Пакт

Накануне визита в США президент Виктор Ющенко сделал две стратегические вещи: подал кандидатуру Юрия Еханурова на утверждение парламента и добился подписания «Декларации единения и
сотрудничества ради будущего Украины». Свои подписи под этим документом поставили: сам Виктор Ющенко, спикер ВР Владимир Литвин, пока еще и.о. премьера Юрий Ехануров и лидеры почти всех парламентских фракций.
Таким образом, продемонстрирована «консолидация ключевых политических сил вокруг целей, определяющих национальные интересы страны». Виктор Ющенко приедет в Вашингтон из стабильной страны, где почти готовы бюджет и премьер, в которой нет никаких политических кризисов, никакой угрозы демократии, никаких коррупционных скандалов. Это важно, поскольку всю последнюю неделю ведущие штатовские издания выходили с заголовками «Оранжевая тревога», «Виктор Ющенко: памятник пошатнулся», «Майдан закрыт».

Собственно говоря, мы наблюдаем вторую попытку объединения всех людей доброй воли под великую цель. Первая была сделана во время «мини-Давоса»: именно тогда спикер Литвин, премьер Тимошенко и президент Ющенко подписали Меморандум о гарантиях прав собственности, чтобы привлечь инвесторов в Украину и гарантировать для их капиталов мягкий климат. Но инвестиционного блицкрига не получилось. Три месяца спустя консолидация приобрела новые формы и «вылилась» в правительственно-парламентское соглашение о единстве. После отставки Тимошенко с поста главы Кабмина пришлось пересмотреть контракт на власть, заключенный почти девять месяцев назад, когда Виктор Андреевич занял президентское кресло. Сразу отметим, что идея не нова, подобная практика соглашений была широко распространена в период с 2002 по 2004 год, во время работы тандема Кучма–Янукович.

Напомним, что еще в декабре 2002 года между Кабмином и парламентским большинством было подписано «Политическое соглашение о сотрудничестве и солидарной ответственности», на базе которого строились отношения между Кабинетом Виктора Федоровича и «большевиками». Никакой юридической силы оно не имело, но задавало рамки сотрудничества. Ровно через год оно было трансформировано в договор о политической коалиции: выборы президента, приближающаяся политреформа, переформатирование большинства вызвали к жизни обновленную модель взаимоотношений по линии правительство–парламент. В присутствии президента Кучмы коалиционный договор все же был подписан, но с реальной политикой связи он не имел, что и показали результаты выборов-2004. Теперь на этот путь встал Виктор Ющенко. Он поставил свой автограф под документом, в котором говорится:

а) приоритетом руководителей органов государственной власти и политиков должны стать обеспечение интересов украинского народа, рост благополучия, консолидация общества, авторитет и уважение Украины в мире;

б) общество и государство ориентируются на общечеловеческие ценности, свободу, демократию, межнациональное и конфессиональное согласие, взаимное уважение и толерантность, справедливость и добро, реальное обеспечение конституционных прав и свобод граждан, становление полноценного гражданского общества, а также налаживание диалога между обществом и властью, гарантирование реального верховенства права, безопасности граждан, выполнение Конституции и законов;

в) о соблюдении принципов профессионализма, высоких морально-этических норм в кадровой политике государства, недопущении взаимной борьбы во власти, преобладания партийных признаков при подборе кадров;

г) о недопустимости политических преследований и использования власти для давления на политических оппонентов, декларируется проведение демократических, свободных и честных выборов в Верховную Раду Украины и органы местного самоуправления;

д) о создании Всеукраинского политического совета, который будет консультативно-совещательным органом при президенте Украины по вопросам гармоничного развития Украины (кстати, еще одна наработка экс-президента Кучмы взята на вооружение: при Леониде Даниловиче тоже действовал такой «боярский совет», его возглавлял Валерий Пустовойтенко).

Кроме Виктора Андреевича, Владимира Михайловича и Юрия Ивановича, подписи под «пактом» поставили лидеры восьми фракций – из тринадцати, работающих в ВР. Процесс консолидации под патронатом Ющенко проигнорировали следующие товарищи: БЮТ, ПРП (они заранее предупредили о свое неучастии), а также СДПУ(о), Компартия и «Единая Украина» Богдана Губского. Хотя их и приглашали, причем президент, скрепя, сердце поддался на уговоры, типа «надо Витя, надо»… Таким образом, четко проявилась нынешняя расстановка сил: мальчики – направо (имеются в виду апологеты президента), девочки – налево (это клевреты несправедливо уволенного премьера). В общем-то, коалиция пяти «антисоглашательских фракций» и есть новая оппозиция. Не факт, что эсдеки, коммунисты и БЮТ завтра станут играть в одной команде или сформируют блок, но поддерживать друг друга они будут.

А на стороне президента играют 237 народных депутатов. Это, можно сказать, готовое большинство. И, надо полагать, примерно такое количество голосов получит Юрий Ехануров, когда его будут утверждать в Раде 22 сентября (разница – плюс-минус пять голосов). Интересно, что еще с утра 13 сентября такой поддержки не было, худо-бедно насчитывалось не более двух депутатских сотен (с внефракционными, хотя Александр Волков и «шумел», что рядовых депутатов даже не ознакомили с документами). Но погоду изменила позиция фракции Раисы Богатыревой. Регионалов таки удалось уломать (а это, между прочим, фракция из 42-х человек), предложив им пару должностей в правительстве. Или одну, весомую: говорят, что пост вице-премьера по ТЭК имеет все шансы занять Виталий Гайдук. Что поделать, за все надо платить… Как говорится, «ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы». Как ни противно, но кадровые условия донецких выполнять придется. Впрочем, подписание соглашения о единстве – это не только ценный мех… тьфу, не только кадровые договоренности. Было несколько причин, заставивших пойти на этот шаг.

Первая. Необходимо было нивелировать последствия правительственного кризиса, продемонстрировать, что отставка Юли не повлияла критическим образом на ситуацию. Все идет своим чередом: проект бюджета готов, в парламенте формируется большинство, чего не было в самые удачные времена работы Кабмина Тимошенко, вот-вот будет утвержден новый глава КМ, так что новое правительство будет полноценным, а не техническим.

Вторая. Прозондирована почва на предмет прохождения кандидатуры Юрия Еханурова через парламент. Результат удовлетворителен: как мы уже говорили, он имеет шансы набрать около 240 голосов. «Разведка» была важной частью операции по ликвидации кризиса власти: провал Еханурова приравнивался бы к катастрофе, к усилению недоверия к власти, к ее способности выровнять ситуацию.

А так, практически известно, кто и как поведет себя в ответственный момент. Неожиданностей быть не должно. Ющенко учел, похоже, ошибку, допущенную им в День независимости, когда президент выступил с предложением повысить избирательный барьер, не заручившись предварительно законодательным подкреплением своей инициативы (то есть, в парламент не был внесен соответствующий закон, и выступление Ющенко выглядело как лоббирование интересов конкретной политической силы –НСНУ).

Третья. Продемонстрирована готовность работать не только с лояльными группами, но и с заклятыми политическими врагами. Я, конечно же, имею в виду фракцию «Регионы Украины». Вчерашние соперники – Ющенко и Янукович – автоматически оказались в одной лодке. Прелестная иллюстрация тезиса «президент объединяет все политические силы, а не тех, кто за него голосовал». Так недалеко и до сближения по линии Восток– Запад. Скорей всего, этот шаг был продиктован испугом по поводу того, что инициативу объединения страны перехватит экс-премьер, прекрасно использовавшая «домашнюю заготовку» в виде двух ленточек – помаранчевой и голубой.

Четвертая. Дан адекватный ответ Юлии Тимошенко. Хлипкая, наспех созданная конструкция правительственно-парламентской коалиции все-таки выбивает из рук Юлии Владимировны козырь о личной незаменимости, о неспособности команды президента слаженно и эффективно работать, о противостоянии парламента и правительства. Хаос остановлен. Но какой ценой? Чем придется заплатить за демонстрацию «мира и дружбы», за желание уделать экс-премьера? Цена чрезвычайно высока.

Вы, естественно, обратили внимание на то, что среди подписантов Меморандума есть и социалисты Александра Мороза. Как известно, Сан Саныч визирует только те документы, где речь идет о твердых гарантиях реализации конституционной реформы. По его настоянию этот пункт включен в соглашение о единстве. Таким образом, пресечены все надежды окружения Виктора Ющенко «приостановить» ход политреформы – она становится неизбежностью, и уже через несколько месяцев Виктор Андреевич лишится существенной части своих полномочий. Александр Мороз всегда работает виртуозно: всего 26 членов фракции, а результат – как будто за его спиной все 200 человек! Вот что значит политический опыт: лидер социалистов с малыми резервами добивается больших успехов.

Еще один неприятный момент – сотрудничество с фракцией регионалов и перспектива отдать им пару ключевых постов в правительстве. Трудно жить и работать с пониманием того, что проигравшие тоже могут диктовать свои условия победителям. Тем более, всего через 8 месяцев после провала. Как уже говорил мой коллега, «трудно представить, с каким лицом президент будет подписывать документ о кадровых назначениях регионалов». Но дело не только в креслах, которые, возможно, на несколько месяцев предоставят донецким. Тут «рыба» покрупней: скорей всего, регионалы подписали договор о единстве в обмен на обещания лояльно относиться к процессу отчуждения некоторых объектов собственности. Не надо забывать, что Ринат Ахметов кое-чем владеет в этой стране. И хочет продолжать это делать.

Опять же, не стоит упускать из поля зрения фракцию, в которой теперь живет и работает Виктор Пинчук. «Вперед, Украина» – тоже за консолидацию во имя высоких целей. Просто у каждого они свои. Но есть основания предполагать, что громкие реприватизационные скандалы вокруг собственности зятя экс-президента поутихнут, и он сможет передохнуть. Более того, выйти на устраивающие обе стороны соглашения относительно НЗФ, «Криворожстали» и прочих объектов, которые у главы «Интерпайпа» дружно отбирали во время премьерства Юлии Владимировны. Теперь бигборды «Вернем Никопольский Ферросплавный завод государству!», наверное, исчезнут с центральных магистралей столицы. И, наконец, спикер Литвин, чей автограф тоже стоит под документом о мире и процветании. Президент в какой-то мере оказывается заложником спикера: ведь, пока нет большинства, именно председатель ВР руководит процессом «объединения земель», настраивает разные политические группы на позитивный результат.

От него зависит итог голосования по утверждению нового премьера. Вот выйдут 42 члена фракции Литвина из соглашения, и вся эта конструкция рассыплется. Фактически теперь, с уходом Тимошенко, Владимир Михайлович получил самую большую свободу действий. Его больше никто не будет шантажировать перспективой смещения, выборами лидера большинства, «впихиванием» Народной партии в общий предвыборный блок на условиях Безсмертного–Мартыненко. Он снова оказался «на коне», как в переломный момент «оранжевой революции», и, несомненно, извлечет максимум выгоды из своего положения.

И, наконец, подписание очередного меморандума, как бы пафосно он ни назывался, ничего хорошего о единстве власти, об общих целях, о служении родине не говорит. Подписывать бумаги – это одно, делать политику – совсем другое. Зачем визировать в торжественной обстановке документ о слаженной работе КМ и Рады, если условия такого сотрудничества определены Конституцией? Получается, что Соглашение о единстве – это всего лишь «бумажный договор», обязательства не кинуть один одного в решающий момент. Просто «стрелка» какая-то…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам