В украинско-российских отношениях, похоже, замаячила новая эра – политические уступки Киева уже нельзя будет обменять на экономические преференции со стороны Москвы. Сердцевиной отношений становится валюта. Твердая и конвертируемая. И выдаваемая сторонами за услуги и товары. Так решил уже и президент России Владимир Путин, ставя точки над «і» в многомесячном газовом споре между двумя странами.
По мнению ВВП, возможности украинской экономики позволяют приобретать российский газ по рыночной цене. Об этом он заявил на совещании с членами экономического блока правительства и Центробанка РФ. «Несмотря на значительное падение темпов роста украинской экономики, ее рост был сопоставим с российским», – сказал он. И напомнил, что Украиной были получены значительные денежные средства за счет кредитов западных финансовых институтов. «Счет идет на миллиарды долларов. Этого вполне достаточно, чтобы приобретать необходимые объемы газа по рыночным ценам в России», – резюмировал Путин.
Основанием для такой жесткой и однозначной постановки вопроса стали элементарные подсчеты. «В первом квартале 2006 года наши европейские партнеры будут получать российский газ по цене $255 за тысячу кубометров. Если посмотреть на сегодняшнюю цену, по которой газ получает Украина, – $50 – разница понятна, она составляет даже с учетом короткого транспортного плеча $180 с тысячи кубометров газа», – сказал президент России. Кроме того, ВВП обратил внимание и на то, что Россия фактически дотирует украинский бюджет, перейдя на взимание налога по расчетам за природный газ, газовый конденсат и нефть с Украиной по стране назначения. «С учетом сегодняшних цен прямой перенос из российского бюджета в украинский составляет около $1 миллиарда», – заявил Путин, добавив, что использует слово «прямой», поскольку «взаимных потоков таких групп товаров не происходит и по сути это – бюджетная поддержка наших украинских друзей». Другими словами, Россия Украине газ продает и получает налоги, а Россия нет. А значит, и налоги в ее бюджет не поступают.
Путин также подсчитал, что с учетом нынешних цен будущие потери «Газпрома России» составят $3,6 миллиарда плюс $1 миллиард из российского бюджета в Украину. «Это трудно объяснимая нагрузка на российскую экономику. Боливар не выдержит двоих», – афористично сказал глава России.
Понятна и социальная подоплека этих подсчетов и заявлений Путина. Президент резко озаботился наполнением кошельков своих сограждан. «Имея в виду, что 25 миллионов граждан России живут за чертой бедности, что не реализованы большие планы по газификации страны, все это говорит, что мы должны найти приемлемое решение и для наших партнеров, и для российской экономики», – заявил он. При этом он совершенно оправданно напомнил, что бытовые потребители в Украине получают газ по ценам более низким, чем платят за него граждане России у себя в стране.
Забота же об украинских гражданах, как вы понимаете, не входила и не может входить в планы российского президента. Это проблема украинских властей. Однако Путин счел нужным объяснить украинцам, что это не Россия лишит их тепла в домах, если повысит цены на свой газ. «Собственная добыча Украины составляет 18 млрд. кубометров газа в год, что полностью закрывает потребности бытовых потребителей – граждан Украины, которые используют газ в своих домах и квартирах. Поэтому к поставкам российского газа в Украину это не имеет никакого отношения. Наши украинские коллеги могут устанавливать любые цены на этот газ (добываемый Украиной на своей территории. – Авт.) – это их суверенное право», – подчеркнул он. И это, ясное дело, очень важный момент. Он – своеобразное «алиби» для России.
Ведь все дело в том, что руководство «Нефтегаза Украины» в лице его главы Алексея Ивченко на протяжении всей «газовой эпопеи», не сумев договориться с российским «Газпромом», все время переводило стрелки именно на Россию. Дескать, у нас есть ранее подписанные договоренности о цене на российский газ и об условиях его транзита по территории Украины в Европу, а значит, их и нужно соблюдать, а не поднимать вопросы повышения цены на газ с 50 долл. за 1000 кубов, как сейчас, до 160 долл., как собирается сделать «Газпром» в 2006 году. Ивченко даже пообещал перед телекамерами, что в «газовой войне» обязательно будет «хэппи-энд для Украины».
В итоге, Россия и Украина до сих пор не подписали протокол на 2006 год к межправительственному соглашению, в котором ежегодно определяется цена поставки российского газа в Украину и ставка тарифа на транзит газа в европейские страны. Российская сторона предлагает Украине перейти на денежную форму расчетов, при которой плата за транзитные услуги будет осуществляться денежными средствами. Соответственно, Украина также будет рассчитываться деньгами за газ, который она получает сейчас как плату за транзит. И в этом споре Украина напирает на то, что есть увязанные договора – о ценах на импортируемый ею газ из России и об условиях транзита и ставках на него, а следовательно, разрывать их нельзя. Мол, это одностороннее нарушение Россией «угод».
Однако Россия выдвигает в ответ свои резоны. В среду, 7 декабря 2005 года, «Газпром» опроверг утверждение «Нефтегаза Украины» о том, что по контракту до 2009 года Украина должна получать газ по $50 за 1000 кубометров. По словам россиян, «Нефтегаз» Украины в своем заявлении ссылался на дополнение к контракту об объемах и условиях транзита российского газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 год. Однако, утверждает «Газпром» в специальном пресс-релизе, «дополнение 4 (от 9 августа 2004 года) к контракту об объемах и условиях транзита российского природного газа по территории Украины на период с 2003 по 2013 год не отменяет необходимости определения условий транзита российского газа через территорию Украины межправительственными протоколами». Другими словами, ничего и нигде не увязано раз и навсегда, а правительства России и Украины должны каждый год подписывать специальный протокол к уже имеющимся договоренностям. В противном случае, пояснили в «Газпроме», «в 2006 году это дополнение может иметь силу лишь в случае, если протоколом на 2006 год будет установлено, что услуги по транзиту российского газа, во-первых, будут оплачиваться газом (то есть по старой приемлемой для Украины схеме. – Авт.), и, во-вторых, его цена будет зафиксирована в размере $50 за тысячу кубометров (цена нынешняя, тоже выгодная для Украины. – Авт.). Если протокол не подписан или подписан с другими условиями, это дополнение теряет силу, что прямо следует из контракта».
Короче, Россия настаивает на том, что межправительственные протоколы подписываются ежегодно и определяют действующую в течение года ставку транзита российского газа через территорию Украины и порядок оплаты услуг по транзиту. И опять же Россию понять можно – ей нужен этот протокол в первую очередь для того, чтобы она могла по украинской территории перекачивать свой газ европейским потребителям и получать за это несметные доходы. Однако и Украина надеется на помощь Европы: мол, там не захотят оставаться без российского газа и защитят своего «стратегического партнера», рвущегося к европейским ценностям, надавив на Москву и заставив ее в очередной раз пойти на уступки Киеву.
Однако есть в этом два момента, очень неприятных для пана Ивченко. Да что там для Ивченко! Если бы дело было только в нем, то пусть бы Россия делала с ним что хочет: он – патриот из Конгресса украинских националистов, его это, а не газ должно согревать. Но, во-первых, Россия, похоже, готова до конца жать на Украину и таки добиться желаемого результата. Путин даже пообещал «Газпрому» содействие на переговорах с украинцами. «Рассчитываю, что правительство России окажет помощь и поддержку энергетикам в ходе переговоров, но с учетом тех обстоятельств, которые были изложены выше», – сказал он.
Во-вторых, Европа устами высокопоставленных функционеров ЕС уже отказалась выступать посредником в газовых разборках между Украиной и Россией. Потому что выбор для Европы – архисложный и многослойный. Ведь, с одной стороны, она, вся такая демократическая и цивилизованная, конечно, с радостью бы поддержала молодую «оранжевую» демократию в Украине, бросающую вызов «российскому авторитарному медведю». Однако есть другая сторона вопроса: европейские потребители могут остаться без сырья, а этого они своим правителям и политикам не простят никогда. И можно спокойно прогнозировать, что Европа недолго будут занимать позицию невмешательства. Равно как и то, что вмешательство это будет в пользу Украины…
Россияне же как чувствовали поддержку Путина. Накануне его выступления перед министрами и банкирами «Газпром» заявил, что «неконструктивный подход Украины к вопросу заключения Протокола, определяющего порядок оплаты услуг по транзиту российского газа по ее территории в 2006 году, ставит под угрозу энергетическую безопасность европейских потребителей российского газа, а также самой Украины». А пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов без обиняков растолковал, что имело в виду его ведомство. «Украина сорвала переговоры. Похоже, они рассчитывают на какой-то секретный план, но все это очень опасная игра, заложником которой является население Украины», – резюмировал он.
И хотелось бы просто посмотреть в глаза любителю «хэппи-эндов» пану Ивченко. Там, конечно, черно-бело-красным крестиком вышиты неизбывный патриотизм и тупое желание «стоять насмерть». Но не только это, а еще и чудовищный непрофессионализм, губительное неумение договариваться и умно отстаивать интересы страны. Плюс откровенная склонность к спекуляциям за счет рядовых украинцев. Потому что кто-кто, а Ивченко отлично знает, что Украина никогда не пустит добываемый на ее территории газ на бытовые нужды потребителей. Нас с вами, уважаемые читатели. Потому что если пустит, то остановятся производства. В первую очередь, те, которые без газа не смогут прожить и дня…
Что же может ждать сограждан пана Ивченко, «маленьких украинцев»? Как самый страшный сценарий – отключение газового отопления и отсутствие горячей воды. Но это все же вряд ли – ведь идет предвыборная кампания, в которой «оранжевая» власть хочет победить. Поэтому Украина опять будет делать политические реверансы, нужные России. Во-первых, медным тазом могут накрыться интеграционные планы. В частности, в отношении НАТО и ВТО. Россия не хочет, чтобы Альянс приближался к ее границам со стороны Украины. Кроме того, Москве невыгодно и самостоятельное вступление Киева в ВТО – в этом случае дешевые европейские и мировые товары хлынут потоком через Украину в Россию. Значит, скорее всего, будем синхронизировать наше продвижение, будем.
Во-вторых, президент Украины уже движется навстречу Единому экономическому пространству (ЕЭП), но теперь он будет делать это быстрее и явственнее. А дивиденды получат Россия и ее руководство. Тем, что накануне своих выборов может продемонстрировать российским избирателям-обывателям умение «усмирять неразумных хохлов». И тем, что практически поможет уже на украинских парламентских выборах тем силам, которые набирают очки на демонстративной «дружбе с Россией».
«А как же слова Путина о непреклонной позиции?» – спросите вы. И будете правы. Но только отчасти. Потому что Путин хорошо знает, что в политике постоянны только интересы своей страны. И – как президент своей страны – он умеет отлично их защищать. И в этом с него нужно брать пример многим в Украине. А если это кому-то не нравится, то это, как говорится, их проблемы…