От "Солидарности" до свободы

«Солидарность» — это память о пути Польши к свободе», — так начал свою речь на международной конференции «От «Солидарности» до свободы» экс-министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек. Конференция действительно стала международным, а не только польским или даже европейским событием. Она проходила 29—31 августа 2005 года в два этапа. Сначала в Варшаве, а потом в Гданьске, где 25 лет назад и развернулись основные события, предопределившие развал мирового коммунистического блока.

Именно 31 августа 1980 года в Гданьске было подписано соглашение между правительством социалистической Польши и Межзаводским рабочим комитетом о выполнении требований бастующих рабочих. Значение этого события в том, что рабочие требовали решения не только экономических проблем. Первые четыре пункта знаменитых требований рабочих от 17 августа 1980 года были политическими или, если хотите, общедемократическими. Признание независимых от коммунистической партии и работодателей свободных профсоюзов, гарантия права на забастовку, а также безопасность забастовщиков и их симпатиков и, наконец, разрешение свободы слова, печати и информации, а следовательно, недопущение репрессий по отношению к независимым СМИ. Четвертый пункт — освобождение политических заключенных.

Это были те первые «гвозди», которые рабочие вбили в крышку коммунистического «гроба», и польское правительство их признало.

Это потом было создание профсоюза «Солидарность» (17 сентября 1980 года), официальная регистрация его устава (10 ноября 1980 года), почти год более-менее свободной жизни и попытки польских коммунистов «отыграть ситуацию назад» введением военного положения 13 декабря 1981 года и репрессиями против членов «Солидарности». А в августе—сентябре 25 лет назад было торжество надежды на то, что люди сами смогут определять свою судьбу. И в настоящем, и в будущем. Надежды оказались небеспочвенными. В 1989 году коммунистический режим в Польше пал. Мирно, на первых демократических и подлинно свободных выборах. И именно в мирном и ненасильственном преобразовании страны — главная роль и непреходящее значение польской «Солидарности». Революционное значение. Ибо практически все ораторы на конференции подчеркивали, что движение «Солидарности» в Польше — это революция. И не потому, что рабочие поставили вопрос о власти, а потому, что на этой волне коммунистическая власть была в конце концов свергнута.

Геремек назвал это движение «последней пролетарской революцией в Европе». Но с той определяющей разницей, что в отличие от прежних рабочих революций польский пролетариат не ставил во главу угла классовую борьбу, а призывал другие классы и группы населения к совместной борьбе за свои права. «Польский пролетариат имел свою родину и защищал ее право на свободную жизнь вместе с другими классами. Он боролся за права человека в широком смысле слова. Это была революция путем переговоров, без фронтальной конфронтации. «Солидарность» — это эффективная модель выхода из коммунизма. Это эталон антитоталитарной революции, и в этом качестве «Солидарность» будет служить примером всегда», — сказал Геремек. «Это было массовое пробуждение общественного сознания. И этот процесс жив и сейчас. И он еще даст о себе знать», — вторил ему экс-советник по вопросам госбезопасности США Збигнев Бжезинский, предрекая скорый конец всем тоталитарным или недемократическим режимам, еще оставшимся в мире. Он не назвал их, но в зале поняли, что это Россия и Беларусь, которые, заметил г-н Бжезинский, не прислали своих официальных представителей на конференцию.

А конференция получилась воистину международной. Вацлав Гавел и Желю Желев, Сергей Ковалев и Станислав Шушкевич, Мадлен Олбрайт и Джордж Буш-старший, Збигнев Бжезинский и Джеймс Бейкер, Рихард фон Вайцзеккер и Джон Прескотт, Иржи Динстбир и Маркус Меркль — это далеко не полный список бывших государственных и политических деятелей — современников «Солидарности», которые «пожинали» плоды ее деятельности. Этакие «гости из прошлого».

Не менее внушителен и список приглашенных действующих государственных мужей. Это президенты Венгрии Ласло Шойом, Германии — Хорст Келлер, Сербии — Борис Тадич, Грузии — Михаил Саакашвили, Украины — Виктор Ющенко. Премьер-министры Албании — Фатос Нано, Боснии и Герцеговины — Аднан Терзич, Чехии — Иржи Парубек, Хорватии — Иво Санадер, Литвы — Альгирдас Бразаускас, Словакии — Микулаш Дзуринда, Словении — Янеш Янша, Бельгии — Ги Верхофстадт и другие. А со специальным докладом «Солидарность» — фундамент европейской интеграции» на конференции выступил президент Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Многие из них получили власть благодаря тому, что сработали идеи солидаристского движения поляков, подаривших миру, как сказал экс-президент Болгарии Желев, успешную модель «бархатной революции». А «бархатные революции» конца 80-х годов прошлого века сменились «цветными» — начала ІІІ тысячелетия. И все они были направлены против тоталитаризма или его затянувшихся последствий. Все отмечали также, что сила «Солидарности» — в единении огромных масс простых людей. В «Солидарности» объединилось 10 млн. человек, и коммунисты не решились уничтожить их силой. Ни в Варшаве, ни в Москве…

А самым удивительным и трогательным примером живучести идей «Солидарности» стало примирение на конференции двух президентов Польши. Бывшего — Леха Валенсы, вождя «Солидарности», и нынешнего — Александра Квасьневского, ставленника левых, который и победил Валенсу на выборах. Неистовый Лех сейчас отходит от «Солидарности» и думает над тем, как в эпоху глобализации передать мир в руки «человека совести». А Квасьневский заявил: «Солидарность» изменила ход мировой истории. Вы заслужили уважение даже тех, кто с вами боролся. Я благодарю Леха Валенсу. Я не стоял с вами по одну сторону баррикад. Но сейчас я говорю: вы были правы». А потом два президента сидели рядом и вместе слушали здравицы.

Многие говорили и о том, что уроки «Солидарности» важны и для Объединенной Европы, и для всего мира, сражающегося с международным терроризмом. Потому что нет свободы без солидарности и без взаимного уважения между людьми. И что террористов победить нельзя, если не понимать, почему они появляются. «Борьба не может быть сильнее солидарности», — сказал Квасьневский.

Согласитесь, как просто это сказать и как сложно претворить в реальную политику! В том числе и после прихода к власти на волне всенародного единения и протеста против несправедливости. Однако, отмечалось на конференции, это нужно делать. Ибо идеи «Солидарности» живы. И это, пожалуй, самый главный ее урок, отметкой за который является свобода. А она никогда не является «гостьей из прошлого». Ее не бывает много…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам