Работа над ошибками

Глава украинского правительства поехал в Туркменистан за газом. И хотя официально поводом для визита является участие в мероприятиях, приуроченных к 14-й годовщине Дня независимости Туркменистана, все понимают: Юрий Ехануров вынужден проводить «зачистку» после неудачных переговоров делегации во главе с министром топлива и энергетики Иваном Плачковым в середине октября.

Успех или неуспех любого мероприятия – вопрос относительный и зависит от трактовки. «Нефтегаз» сумел преподнести последние туркменские переговоры как свою большую победу. Действительно, формально Украина и Туркменистан договорились о поставках газа в 2006 году по цене 44 доллара за тысячу кубометров. В то время как России предложено платить 50 долларов. Кроме того, стороны условились, что Киев обеспечит поставку товаров в счет потребленного в 2004 году газа в ранее оговоренных объемах, а товарная доля стоимости потребленного в 2005 году газа будет оплачена валютой. При этом стоимость тысячи кубометров газа для расчетов в 2005 году валютой уменьшена с 58 до 44 долларов. Было получено согласие руководства Туркменистана в отношении участия украинских компаний в разработке нефтяных месторождений на туркменском шельфе Каспийского моря. Украина также обязалась возобновить работы по сооружению моста через реку Амударья и завершить сооружение компрессорной станции «Деръялик» до Дня независимости Туркменистана – 27 октября.

Однако для Украины такой вариант невыгоден, поскольку мы согласились на погашение товарного долга за поставки туркменского газа деньгами. Фактически можно говорить о том, что из-за невыполнения Украиной своих обязательств и перехода на исключительно денежную форму оплаты за туркменский газ государство потеряло туркменский рынок для поставок отечественных товаров. Эксперты оценили объем потерянного товарного рынка в размере около 800 миллионов долларов. Значительнее всех пострадал ВПК, поскольку он рассчитывал на госзаказ по комплектованию Вооруженных сил Туркменистана и снабжению их военной техникой из Украины». Скажем прямо, нам товарная схема оплаты за газ была крайне выгодна, поскольку мы засчитывали товар для Туркменистана по вдвое большей цене, чем платили за него сами. В итоге страна имела относительно дешевый газ. Сейчас придется платить деньгами, которых явно не хватит даже с учетом снижения цены до 44 долларов.

Кроме того, пока мы канителились, Ниязов помирился с Путиным. И к условиям ведения переговоров прибавилось наличие третьего участника: нетрудно догадаться, что речь идет о «Газпроме». Таким образом, Ашгабад начал с Киевом неоднозначную игру. Одновременно обсуждается долгосрочный контракт с нами и с Москвой. Если в 25-летний контракт, который «Газпром» планирует после 2006 года, будет включена формула цены на туркменский газ, привязанная к ценам на газ в Европе и России, и отправной точкой цены этого контракта станут 60 долларов за тысячу кубометров туркменского газа, на которых настаивает Ниязов, то мы будем получать газ минимум по 75 долларов. Поскольку Россия «законтрактует» полностью весь туркменский газ и будет продавать его нам со своей «товарной наценкой».

Чтобы Украина не плакала, Ниязов предлагает общими усилиями построить газопровод с пропускной способностью в 30 миллиардов кубометров в год вдоль Каспийского моря. Вместе с тем российские аналитики утверждают, что это чисто политический вопрос и что Россия не поддержит проект трубопровода. В таком случае рассчитывать на деньги западных инвесторов бессмысленно.

В общем, Еханурову придется решать непростую задачу: попытаться вернуть систему расчетов хотя бы частично на бартерную схему. Судя по всему, ему придется заниматься такой нетипичной для премьера работой, как согласование перечня и цены на товары, поставляемые Украиной в счет оплаты газа на сумму $243 млн. (тогда как должна была поставить товары на общую сумму $484млн.). Предыдущие переговорщики так все запутали, что при «сверке» оказалось: мы поставили в Туркменистан товары на сумму около 50 миллионов долларов, а туркменская сторона подписала акты приема товаров только на 9 миллионов.

То, что разобраться с расчетами и попытаться затормозить их реформирование просто необходимо, «засветил» секретарь СНБО Анатолий Кинах. На днях он сообщил, что следующий год должен стать годом определения условий перехода на финансовые расчеты Украины за природный газ, а не годом одномоментного перехода на такие расчеты и повышения цен.

«Мы готовы и поддерживаем предложение перейти на прозрачные финансовые схемы, но это необходимо делать поэтапно, постепенно, с учетом времени, необходимого для адаптации украинской экономики и недопущения снижения уровня жизни наших граждан», – заявил Кинах. Его слова можно отнести как к российскому газу, так и к туркменскому.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам