Лобовая атака

Пока две основные ветви власти — парламент и Президент — достаточно эмоционально выясняют отношения между собой, на второй план отошли выборы. Нет, не парламентские. О них как раз не дают забыть. И отставку правительства, которая привела к конфронтации институтов законодательной и исполнительной власти, многие аналитики считают результатом экстремального проявления политических амбиций лидеров избирательных блоков и партий. Но кроме общенациональной кампании, идет еще и другая электоральная война. Не стоит забывать о том, что в Украине должны состояться выборы в местные органы власти. Если брать столицу Украины, то киевляне должны себе избрать городского голову.

До недавнего времени главной интригой «мэрских выборов» было противостояние двух вероятных кандидатов — действующего столичного головы Александра Омельченко и народного депутата Леонида Черновецкого. Николай Томенко, который хотел от имени Блока Юлии Тимошенко покорить киевскую вершину, похоже, понял, что в битву гигантов ему лучше не встревать. Не по зубам ему это. Томенко ушел в тень и появился новый соискатель — Виталий Кличко. Несколько неожиданная смена ориентации — из боксеров в политики — вызвала повышенный интерес у средств массовой информации к теме участия известного спортсмена в электоральных раскладах. Однако, как ни странно, включение Кличко в кампанию по выборам городского головы не оказывает системного влияния на расстановку политических сил в столичном масштабе. Известность — это одно, а избирательные расклады — совсем другое дело. Кроме того, учитывая дружеские отношения между Александром Омельченко и Виталием Кличко, интрига заключается не в том, кто у кого и как будет отбирать электорат. Проблема в другом: насколько удачно бывший чемпион мира по версии WBC может конвертировать свою популярность и известность в масштабе Киева? Соответствующие примеры есть. Например, легендарный «терминатор» Арнольд Шварценеггер действительно стал губернатором Калифорнии. Однако у него появились проблемы. Оказалось, что киношных навыков для управления богатейшим штатом Америки маловато. Впрочем, Арнольд, что ни говори, не просто спортсмен, а представитель интеллектуальной профессии — актер. Как «чистому» спортсмену удастся проявить себя на столичном небосклоне — еще вопрос.

В отличие от «феномена Кличко», включение в столичную гонку экс-премьера Валерия Пустовойтенко может существенно изменить баланс сил на столичном избирательном рынке. Сопредседатель Совета избирательного Блока народно-демократических партий решил сконцентрироваться на борьбе за кресло киевского головы, предоставив своей соратнице — Людмиле Супрун — возглавлять кампанию на общенациональном уровне. Такое разделение — один «идет на Киев», другой — «на парламент» — характерно для большинства партий и блоков. Кресло городского головы является слишком значимым электоральным призом и поэтому привлекает многих.

Но почему именно Валерий Павлович может изменить расстановку сил в столичной кампании? Ведь ни для кого не секрет, что народные демократы переживают далеко не лучшие времена. Правда, у Пустовойтенко хватило мужества отойти на второй план в своем избирательном блоке и выдвинуть на первые роли перспективного политика — Людмилу Супрун. Возможно, такой шаг действительно оправдает себя. Однако дело не в этом. Просто в киевской кампании теперь будет принимать участие человек, который, скажем так, обладает таким же психотипом, а также политическим весом, как и нынешний городской голова Александр Омельченко. Вы скажете: при чем здесь психология? Разве она может повлиять на итоговый результат киевских выборов? Еще как может.

Валерий Пустовойтенко — классический образец политического деятеля, которого принято называть «крепким хозяйственником». Он явно не митинговый политик, который проявляет себя лишь во время бурных выступлений с различных трибун. Валерий Павлович хорошо освоил технологию государственного менеджмента. Суховат в своих публичных высказываниях. Привык взвешивать каждое слово. Действует системно. Не любит различных внешних эффектов. Достаточно вспомнить его пребывание на должности премьера. Кстати, Валерий Павлович по праву относится к разряду кабминовских долгожителей. На различных должностях в правительстве он проработал несколько лет. Был и главой Кабмина, и министром транспорта. Да и опыт организации жизнедеятельности мегаполиса у него есть. Причем немалый. Четыре года Пустовойтенко работал мэром Днепропетровска.

Теперь проанализируем имидж Сан Саныча Омельченко. Практически тот же, что и у Пустовойтенко. Омельченко не склонен произносить длинные и замысловатые речи. Появляется на публике в основном во время открытия каких-то городских объектов. Сторонник крепкой руки. Склонен к авторитарному стилю руководства, характерному для представителей так называемой старой школы управления. Бывает резок, но быстро отходит. Вот и получается, что на киевском уровне предстоит столкнуться двум одноплановым политикам — «выпускникам» одних и тех же «управленческих школ». Именно данное обстоятельство и может оказать существенное влияние на расстановку сил в масштабах столичного мегаполиса.

До выдвижения Валерия Пустовойтенко у Сан Саныча просто не было однопорядковых конкурентов. Вероятные кандидаты принадлежали либо к «оранжевому» лагерю, либо являлись управленцами более мелкого (по сравнению с Омельченко и Пустовойтенко) калибра. Проблема лидеров «оранжевой» волны заключается в том, что киевляне устали от митинговой политики. Торжества по случаю годовщины Майдана — яркое тому подтверждение. Разочарование от избытка слов, а не дел, повышает шансы немногословных, но опытных в решении практических вопросов политиков.

Вот и получается, что очная встреча на выборах Пустовойтенко и Омельченко может привести к перераспределению киевского электората. Однако нельзя говорить о механическом отъеме голосов у Сан Саныча, которые автоматически пойдут в «электоральную копилку» Валерия Павловича. Скорее всего, более реален вариант перераспределения избирательной базы. Своего рода взаимная аннигиляция. Столкнувшись с необходимостью выбирать между двумя однопорядковыми политиками, избиратель может предпочесть третий вариант. Классическая ситуация: из двух кандидатов почему-то тянет выбрать кого-то нового. Кого? Из перечисленных выше претендентов на должность киевского головы перераспределение голосов из-за дуэли Омельченко—Пустовойтенко пойдет, скорее всего, на пользу другому кандидату — Леониду Черновецкому. Он вроде бы и является представителем «оранжевой» волны, однако никому даже в голову не придет назвать Черновецкого безропотным представителем группы поддержки Виктора Ющенко. Леонид Михайлович — самодостаточный человек, который склонен идти своим путем. Именно он является той «третьей силой», которая выигрывает от взаимоуничтожающего противостояния Пустовойтенко и Омельченко. Да, он небеден. Зато не будет унижать себя взятками. Кроме того, человек, который своим трудом заработал немалые деньги, не станет опускаться до уровня воровства. А к категории олигархов, которые рвутся к власти с целью защиты неправедно приватизированных предприятий, Черновецкий явно не относится. У него системный бизнес, который не зависит от политической конъюнктуры. Вроде бы и хозяйственный деятель, но из нового поколения.

В конечном счете мы приходим к следующим выводам:

• участие Валерия Пустовойтенко в выборах киевского головы, скорее всего, приведет к изменению ситуации на политическом рынке столичного мегаполиса;

• из заявленных ранее конкурентов Александра Омельченко именно Пустовойтенко наиболее точно попадает в электоральную нишу нынешнего головы;

• в условиях противостояния двух однопорядковых претендентов происходит взаимное «сжигание» их групп поддержки. Как следствие — происходит усиление некоей «третьей силы», которую, что весьма и весьма вероятно, представляет Леонид Черновецкий. Когда сталкиваются два крепких хозяйственника, то почему-то тянет проголосовать за представителя новой волны.

Конечно, пока точно нельзя предсказать исход столичных выборов. Возможно, кто-то из претендентов допустит серьезную ошибку, и электоральная ситуация в Киеве снова изменится. Также неизвестно, какое решение примет сам Омельченко: будет баллотироваться или все же откажется? Могут произойти и другие события, связанные с общенациональными выборами. Но пока именно выдвижение Валерия Пустовойтенко внесло существенные коррективы в ход киевской кампании. Конечно, многое будет зависеть от того, насколько активно Валерий Павлович станет использовать свои избирательные ресурсы, насколько удачно проведет агитационные мероприятия. Однако в данный момент появление в когорте претендентов на «столичный престол» бывшего премьер-министра наиболее выгодно Леониду Черновецкому. Посмотрим, сумеет ли Леонид Михайлович грамотно воспользоваться последствиями лобового столкновения двух однопорядковых кандидатов. Кстати, такой шанс бывает не часто. И еще один момент: проводить аналогию между президентскими выборами и избранием киевского головы неуместно. Противостояние двух «гигантов» было безальтернативным. Вопрос стоял просто — или Янукович, или Ющенко. Третьего было не дано. А вот во время столичной кампании подобного дуализма как раз не будет, и выиграть у всех способен третий.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам