Пляски вокруг ядра

Многим еще памятны скандалы, сотрясавшие украинское общество и государственный аппарат в связи с «героически-досрочно-предвыборным» возведением атомных «новодолгостроев» в Ровно и Хмельницком, якобы торжественно завершившимся (почему якобы — об этом чуть ниже) в минувшем году. С тех пор в делах отрасли наступило некоторое затишье. Первоначально многие полагали, что смена президента, правительства, руководства Минтопэнерго и НАЭК «Энергоатом» будет способствовать вводу деятельности отечественного ядерного комплекса в правовое русло. А отдельные (видимо, особо жизнерадостные) оптимисты даже высказывали робкую надежду, что теперь планы развития национальной ядерной энергетики будут учитывать не только неутолимый аппетит «руководящих товарищей» к «откатам», орденам и чинам, но и здравый смысл (а заодно — экономическую целесообразность). Увы, «не все так сталося, як гадалося»…

Собственно, и само «информационное затишье» носило далеко не «доброкачественный» характер. Главный «топливоэнергетик» Украины г-н Плачков выбрал весьма своеобразную тактику для минимизации «негативных общественных реакций» по отношению к его ведомству. На протяжении 2005 года Минтоп умудрилось не направить в Верховную Раду ни единого (!) законопроекта, который бы касался таких стратегически важных для Украины вопросов, как формулирование национальной энергетической и ядерной политики, стратегия развития ТЭК в целом и отдельных его отраслей в частности, ядерная и радиационная безопасность. Фактически «пошел в макулатуру» и многосотстраничный проект Энергетической стратегии Украины до 2030 года (который в 101-й раз направлен на переработку, сводящуюся — по опыту предыдущих «уточненных редакций» этого «талмуда» — к его бессистемному переписыванию по принципу: чего изволите, то и обоснуем). Что же касается стратегии развития собственно атомной энергетики, то ее, похоже, и вовсе постигла судьба персонажа известного советского мультфильма «Ежик в тумане».

Впрочем, к большому несчастью для топливно-энергетических чиновников, состояние «управленческой нирваны» не могло длиться вечно. Уже к концу лета в отношении деятельности «ядерного блока» у Минтопа начало накапливаться все больше вопросов. Так, обнаружилось, что правительственная «Комплексная программа модернизации и повышения безопасности энергоблоков атомных станций» выполнена… аж на 20%.

Притом что эта самая программа стартовала еще в 2002 г. и не позднее 31 декабря 2005-го все мероприятия по ней должны были бы быть уже полностью закончены. В этой связи уместно вспомнить, что когда в 2003-м бездеятельность кабинета Януковича в деле обеспечения ядерной безопасности стала предметом судебного разбирательства (и была юридически признана неправомерной), представлявшие правительственную сторону эксперты (?) указывали: многие мероприятия программы долгосрочные, поэтому выполняться равномерно по годам она не может, а по мере приближения сроков завершения проектов положение будет стремительно меняться к лучшему. Было бы крайне интересно посмотреть, как эти эксперты будут выкручиваться теперь: неужели те, кто за три года осилил лишь 1/5 часть порученного министерству и НАЭК дела, за оставшиеся четыре месяца «ударно решат» остальные 80% проблем?

Конечно, на бумаге у нас возможно и не такое (недаром расхожая политико-экономическая мудрость гласит: «Есть ложь, большая ложь и статистика»). Теоретически можно представить, что и с выполнением программы повышения безопасности АЭС отчебучат номер в духе того, который уже проворачивали двумя годами ранее — только с инвентаризацией предприятий, являющихся потенциальными источниками радиоактивных отходов (РАО). В 2000 году в Украине их было 6 тыс. Это очень много и во всех отношениях являлось крайне неудобным для ведомств, которые упомянутыми отходами должны были заниматься (но реально не занимались). Поэтому было найдено «соломоново решение»: при проведении очередной инвентаризации количество предприятий — источников РАО уменьшилось в 12 раз — «всего» до 500 (нет источника — нет проблемы!). Не исключено, что с мероприятиями по безопасности попытаются провернуть нечто похожее (указать, что к концу «отчетного года» они выполнены «в основном» или «в целом» — притом что оставшиеся «мелкие недоработки», как показывает отечественная практика, могут составлять половину объема работ, а то и больше). Такой опыт в Минтопэнерго тоже есть. Еще с 1995 г. исправно рапортуют о завершении строительства Запорожской АЭС — не забывая так же исправно каждый год запрашивать средства на ее… достройку (например, 8 июня 2005 г. КМУ «отстегнул» на «запорожский мирный атом» еще 17 млн. грн.).

Правительство провалило не только исполнение программ, доставшихся «в наследство от преступного режима», но и более свежие поручения (уже «революционной власти»). 14 июня 2005 г. Президент Украины дал поручение Кабинету министров и СНБО — совместно с парламентским Комитетом по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности «внимательно проанализировать» комплекс накопившихся проблем ядерной энергетики и определиться с мерами по их решению. Реакция на указание главы государства и у КМУ, и у СНБО оказалась поистине уникальной — в духе «олимпийских богов». Они его просто (как бы это помягче выразиться) по… одним словом, проигнорировали.

Конечно, психологическое объяснение столь интересному факту имеется. Как раз в то время г-жа Тимошенко мучительно (для страны) боролась с осаждавшими Украину «нефтяными», «мясными», «сахарными» и прочими «врагами», а г-н Порошенко пытался «пробить» создание непонятной структуры под неудобоваримым названием КВГБ (комитет по вопросам внутренней и государственной безопасности). В таких условиях до ядерной энергетики (не говоря уже о «какой-то» ядерной безопасности) просто не доходили руки. О государственном Секретариате в данном контексте и вовсе вспоминать неудобно — какая безопасность, когда надо срочно создавать «информационные кластеры»?

Но как только Верховная Рада одобрила Закон Украины «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение», разработанный заместителем председателя комитета Верховной Рады по ТЭК, ядерной политике и ядерной безопасности Андреем Деркачем совместно с представителями Госатомрегулирования и Европейской комиссии в Украине, немедленно «проснулись» «спящие цари» ТЭК. Развив поистине кипучую активность (достойную, по правде говоря, лучшего применения) в попытках «продавить» президентское вето на этот правовой акт. Еще бы, ведь парламент посягнул на «священные права ядерно-строительного заповедника»! Если новый закон вступит в силу, «атомные блокостройки» будут невозможны без согласия населения и местных органов самоуправления. Неудивительно, что «атомное лобби» (давно разучившееся «отличать общественную шерсть от личной») считает саму угрозу возникновения такой ситуации абсолютно неприемлемой…

Вообще, ради того, чтобы ни за что не отвечать, руководство Минтопэнерго и НАЭК «Энергоатом», похоже, готово даже на такую неслыханную для бюджетных и корпоративных структур вещь, как отказ от денег. Ратификацию соглашений с «Евроатомом» и Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении кредитов (в общей сложности $125 млн.) на осуществление работ по модернизации и повышению безопасности 4-го Ровенского и 2-го Хмельницкого атомных энергоблоков волынили больше года. Подписали их еще в июле 2004-го, а ввели в действие только несколько дней назад — и то под большим нажимом.

Ничего не сделано и для приведения в человеческое состояние системы обеспечения качества (и достоверности) экспертиз в ядерной энергетике. На словах с тем, что существующую до сих пор практику «типа экспертных» оценок необходимо прекратить, согласны все. Но как только дело доходит до практических мер, выясняется — разные ООО, ЗАО, ОАО и прочие организации с формой собственности из трех букв и названиями в духе «Атом и сын» либо «Какой хотите, такой и аудит» (разумеется, «за скромное вознаграждение») продолжают править бал на этом поприще. Практически, если не считать «заказных» ООО/»о-го-го», направление развития ядерной отрасли страны представляет сейчас не долгосрочную, отражающую государственные интересы программу, одобренную парламентом и правительством, а личную линию «политически бессмертного» заместителя министра топлива и энергетики по вопросам ядерно-энергетического комплекса г-на Штейнберга.

Естественно, что, поскольку позиции «атомных чиновников» нерушимы, ситуация довольно мало зависит от того, кто возглавляет правительство «в данный исторический момент», метастазы безответственности продолжают отравлять государственный аппарат вне зависимости от того, в какой (бело-голубой или апельсиновый) колор «идеологической радуги» окрашены его политические руководители. Не спасает и техническая грамотность: порой ангажированный профессионал, способный внешне убедительно, с цифрами и выкладками, обосновать «желательную» точку зрения, наносит больший ущерб интересам государства и общества, чем равноудаленный от «центров влияния» дилетант, искренне пытающийся разобраться в сути вопроса. Итог — эффективный механизм государственного управления и контроля в ядерной энергетике отсутствует. Правительственные чиновники не только игнорируют требования закона и решения судов — они не контролируют даже выполнения своих собственных решений.

В среде работников ТЭК все больше сомнений вызывает тезис «Ці руки нічого не вкрали» (точнее, не сам тезис, а его применимость к новым-старым топ-менеджерам отрасли). Тот же «четырежды президент» НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский (именно столько раз его назначали на эту должность) вместо работы по повышению безопасности вверенных ему АЭС занимается бесплодной перепиской на эту тему с Госатомрегулирования, Национальной комиссией регулирования электроэнергетики и судами. Тем временем аудит компании не проведен, «прозрачность» ее работы такая же, как и при «Герое Украины» Сергее Тулубе. Количество остановок и отказов на блоках по сравнению с 2004 г. увеличилось в два раза. Видимо, в ближайшее время придется экстренно принимать решение по поиску нового руководителя «Энергоатома», так как Юрий Александрович, говорящий вполне правильные тезисы с трибун, оказался не способен практически организовать эффективную работу компании, подняться над уровнем корпоративно-клановых интересов до государственного подхода к проблемам.

Вот далеко не полный список только основного из того, что не сделал Кабинет министров в ядерной сфере, хотя обязан был сделать:

механизмы финансирования и процедуры снятия с эксплуатации ядерных установок не созданы даже на бумаге;

общегосударственная программа обращения с РАО отсутствует, а существующий «суррогат» (кабминовская Комплексная программа) не только не имеет необходимого статуса, но еще и финансируется «по остаточному принципу»;

до сих пор не принято никакого внятного политического решения в отношении обращения с отработанным ядерным топливом (оставлять его себе или вывозить?).

В довершение всего «успешно» провалена также программа создания отечественного ядерно-топливного цикла (хотя такие попытки предпринимаются уже двенадцатый год). И вот на фоне таких «грандиозных успехов» Кабмин и Минтоп сочли возможным принять решение о начале «подготовительных работ по строительству новых энергоблоков Хмельницкой АЭС» (распоряжение КМУ №281-р от 21 июля 2005 г.; теперь предполагается строить уже блоки ХАЭС №№3, 4). Хотя даже существующие мощности атомной генерации электроэнергетическая сеть Украины сможет полностью использовать только к началу 2008 г. (это в лучшем случае)!

Каталог ядерно-энергетических провалов и безответственности можно продолжать еще долго. Например, можно вспомнить Национальную энергетическую программу Украины до 2010 года, которая остается под грифом «для служебного пользования» только потому, что ее исполнение давно и безнадежно сорвано. Или «Комплексную (ох и любят же наши чиновники «вумные» слова!) программу снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС» (которую постигла аналогичная участь). Но и без всего этого ясно: цинизм и бездеятельность Минтопэнерго Украины в вопросах выработки государственной политики развития ядерной энергетики, его неспособность (или нежелание?) системно подойти к решению проблем ТЭК не только создают условия для наступления кризиса в отрасли уже в ближайшее время, но и представляют реальную угрозу национальной безопасности страны. В том числе и угрозу физической безопасности граждан.

Если сложившееся положение является следствием «бескорыстных» ошибок и некомпетентности, то налицо такие ошибки и некомпетентность, которые граничат с преступлением. Если же эти ошибки «небескорыстны», тогда… впрочем, это будет уже вопросом для прокуратуры и Службы безопасности Украины.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам