Министры, политика и бизнес

Люди, которые не будут заниматься политикой, – так охарактеризовал свое правительство Премьер Юрий Ехануров. Закончились перипетии по формированию технического – семимесячного правительства, и страна как будто зажила новой, ну, не совсем спокойной, но все-таки полноценной жизнью. Правда, с некоторыми поправками на здоровье… До сих пор продолжается полемика вокруг назначения министра здравоохранения. На протяжении практически трех недель кто только, по слухам и версиям, не должен был занять этот пост: и «бывшие», и ныне действующие, и молодые и энергичные, и седовласые и умудренные жизненным опытом.
Здравоохранение опять лихорадит… Каждый день ожидание. И вот вчера вся медицинская общественность страны обсуждала новую кандидатуру, которая полностью подходит под загадочную формулировку премьера: «Человек молодой и энергичный». Итак очередным претендентом на пост главного врача страны, человека, не связанного с политикой и бизнесом, стал Валерий Ивасюк. Короткие штрихи к портрету:

Человек вне политики

16 февраля 2001 года Валерий Ивасюк, эксперт комиссии Верховной Рады Украины, расследующей дело об исчезновении журналиста Георгия Гонгадзе, подал прошение о предоставлении ему политического убежища в Великобритании. Ивасюк прилетел в Лондон еще в конце января из Киева, где оставил жену и двоих детей. Тогда в интервью британскому журналисту газеты «Столичные новости» господин Ивасюк прокомментировал свое решение так: «Я принял это решение после настоятельных рекомендаций моих коллег по парламентской комиссии. Они проанализировали все возможные шаги, которые могут предпринять против меня украинские спецслужбы, в частности, СБУ. И вторая причина – рекомендация британской полиции».

Получается, что британская полиция рекомендовала Ивасюку остаться в Великобритании. Достаточно странная ситуация: оказывается, никто Ивасюку не угрожал, никто его не запугивал – просто члены парламентской комиссии проанализировали обстановку и решили, что неплохо бы г-ну Ивасюку поменять гражданство. А полиция Англии с радостью подхватила эту, мягко говоря, странную идею. По-человечески понять Ивасюка можно: стать гражданином Великобритании и почетно, и надежно. Возникает вопрос: по какому принципу проводится отбор в подданные Соединенного Королевства? Еще более странными представляются действия комиссии ВР (если Ивасюк говорит правду). Члены комиссии просят человека, который может сыграть ключевую роль в деле установления истины, спрятаться за границей, мотивируя это тем, что, дескать, как бы чего не вышло. Но, руководствуясь подобными соображениями, можно посоветовать эмигрировать любому человеку в стране – а вдруг завтра что-то не так…

На вопрос издания, в чем, собственно, состояла роль самого господина Ивасюка в «деле Гонгадзе», интервьюируемый ответил достаточно конкретно: «Прежде всего, я должен был обеспечить комиссию достоверной первичной судебно-медицинской информацией об обстоятельствах исчезновения Гонгадзе и идентификации тела, найденного в Тараще… Кроме того, мне удалось раздобыть прижизненный образец крови самого Георгия, который был мной обнаружен на одном из документов по медицинской помощи, оказанной ему после ранения в грузино-абхазском конфликте (он находился в Абхазии в качестве журналиста). Кстати, этих данных нет у официального следствия. Все эти материалы были доставлены в Германию…»

Давайте назовем вещи своими именами. Из сказанного господином Ивасюком следует, что он похитил доказательства по делу журналиста Гонгадзе, воспользовавшись своим служебным положением эксперта комиссии ВР. Ивасюк также подтверждает, что он вывез эти доказательства за границу без официальных санкций, лишив украинские правоохранительные органы возможности сопоставить имеющиеся образцы крови Гонгадзе. В любой стране мира это – преступление. И только человек, который находится вне политики, равно как и вне закона, может позволить себе эдакие вольности.

Сегодня «дело Гонгадзе», как и во времена политической ссылки господина Ивасюка в Туманном Альбионе, занимает одну из первых топ-позиций в рейтинге политической популярности. Меняются президенты, один за другим уходят премьеры, а спекуляция на теме об убийстве журналиста продолжает приносить политические дивиденды.

Не бизнесмен или «бизнес на крови»

В июне 1992 года в Украине был создан Национальный комитет борьбы с заболеванием СПИД при президенте, его руководителем стал Валерий Ивасюк. И бизнес пошел. Из года в год ассигнования государственного бюджета на борьбу с «чумой ХХ века» увеличивались, достигнув в 1997 году 17 млн.дол. (Для справки: сегодня вся программа борьбы с ВИЧСПИДом финансируется за счет государственного бюджета в размере 34 198,9, грн., что эквивалентно 6,5 млн.дол.).

Господин Ивасюк, наверное, в свое время хорошо изучил законы маркетинга. Интересными для справки будут данные об ускоряющемся распространении заболевания, что давало почву для выбивания гораздо больших бюджетных средств на импорт диагностикумов и оборудования. Именно «ускоренные» темпы развития эпидемии, запрет на использовании в системе здравоохранения диагностикумов и оборудования всех производителей, кроме одного – «приглянувшейся» господину Ивасюку фирмы, стали причиной вызова Валерия Петровича в СБУ.

Отвечая на вопрос уже упомянутого издания – «Вам, видимо, известно, что СБУ выпустила заявление, в котором утверждает, что никаких угроз в ваш адрес с ее стороны не было, и что в СБУ вас допрашивали по делу Национального комитета по борьбе со СПИДом, который вы возглавляли? В заявлении утверждается, что вы якобы не оприходовали полученные этим комитетом 3 млн. дол!» – Валерий Петрович продолжал играть роль политика и всячески отмежевывался от бизнеса. «Действительно, формальным поводом вызова в СБУ было получение моих объяснений по обстоятельствам, обнаруженным контрольно-ревизионным управлением Минфина Украины… Действительно, полученное Нацкомитетом оборудование для обследования на СПИД было оприходовано с нарушением бухгалтерской отчетности», – сказал он.

Любой гражданин нашей страны знает, что не за 3 млн. дол. – за 300 грн. налоговое ведомство вынет душу из любого! И должность эксперта ВР в данном случае не является смягчающим обстоятельством. Ивасюк признает: нарушения были! Получается, что все, кто имеет отношение к расследованиям парламентской комиссии, являются как бы неприкасаемыми. А если их просят хотя бы рассказать о судьбе трех миллионов долларов – им тут же предоставляется политическое убежище за рубежом. Воистину бизнес и политика разделены… Широкой полосой, густо устланной зелеными бумажками с изображением разных выдающихся людей Америки.

Конечно, сегодня модно – именно модно – становиться на сторону тех, кто критикует, не соглашается и борется. Но мы попытались объективно разобраться, за что боролся Ивасюк. И получается, что в несчастье одного человека другой ищет свою выгоду: кто-то – прячась от следствия в дальних странах, кто-то – наживая политический капитал.

Остается только надеяться, что при назначении его министром здравоохранения у него останется, не так много времени, с учетом парламентских выборов и празднично-веселых недель Рождества, для удовлетворения своих политических амбиций, а также коррупционных и бизнес интересов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам