Одна из примечательнейших особенностей начавшейся предвыборной кампании – это развал анонсированных заранее победных коалиций. Их собирались, как известно, создавать и власть (в виде реанимации во времени победной «Силы народа»: блока «Наша Украина» Виктора Ющенко, Блока Юлии Тимошенко – БЮТ и Соцпартии Украины Александра Мороза), и так называемая оппозиция – все обиженные «оранжевой» революцией (Партия регионов Виктора Януковича, объединенные эсдеки Виктора Медведчука, всевозможные «федерасты», типа Евгения Кушнарева, резко облачившегося в новые партийные шаты). Эти проекты лопнули, не родившись. И стали, пожалуй, предвестником дальнейшего дробления.
Но самое удивительное – в том, что процессы происходили почти параллельно. Стоило чему-нибудь треснуть в «оранжевом» лагере, как аналогичными действиями отвечали «бело-синие». В итоге, не получилось ни «Силы народа»-2, ни объединенной оппозиции «антиоранжистов». Они разошлись, как в море корабли. Блок «Наша Украина» в урезанном виде – не в счет. У этих «наследников победы» не получилось даже получить на знамя имя человека, ради которого они так «корячились». Президент Ющенко решил побыть «главой всех украинцев» и стать над межпартийной схваткой. Что, по большому счету, указывает все-таки на наличие либо прогностического мышления у самого президента, не желающего быть причастным, например, к тому, как НСНУ «не будет» использовать админресурс. Либо умных советников, понимающих, какой результат ждет «союзников» в конце марта будущего года, если они и дальше будут так хозяйствовать в стране и обеспечивать ее безопасность.
Однако, как по мне, следует обратить внимание, что уже треснули даже неродившиеся коалиции, которые еще в эмбриональном состоянии говорили, что именно они будут контролировать будущую Верховную Раду и создавать там коалиционное правительство.
Речь идет о том, что в ходе этого броуновского движения расколов-слияний постепенно действительно вырисовались несколько возможных коалиций. Первая – «прооранжевая»: все-таки воссозданная «Сила народа»-3. Это когда НСНУ, БЮТ и социалисты – чтобы не допустить реванша «кучмистов» – объединят усилия и создадут некое подобие правительства «народного доверия». По типу первого «оранжевого» кабинета Тимошенко. Возможна ли она? Чисто теоретически – да. Но с той же долей вероятности, что и превращение Украины в будущем году в самое процветающее государство планеты. То есть практически никогда. Потому что для этого нужно, как минимум, договориться о портфелях. Не в смысле пойти и купить их к Новому году всем желающим – это было бы проще всего при таком буме сувенирной продукции: попросил ловкача-умельца, он изобразил на кожаном изделии надпись «премьер-министр» или «спикер», и можно нести… Юрию Ехунарову, Юлии Тимошенко или… Александру Морозу. Да-да, и Морозу, потому что его соратники совсем недавно намекнули общественности, что и Сан Саныч – не против порулить правительством.
Короче, патовая ситуация вырисовывается: премьерами хотят быть все, а портфель – один. Можно было бы, конечно, Сан Санычу предложить кресло спикера Рады. А леди Ю поставить «главной министершей». И они, может быть, даже согласились бы с таким раскладом. Но куда девать Еханурова? В конце концов, что делать с президентом Ющенко, которому с этим всем жить, более того – рулить страной? Нестыковочка получается – без ста граммов не разобраться. Бухать придется. Но и это вряд ли поможет…
Говорили, правда, что эта коалиция может быть замутненно «оранжевой» – с привлечением соратников нынешнего спикера Владимира Литвина. На то, что среди них много «кучмистов», можно было закрыть глаза и рассказать электорату библейское: мол, не согрешишь – не покаешься, людям надо давать шанс исправиться и всякое такое. Но тут – те же проблемы: соискателей много, а кресел мало. Да еще майор Мельниченко появился со своей «дискотекой» и напустился на всех с такой силой, вроде все эти годы он под диваном сидел и теперь ему – самое время размяться. А он мужчина серьезный и никого не желает жалеть «ради блага Украины» до такой степени, что даже социалисты постарались от него дистанцироваться – от греха подальше. А майор Коля все знай себе на спикера налегает. Как тут Владимиру Михайловичу не заподозрить неладное и не обидеться. На кого – неизвестно. Но ветер-то откуда-то дует…
Вторая – «антиоранжевая»: регионалы, коммунисты Петра Симоненко плюс эсдеки Медведчука вкупе с народниками Литвина. Назвали эту коалицию условно «сине-красно-зеленой» (по цвету народников, а не сторонников Виталия Кононова). Но, во-первых, медведчуковцам еще надо пройти в парламент. У них отношение с электоратом – как в анекдоте про Бога и исстрадавшегося мужика. Мужик, претерпев все возможные и невозможные бедствия, возопил к небесам: «Боже, ну за что ты меня караешь!?» А оттуда строгий голос: «Ну не нравишься ты мне…» Так и тут: Виктор Владимирович и улыбаться научился, и референдумы против НАТО готов организовывать, и акции всякие благотворительные проводит, а никак – не люб он людям, и хоть кол на голове теши! Впрочем, может люди этот кол как-то и усматривают сквозь улыбку? Но этот так – догадки…
Во-вторых, что-то не клеится с рейтингом народников Литвина. Третья (спокойная, уравновешенная, миротворческая и т. д.) сила, коей исподволь позиционировал себя Владимир Михайлович, оказалась спокойной настолько, что усыпила избирателей – больше 5% рейтинг блока Литвина не поднимался. От спикера ушел даже новоявленный республиканец Юрий Бойко. Говорят, вокруг спикера «бывших» сгрудилось так много, что республиканцам даже деньги Бойко не помогли. В смысле – не продвинули республиканцев-списочников в проходную часть. Вот и ушли республиканцы вместе с кассой в блок к эсдекам. Впрочем, похоже, с тем же результатом. И здесь остается только заметить еще одну занимательную особенность этой кампании – с кассой мимо кассы. Такая участь ждет многих «кассиров», а значит, все же не все в этом мире решают деньги…
Одним словом, у чисто «антиоранжевой» коалиции (как и у чисто «оранжевой») может не хватить голосов для парламентского большинства. И в ход пошли гибриды.
Первый – «бело-синие», «красные» и «зеленые» вместе с БЮТ. Это самый полный ее вариант. Варианты возможны, если «бело-синим» и БЮТовцам самим хватит голосов. Без «комми» и литвиновцев. В любой вариации: без обеих либо без одной составляющей. Этот вариант был даже анонсирован раздосадованной отставкой Юлией Владимировной. Как настоящая актриса от политики, она в сентябре сего года долго, как мы помним, держала паузу, а потом взяла да и объединила в эфире «Интера» две ленточки – оранжевую и голубую. Мол, это – цвет государственного флага: пора объединять Украину, разошедшуюся по разным майданам, а не красить ее по своему усмотрению. Эта коалиция была вполне реальной. Во-первых, потому, что БЮТ мог объединить свои недюжинные личностные ресурсы, харизму вождя, ореол «обиженных властью», память о революционном прошлом и таких же майданных заслугах с креативом и возможностями (финансовыми и прочими) самых дальновидных и, без всякого преувеличения, умных «кучмистов». Поговаривают, что одним из авторов и идеологов этого варианта объединения был Александр Задорожный, который и «сфаловал» свою партию «Единая Украина» на переговоры с БЮТ. И нашел там людей, способных вести переговоры с регионалами, в частности, с их подлинным «хозяином» – Ринатом Ахметовым.
Во-вторых, пошли слухи, что есть даже портфельная договоренность между новоявленными союзниками: лично ЮВТ отходит кресло премьера, а в ответ она отдает регионалам пост вице-премьера по ТЭК и семь министерских кресел. Как бы в подтверждение реальности этой версии и этих договоренностей сам Ахметов «двинул» в депутаты. В списке регионалов. А это такой человек, что может за любым присмотреть, в том числе, и за самим Януковичем – тот ведь тоже плохо представляет себе жизнь без портфеля…
Этот вариант так перепугал правоверных «оранжевых», что они тоже засуетились. И появился (тоже на уровне слухов) новый – второй – вариант гибрида: НСНУ вместе с ПР и вместо БЮТ. Заговорили, как водится, и о портфелях: вроде бы ющенковцы предложили регионалам не 7, а 9 министерских кресел. И тот же пост вицика по ТЭК. Но без премьера. Или с ним – лишь бы «не предательница Юлька». Многие тут же вспомнили о подписанном между Ющенко и Януковичем меморандуме о взаимопонимании: мол, не зря все это, не зря…
Но, как всегда, вмешались посторонние факторы. В первую очередь, в лице иностранных советников. Американцы и европейцы в один голос завопили о невозможности разъединения «оранжевых» сил и реванше «антинародного режима» в лице регионалов и иже с ними. В Киев зачастили визитеры из-за океана и из Брюсселя, а потом явилась и сама Кондолизза Райс. Вожди «оранжевых» вроде бы прислушались и начали говорить об объединении. Звучало это приблизительно так: мол, идем на выборы разными колоннами, а в парламенте объединяемся. По пути, разумеется, очищаемся от «запятнавших память революции» своими постреволюционными деяниями. Вспомните, как трезвые и исполнительные деятели «оранжевых» во главе с самим президентом и новым лидером фракции «союзников» в ВР Николаем Катеринчуком «рекомендовали» съезду НСНУ избавиться от Петра Порошенко, Давида Жвания, Александра Третьякова, Николая Мартыненко, не ставить их в предвыборный список партии. Даже целые спектакли разыгрывали перед делегатами с участием «возмущенных представителей регионов, озабоченных судьбой революции». Действительность оказалась слабее кошельков упомянутых господ, и все они оказались в списке. За исключением разве что Евгения Червоненко, которого «сослали» губернатором в Запорожье. Однако выстрел оказался не просто холостым. И потому, что экс-министр транспорта в силу явной специфичности личности мало кого интересовал с точки зрения очищения. И потому, что Тимошенко вполне может утверждать, что ее в процессе взаимного очищения «кинули». Она-то старательно и последовательно избавилась от нежелательных персон. Ряды БЮТ и его предвыборного списка по очереди оставили Александр Зинченко, Михаил Бродский и Александр Волков – главные раздражители ющенковцев. И что же имеем на выходе? Этих нет, а те все там? Да, увы…
Есть, правда, маленькая надежда на то, что одностороннее очищение БЮТ поможет ему в будущем – когда обе силы попадут в парламент. Мол, тогда ющенковцам будет все же легче объединять усилия с «предателями», кои раскаялись и перед лицом общей угрозы готовы к сплочению. Однако надежда действительно маленькая. Иначе чем можно объяснить и второе несоблюдение условия примирения со стороны ющенковцев, а именно – прекращение информационного «мочилова» леди Ю? Она-то и этот пункт пытается старательно выполнять. Во всяком случае, демонстративно не упоминает в своих спичах президента. Но ее-то чехвостят в хвост и в гриву! И все, кому не лень. Ой как же Юлия Владимировна может обидеться…
Второй внешний фактор, который спутал все карты, – это, конечно же, «газовая война» с Россией. Он только подтолкнул и обе «оранжевые» половинки «победителей», и регионалов с прочими оппозиционерами к стремлению опереться исключительно на свой электорат. Первых – на майданный. Вторых – на оппозиционный, не воспринимающий «оранжевых» по ряду причин. Понятна и психологическая посылка этих расчетов. «Оранжевые» думают, что давление России в газовом вопросе пробудит естественное чувство патриотизма граждан Украины, и они сплотятся вокруг действующей власти под лозунгом «Отечество – в опасности!». Причем на это надеются одинаково как ющенковцы, так и тимошенковцы. Более того, БЮТ даже рассорился окончательно с Задорожным. Чтобы, дескать, не раздражать «оранжевый» электорат включением в свой список бывшего представителя Кучмы в Верховной Раде. «Бело-синие» рассчитывают, что население возложит вину за провалы на власть и отдаст голоса оппозиции.
Правильные, в принципе, расчеты. Но вот ведь беда: они могут не оправдаться опять же по чисто психологическим причинам. Народ может не пойти за властью по одной причине – из-за отсутствия ответа на один простой, но очень важный вопрос: «А что же эта власть сделала такого внятного и умного, чтобы избежать кризиса газового, а затем – паче чаяния он разродись – общего экономического?». Вряд ли ответ власти – «Оставила во главе ответственного за переговоры о газе «Нефтегаза Украины» лидера Конгресса украинских националистов Алексея Ивченко, патриота, готового стоять насмерть на переговорах с Москвой» – успокоит население. Людям, конечно, патриотизм Ивченко нужен. Но многим – только вместе с газом. Зима, знаете ли, на дворе, холодно…
Однако и регионалам надеяться на сплочение «своих» особо не стоит. Газовый кризис, в первую очередь, ударит по промышленным регионам, где и сосредоточен основной конгломерат «бело-синих» избирателей. Этим людям тоже будет холодно. А что может сделать оппозиция, кроме того, что будет во всем обвинять власть? И где гарантия, что после прихода Януковича к власти все изменится к лучшему? Ведь Россия уже выставила одним из условий решения газовых проблем передачу себе акций украинских предприятий. И скажите честно: нужно ли бизнесмену из Донбасса уходить «под крыло» более мощного и мобильного российского бизнеса?
Итог же всей этой ситуации может быть прост, как правда: неразбериха в стане противников и оппонентов приведет к такой же путанице в головах избирателей. Как «оранжевых», так и «бело-синих». И они 26 марта 2006 года просто «проголосуют ногами». То есть не придут на выборы. И кто тогда получит голоса и вынужден будет думать о коалиции с последующим распределением министерских портфелей, даже подумать страшно. Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Но что могут сделать бомбы в портфелях, даже Гойя не смог бы изобразить…