Итак, украинско-российские отношения ставят перед Киевом, как с некоторых пор любит выражаться президент Виктор Ющенко, новые вызовы, рожденные свободой. Россия более четко разъясняет новым украинским властям свои позиции, а для них эти разъяснения, как всегда, оказываются полной неожиданностью. Оно и понятно: одно дело – красиво, витиевато и глубокомысленно говорить о вызовах, другое – хоть что-то конкретное делать, чтобы они не наносили вред национальным интересам.
Во вторник, 29 ноября сего года, после переговоров со своим украинским коллегой Анатолием Гриценко вице-премьер-министр обороны России Сергей Иванов не исключил, что в случае вступления Украины в НАТО сотрудничество между Москвой и Киевом в военно-технической области будет свернуто. «В принципе, это возможно. Вступать или не вступать в тот или иной блок является суверенным правом каждого государства, но также суверенным правом каждого государства является право выбора партнеров в вопросах военно-технического сотрудничества», – заявил Иванов. Так круто Россия ставит вопрос потому, что, по словам Иванова, «не все определяется только политикой – в вопросах сотрудничества присутствует экономический и другие факторы».
А еще раньше многие российские эксперты и специалисты в один голос рассказывали журналистам, что Россия не нуждается в военной продукции и технологиях украинского производства. «По абсолютному большинству военных технологий Россия самостоятельна. Она может обойтись без помощи других стран», – заявил, в частности, член комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов. А бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков добавил, что российский оборонно-промышленный комплекс в случае разрыва кооперационных связей с Украиной способен восполнить всю номенклатуру продукции для нужд национальных вооруженных сил. И по линии авиации ПВО, и в вопросе вышек радиолокационных станций для зенитных ракетных систем С-300, с которыми у России сегодня есть определенные проблемы – российский ВПК пока не может их поставлять. «Но, думаю, если будет заказ, то и наши заводы их способны отлить», – отметил Корнуков
Точно так же, по мнению Корнукова, обстоят дела и с поставками запчастей для сделанных в Украине самолетов семейства «Ан», которыми оснащена военно-транспортная авиация России. «И здесь Россия могла бы обойтись без Украины, задействовав, в частности, мощности воронежских и омских авиастроителей», – резюмировал генерал. В то же время он признал, что у России могут возникнуть проблемы с производством двигателей для вертолетов семейства «Ми» армейской авиации ВВС России, двигатели для которых делают в Запорожье. Однако Корнуков и здесь призвал к решительности. «Рыбинским моторостроителям по силам освоить выпуск этой продукции, если будет соответствующая документация. Документацию, конечно, придется покупать», – сказал он. И, судя по цене на нефть на мировых рынках, деньги у России на эти цели сыщутся…
Готова Россия минимизировать зависимость от Украины в еще одной милитарной проблеме. Тот же министр Иванов после беседы с Гриценко заявил, что вопрос субаренды отдельных объектов Черноморского флота будет закрыт к 1 марта 2006 года.
Украинская сторона, разумеется, желает видеть это в другом свете. Тот же Гриценко, вернувшись в Киев, как всегда, похоже, обиделся на СМИ, расценившие такое поведение России, как геополитический ультиматум, и заявил, что никаких ультимативных требований не было. «Мы с российским коллегой даже не обсуждали вопроса вступления Украины в НАТО», – сказал он журналистам. Однако в вопросе аренды ЧФ Гриценко в Москве выразил удовлетворение. «В части субаренды – этот вопрос должен быть закрыт. Это положительный сигнал для украинского правительства», – сказал он. И, в принципе, что ему еще оставалось делать? Если Россия сама захочет уйти с украинских баз, то еще неизвестно, кому будет лучше. И не рухнет ли вообще вся социально-экономическая инфраструктура Севастополя и других крымских населенных пунктов, которые сегодня живут с российских денег, работая на ее часть Черноморского флота. И не исчезнет ли у официального Киева политический рычаг давления на Москву, который всегда используется в случае возникновения каких-то непоняток: как только Россия выдвигает какие-то требования, так Украина сразу намекает – а мы, мол, попросим ваш флот с нашей территории…
Но самое интересное – то, что Россия может себя так вести, а вот Украина нет. Вернее, так: может быть, Украина и хочет, но не может. Потому что «хотелка» пока не выращена – возможностей нет. И это четко показывает вся та же всем основательно поднадоевшая газовая проблема. Россия и в этом вопросе может не только соскочить с зависимости от украинских транзитных возможностей, но и поиметь все, что ей в данный момент нужно. В том числе, и то, чего ей недостает, в частности, в своем ВПК.
Украина всегда говорила, что это не только она зависит от поставок российских энергоносителей для нужд своего народнохозяйственного комплекса, но и Россия зависит от украинской нефтегазовой инфраструктуры: не сможет пользоваться «украинской трубой» – не будет чем транспортировать свой газ в Европу и получать доллары или евро в немерянном количестве. И это правда. Газотранспортная система Украины объединяет 37,1 тыс. км магистральных газопроводов (в том числе 14 тыс. км диаметром 1020-1420 мм), 72 компрессорные станции, 13 подземных хранилищ с активным объемом газа более 32 млрд. кубометров. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд. куб. м в год, на выходе – 175 млрд. куб. м. По территории Украины ежегодно прокачивается в страны Запада более 120 млрд. куб. м российского газа. Этот объем составляет более 80% всего объема экспорта российского газа. Всего же в 2005 году «Газпром» планирует экспортировать в дальнее зарубежье около 150 млрд. куб. м газа на сумму более 27 млрд. долл. В 2004 году «Газпром» экспортировал за пределы СНГ 140,5 млрд. куб. м на сумму 19,2 млрд. долл. А в 2003-м этот показатель составил 132,9 млрд. куб. м газа на 16,5 млрд. долл. То есть, другими словами, российская зависимость налицо.
Но Россия уже сейчас способна сложившуюся ситуацию поломать. Она уже строит новый газопровод по дну Балтийского моря в Европу и готова увеличивать пропускную способность газопровода по территории Беларуси. Кроме этого, российский «Газпром» предлагает Украине либо перейти уже в следующем году на мировые цены в оплате и услуг транзита, и своего потребляемого украинскими потребителями газа, либо вообще выкупить или поставить под свой контроль всю украинскую газовую инфраструктуру путем создания газотранспортного консорциума (ГТК). А взамен Украина может рассчитывать на более дешевый российский газ…
И вот к такому повороту не готова уже Украина – на оплату российского газа по мировой цене в 160 долл. за 1000 кубов (вместо сегодняшних 50 долл.) просто нет денег. Кроме того, при такой цене на газ моментально становятся нерентабельными самые продвинутые отрасли украинской экономики – нефтехимия, металлургия и т. д. И «Нефтегаз Украины» элементарно увязал поставки российского газа в страну с ценой на транзит. На такой почти украинский ультиматум зампредседателя правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил, что его фирма хотела бы заключить контракт на транзит российского газа через территорию Украины в первоочередном порядке. И напомнил, что на данный момент цена транзита составляет 1,09 долл. на 100 км за 1 тыс. куб. м. «Газпром» же готов поднять эту цену до 1,5-1,75 долл. И в то же время он подчеркнул, что если контракт с Украиной не будет подписан, то «Газпром» отказывается осуществлять поставки газа на украинскую территорию. «Мы не будем поставлять газ в Украину без контракта», – отметил г-н Рязанов.
Короче, ситуация похожа на тупик. И есть только надежда, что стороны все же найдут какой-то взаимоприемлемый компромисс. У них ведь нет другого выхода. Нельзя просто упереться рогом только в свою позицию или, как изящно выразился глава «Нефтегаза Украины» Алексей Ивченко, стоять насмерть. И Россия пока не может обойтись без транзитных возможностей Украины, и Украина не может «перекрыть краник», так как транзит туркменского газа на ее нужды проходит по территории России. Очень уж многих и в Украине, и в России ожидает эта самая смерть. В том числе, и холодная, без газа в квартирах рядовых граждан. К сожалению, Украины…
Но если вернуться к проблемам ВПК, то россияне и его умудрились привязать к газу. С выгодой для себя. Они предположили, что все недостающее в своей оборонке и имеющееся в Украине можно получить за газ. В субботу, 26 ноября, в Киеве тот же Ивченко сообщил, что Украина готова поставить России товары военного назначения на сумму более 1 млрд. долл. в обмен на дополнительные объемы российского газа. «Это новый проект, который мы начали на уровне кабинета министров и «Нефтегаза Украины», создали рабочую группу, которая отрабатывает сейчас этот процесс. То вооружение, которое на сегодняшний день производится на Украине и нам не совсем нужно, нужно России. Мы набираем пакет от российского Минобороны, будем проводить реализацию этого вооружения и техники Министерству обороны России, и за это будем получать газ», – сказал он. По его словам, эта работа ведется последние три месяца, и Минобороны России об этом знает и принимает участие в согласовании номенклатуры товаров.
И параллельно источник в российском ВПК, просивший не называть его имени, тоже заявил журналистам, что расчеты за поставленный Украине российский газ вполне могли бы быть осуществлены поставками различного военного имущества для Минобороны России, а также комплектующих для производимой на российских оборонных предприятиях продукции военного назначения. «Украине есть, что предложить России взамен за поставленный газ – это и ракетные технологии, и новые транспортные и гражданские самолеты, и современные авиационные двигатели, различные комплектующие для судостроения», – сказал источник. И добавил: «Мы об этом редко вспоминаем, но многие стратегические ракетные комплексы, которые находятся на вооружении, были произведены в Украине. Абсолютное большинство эксплуатирующихся в России вертолетов также оснащены двигателями украинского производства, выпущенными на предприятии «Мотор-Сич» в Запорожье».
По словам же бывшего замглавкома Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) по вооружению Александра Ряжских, общая стоимость продукции и услуг украинских ракетостроительных предприятий, потребность в которых есть в РВСН России, может, в частности, составить до 350 млн. долл. Речь идет, например, о тяжелых ракетах РС-20, известных на Западе как «Сатана» и производимых только в Украине на днепропетровских КБ «Южное» и заводе «Южмаш». Украинские предприятия сегодня осуществляют гарантийный авторский надзор и анализ технического состояния российских ракет РС-20 и участвуют в работах по продлению их сроков службы. На оплату этих работ выделяются средства специальной статьей российского военного бюджета.
То же самое касается аппаратуры внешнетраекторных измерений типа «Вега», которая выпускается в Харькове и просто необходима для модернизации российских ракетных полигонов. И бортовой и наземной аппаратуры, необходимой для целеуказания стратегических ракет, которая производилась, в частности, на киевском заводе «Арсенал» и в том же Харькове и которая необходима российским РВСН для продления сроков службы ракет. По мнению Ряжских, для того, чтобы наладить в России производство тех приборов и комплектующих, которые сегодня производятся на Украине, потребуются не сотни миллионов, а миллиарды долларов. А тут можно просто нажать, воспользовавшись «газовой слабостью партнера», и получить «свое». Потому что в составе РВСН России насчитывается около 520 межконтинентальных баллистических ракет. Из них только порядка 40 (ракеты «Тополь-М») построены исключительно российской ракетостроительной кооперацией. В составе РВСН около 100 тяжелых ракет РС-20, способных нести до 10 боевых блоков. Ракеты «Тополь-М» имеют моноблочную головную часть. Но без точной аппаратуры наведения они – всего лишь тяжелые болванки, которые из-за тяжести нельзя использовать даже в рукопашной…
Однако и этот слабый лучик надежды на успешные расчеты неожиданно угас. То ли Ивченко, как всегда, что-то перепутал, то ли его неправильно поняли, но уже через три дня, 29 ноября сего года, украинский министр Гриценко опроверг информацию о том, что за поставки российского газа Украина будет расплачиваться военной техникой. «По линии министерств обороны двух стран переговоров не было. Поэтому заявление (об оплате поставок газа военной техникой. – Авт.) считаю несколько неадекватным», – сказал он журналистам в Москве. А его визави на переговорах министр Иванов тоже опроверг любые разговоры о возможных бартерных расчетах по схеме «оружие за газ». «Этого больше не будет. Те узлы и агрегаты, которые существуют, которые мы закупаем, мы будем закупать за живые деньги», – сказал он.
А значит, от Украины опять будут требовать только деньги, предлагая их же за нужную для себя продукцию. И при таком подходе, как вы понимаете, выигрывает тот, у кого они, деньги, есть. Именно они и помогут России соскочить с крючка зависимости. И будут держать на том же крючке Украину. И получается, как в старой шутке: кто готов платить, тот и музыку будет заказывать. В том числе, и мелодии политических требований. Какими они могут быть, намекнул все тот же Иванов, комментируя неприемлемость для России украинской интеграции в НАТО. По его словам, прекращение сотрудничества в ВПК – это только «одно из последствий (вступления Украины в НАТО. – Авт.), поскольку могут быть и другие, в том числе, касающиеся границы». А это уже другой вопрос. Хотя и не секретный: периодические обострения вокруг принадлежности Крыма или острова Коса Тузла четко показывают, что имеется в виду…