных – это другой вопрос) в Украине по упомянутым выше проблемам предельно ясны. Судите сами: НАТО – это геополитический соперник России в борьбе за влияние в регионе и в мире, а значит, вступление Украины в Альянс – это вызов Москве, за который она просто вынуждена «платить» Киеву экономическими санкциями типа повышения цен на свой газ. Кроме того, отметил российский политолог Сергей Марков (без него не обходится ни одно подобное мероприятие), Украина хочет вывести корабли ЧФ РФ из Крыма, чтобы пустить туда корабли НАТО, а это уже непосредственная угроза интересам России на ее южных рубежах. И, разумеется, по Маркову, интересам самой Украины и ее народа, ибо украинские военные немедленно будут втянуты в «военно-полицейские операции в Ираке и Афганистане». Вернидубов из ПР еще больше, как говорится, углубил вопрос, уверяя, что вступление Украины в НАТО – это огромные затраты на сам процесс, уничтожение украинского ВПК при переориентировании его на изготовление продукции по стандартам Альянса, сворачивание сотрудничества с Россией и политическая нестабильность внутри самой Украины, вызванная неприятием населения вступления в блок.

С русским языком все и так понятно. Крымчане – люди русскоязычные, и их пугает ускоренная украинизация общественно-политической и культурной жизни страны, на которую ориентируется новая власть в Киеве, а ее чиновники пытаются грубо и в большинстве случаев неразумно внедрить. Плюс выборы, на которых страхи перед «запретом на родной язык» – это дополнительный стимул для вербовки соответствующего электората на свою сторону. Вот одни тупо все украинизируют, а другие вербуют, назначая такой актуальный референдум, который никакой юридической силы не будет иметь, но как всех мобилизует…

«Война с маяками» – это вообще, похоже, клиника в исполнении «патриотов». Кроме того, бросать якобы «возмущенных студентов» против вооруженных военных – это вообще провокация с непредсказуемыми последствиями. Слава Богу, что кровь еще не пролилась. Но как ситуация сыграла на руку «пророссийским»! Уже упомянутый Марков вообще заявил, что на территории СНГ есть две точки, где могут возникнуть новые вооруженные конфликты: в Грузии вокруг Южной Осетии и Абхазии и в Крыму – вкруг маяков, которые «хотят захватить боевики, подготовленные НАТО, чтобы заменить там российские службы службами Альянса, а ЧФ – флотом стран НАТО». И скажите, ну кто из нормальных людей не боится войны?..

Ничего пока не прояснила и упомянутая украинско-российская подкомиссия, заседавшая в Киеве. Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин сообщил по итогам ее заседания, что самым главным в ее работе было подтвердить незыблемость базовых соглашений, подписанных по Черноморскому флоту в 1997 году. Эти документы, по словам российского дипломата, определили срок пребывания флота, условия его пребывания, в том числе арендную плату, и фактически «проторили путь для подписания большого, долгосрочного договора о взаимоотношениях между Россией и Украиной». «На заседании стороны договорились создать шесть совместных рабочих групп по вопросам инвентаризации, по военно-политическим вопросам, по завершению хозяйственного раздела бывшего флота, Черноморского флота Советского Союза, потому что не вина России и не вина Украины в том, что эта работа достаточно большая в 1997 году не была завершена», – сказал Карасин. А первый замминистра иностранных дел Украины Владимир Огрызко отметил, что в начале марта начнется инвентаризация объектов ЧФ РФ в Крыму. И сообщил, что в течение ближайших двух недель будет создана рабочая группа по вопросам инвентаризации, а сама работа по инвентаризации будет длиться 2-3 месяца.

Все вроде бы сходится. Но некоторая неопределенность (будет базироваться – не будет) немедленно породила нападки на украинскую власть и обвинения ее в русофобии. Затулин сообщил, что работа двухсторонней комиссии и не могла быть успешной, так как она начала работу с того, что украинцы сразу предложили россиянам 12 нот МИД Украины с протестами. А тот же Марков уверен, что работа комиссии – это провал, так как Ющенко ушел с ее заседания и передоверил ее работу свои помощникам, которые «ненавидят Россию больше, чем любят Украину». И, втягивая Украину в НАТО, выступают против воли народа, путают «русофобию с демократией». А надеются на один «позитив» от вступления в НАТО – для себя. «Втягивание страны в Альянс даст представителям власти право надеяться на сохранность своих наворованных денег в иностранных банках. Это право свободно обворовывать свой народ», – сказал он…

И совсем уж непонятна ситуация с законом о Севастополе. Этот город действительно единственный в Украине, где мэра выбирают не его жители, а назначает Киев. Центр мотивирует свою позицию предельно ясно: мол, если дать севастопольцам право избирать городского голову, то им сразу станет пророссийский политик. А посему закон, разрешающий свободные выборы мэра, попадает под президентское вето, и город живет под назначенцем. Все вроде бы правильно – с точки зрения общенациональных интересов. Но коллизия, получается, в другом: севастопольцы говорят о демократии. И приводят убийственный пример: кроме Севастополя, только в тюрьмах их обитатели лишены возможности выбирать себе местное самоуправление…

И на этом отлично играют политики, рвущиеся к власти на народном недовольстве. Одни говорят о пересмотре даже Кучук-Кайнаджирского мира 1774 года, согласно которому независимый Крым может принадлежать либо России, либо Турции, и предлагают по этому поводу обратиться в международные суды и восстановить независимость полуострова. Другие напоминают, как Михаил Фрунзе еще в начале 20-х годов прошлого века в революционном порыве от имени советской Украины отменил все договоры, подписанные между Российской империей и Османской Портой, и тоже говорят о русской принадлежности полуострова. А третьи напоминают, что Севастополь вообще не передавался в 1954 году УССР вместе с Крымом, так как никогда Крыму не принадлежал, а был городом всесоюзного подчинения. И с формальной точки зрения это действительно так. Вот зампредседателя Госдумы России Сергей Бабурин и предложил на этой же конференции решать проблемы Крыма и Севастополя путем восстановления… единого союзного государства. Хотя бы из славянских государств и Казахстана. И если кто-то думает, что это не находит поддержки у крымчан, то он глубоко заблуждается. Как минимум…

Что же сегодня может предложить Украина Крыму и крымчанам? Уже известно, что 27 февраля сего года президент Ющенко создал рабочую группу по проведению комплексного анализа состояния выполнения Конституции и законов Украины, актов президента Украины в Автономной Республике Крым. Под руководством главы Секретариата президента Украины Олега Рыбачука и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолия Кинаха. Последний уже проводил заседание своего СНБОУ, посвященное стратегии развития полуострова с целью обеспечения общественно-политической и социально-экономической стабильности на территории автономии. А Рыбачук 28 февраля сего года провел рабочее совещание при участии прокурора Крыма Виктора Шемчука, начальника ГУ СБУ в АРК Виктора Кожелянко и начальника ГУ МВДУ в АРК Владимира Хоменко. И запланировал лично ознакомиться с политическим и социально-экономическим положением на полуострове, подготовкой Крыма к выборам.

Цель этих мероприятий известна. Она определена еще на заседании СНБОУ – комплексное решение актуальных социально-экономических и других проблем, недопущение дестабилизации ситуации в Автономной Республике Крым в связи с обострением проблем базирования ЧФ РФ в Крыму. А также – комплекс мероприятий, направленных на развитие экономики полуострова, активизацию инвестиционного процесса в регионе, прежде всего, в рекреационной сфере. Кроме того, глава государства отдельно поручил подготовить по результатам проведенной работы предложения относительно усовершенствования организации работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечения ускорения социально-экономического, культурного развития, решения экологических и других проблем, а также решения кадровых вопросов в регионе.

И это, конечно же, отлично: экономика, успешное ее развитие, ведущее к повышению жизненного уровня населения, может решить проблемы и сбить политический накал страстей в любом регионе. Если есть возможности и средства воплотить задуманное в жизнь. Когда Затулина на упомянутой конференции упрекнули в том, что Россия мало выделяет средств, полученных от бума энергоносителей, на нужды своих соотечественников в Крыму и Севастополе, а значит, Украина может ее опередить, он довольно въедливо парировал: «Дискуссия о том, куда тратить деньги, гораздо оптимистичнее дискуссии о том, где их взять». Это тоже правда – можно напридумывать сколько угодно планов, но если нет средств на их реализацию, то все пойдет насмарку…

Например, украинский политолог Владимир Лупаций уверен, что будущее Севастополя – не только в привязке к ЧФ РФ, но и в превращении его в центр экономического развития Украины в южном направлении, в город высоких технологий и приложения инвестиционных капиталов. И кто ж против? Но возникает другой вопрос: сможет ли этот проект реализовать Украина? Или, если хотите, понимают ли власти в Киеве, что в Крыму речь идет не только о спекуляциях отдельных политиков, но и о состоятельности Украины как государства в развитии этого и других регионов, в контроле над правильностью этого процесса?

Вопрос пока не имеет ответа. Зато есть другое решение. Ющенко 28 февраля 2006 года своим указом назначил Владимира Горбулина главой Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Украины. Центр этот из 27 человек, представляющих СНБОУ, Минэкономики, МИД, Министерства обороны, МВД, Минпромполитики, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Минфина, Минюста, Госкомитета телевидения и радиовещания, СБУ, службы внешней разведки и Верховной Рады (по согласию нардепов), должен стать совещательным органом при президенте и заниматься подготовкой выводов и рекомендаций относительно осуществления стратегического планирования и проведения единой госполитики в сфере интеграции Украины к НАТО. В частности, разработать системный подход по углублению сотрудничества Украины с НАТО в политической, оборонной, экономической, правовой, информационной, научной и других сферах и подготовки проектов программных документов относительно дальнейшей интеграции Украины к НАТО…

…Вряд ли это решение ожидали в Крыму и Севастополе. Как говорится, «говорили-балакали, сіли й заплакали»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам