Генеральный координатор

Борис Тарасюк сегодня – это Анатолий Орел вчера. Для информации: лидер Народного руха Тарасюк в настоящее время рулит министерством иностранных дел. А Орел в недавнем прошлом возглавлял управление по вопросам внешней политики администрации Леонида Кучмы. Было это еще до исторического материализма, то есть до оранжевой революции. Тогда преступный режим пил кровь из простого трудового народа. Почему возникли подобные спекулятивные параллели? Музыкой навеяло. Точнее, планом нового главы государства усилить координирующую роль МИДа…

15 августа анонимное лицо в секретариате, которое подписывается как «пресс-служба президента», сообщило: Виктор Ющенко планирует в ближайшее время подписать указ, в соответствии с которым на ведомство уважаемого (многочисленными уволенными дипломатами) Тарасюка возлагается координация всех структур исполнительной власти в сфере внешней политики. И вообще, координирующая роль МИДа должна быть усилена по самое не балуй. Анонимный источник в лице «пресс-службы» объясняет причину появления такого важного и актуального документа. Борис Тарасюк встретился с Виктором Ющенко. После встречи президент принял решения подписать указ об усилении внешнеполитической координации деятельности центральных органов власти.

Получается, что без указа Тарасюку не хватает полномочий. Органы исполнительной власти не хотят выполнять программные установки министра иностранных дел и в грубой, иногда даже циничной форме отказываются координироваться. В связи с анонсированным выходом указа главы государства по МИДу возникает вопрос: а чем вообще занимается ведомство Тарасюка? Существуют ли документы в виде законов, других нормативных актов, которые предоставляют МИДу право что-то там координировать в сфере внешней политики?

На официальном сервере Кабинета министров в разделе «Министерство иностранных дел» скромно констатируется, что в соответствии со 106 статьей Конституции «руководство внешнеполитической деятельностью государства осуществляет президент, который представляет страну в международных отношениях, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решения о признании иностранных государств, назначает и освобождает глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств». Поскольку институт президентства относится, по идее, к категории «центральных органов исполнительной власти», то и деятельность Виктора Андреевича во внешнеполитической сфере тоже будет координировать Тарасюк. Впрочем, не будем загадывать наперед. Мы же еще не видели текст указа. Возможно, президенту Борис Тарасюк все же позволит выполнять его конституционные обязанности. В виде исключения.

Идем дальше. А дальше всплывает указ Леонида Кучмы от 3 апреля 1999 года. Называется он «Положение о министерстве иностранных дел». Любознательный читатель может узнать из этого документа, что МИД «обеспечивает координацию деятельности в сфере внешних отношений». Возможно, Тарасюка смущает то обстоятельство, что не указаны органы, чью деятельность он должен координировать. Допустим, птицефабрика Х заключила контракт на поставку окорочков в Занзибар, а МИД ничего не может координировать. Правда, в уже упомянутом нами указе отмечается, что министерство иностранных дел «при выполнении возложенных на него функций взаимодействует с другими центральными органами исполнительной власти Украины, органами АРК, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами других государств».

Вроде бы усиливать координацию не надо. И так всем понятно, что президент определяет основные направления внешней политики, а министерство внутренних дел их реализовывает. Так из-за чего весь сыр-бор? Какой негодяй мешает нашему доблестному МИДу стать в авангарде координирующей деятельности? Как показывает практика, нет ничего нового под Луной. Аналогичная ситуация имела место 29 ноября 2003 года, когда президент Леонид Кучма подписал указ «О мерах по повышению эффективности внешнеполитической деятельности государства».

В соответствии с документом, МИДу, помимо «достижения целей европейской и евроатлантической интеграции Украины», вменялось в обязанности «улучшить информационное обеспечение Президента Украины по внешнеполитическим вопросам, введя в практику неотложное предоставление в Администрацию Президента информации относительно особо важных вопросов внешнеполитической деятельности Украины и международных отношений».

Кроме того, «должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений Министерства иностранных дел, советников-посланников и посланников дипломатических представительств Украины в иностранных государствах и при международных организациях, а также лиц, на которых возлагается временное исполнение обязанностей главы дипломатического представительства Украины в иностранном государстве, предварительно согласовываются в установленном порядке с Президентом Украины». На главное Управление по вопросам внешней политики возлагаются обязанности по координации мероприятий относительно обеспечения реализации Президентом Украины полномочий во внешнеполитической сфере.

Тут же появилась версия, что отныне всю внешнеполитическую деятельность будет координировать главное управление по вопросам внешней политики администрации президента, возглавляемое Анатолием Орлом. В качестве иллюстрации ажиотажа, вызванного указом главы государства, приведем комментарий Тараса Стецькива, который на то время еще и не предполагал, что судьба сведет его с УТ-1. По словам господина Стецькива, «происходит сужение полномочий МИД. Поэтому, если раньше Министр иностранных дел и в целом МИД имели прямой выход на Президента, то теперь контакт будет происходить через фильтр Администрации Президента. Это однозначно усиление позиции Медведчука».

Еще раз повторим, что мы не знаем, что будет написано в окончательном варианте указа президента об усилении координирующей и направляющей роли МИДа. Но аналогия с ситуацией двухгодичной давности, как говорится, налицо. По одной из версий, в последнее время в секретариате президента появился некий альтернативный внешнеполитический центр, который стал конкурировать с МИДом на российском направлении. Это так обеспокоило господина Тарасюка, что он предпринял контрмеры. Теперь дожидается, что президент усилит его полномочия. То есть сделает то, что в свое время Леонид Данилович «нахимичил» с Орлом.

Была еще версия, что возможное появление указа главы государства насчет координации связано с деятельностью вице-премьера по европейской интеграции Олега Рыбачука. Но Олег Борисович в интервью «Киевскому телеграфу», которое выйдет в ближайшем номере еженедельника, напрочь опроверг это утверждение. По его словам, его очень обеспокоило появление информации о наличии некого параллельного внешнеполитического центра. И если указ президента об усилении координации выйдет, то это будет правильным решением.

Мы рискнем высказать предположение, что толку от такого документа будет примерно столько же, сколько от команды прапорщика: «Поезд, стой! Раз-два!». Дело не в усилении МИДа и наказании плохих парней из секретариата. В результате «успешной» деятельности нашего славного внешнеполитического ведомства появился вакуум на северо-восточном направлении. Все ж ушли на европейский фронт. Интегрируются во все щели. А пошла эта Россия со своей нефтью и газом куда подальше. Мы теперь европейцы. В результате Москве не с кем договариваться. Нет нормального контакта в Киеве. Зато есть группа товарищей, склонных преувеличивать свою роль и значение на внешнеполитическом фронте. Они же сами напрашиваются на роль посредника. Кремль с удовольствием выслушивает их предложения. Потом, конечно, ребята от души веселятся, глядя на дилетантские попытки своих «младших братьев» стать главными разводящими на российском направлении. Они и так достигли своей цели: некоторые представители новой власти пытаются договариваться через голову своих товарищей по революции, занимающих высокие кресла. Прикольно…

Пока МИД будет ловить ворон и пропускать элементарные мячи в свои ворота, никакие указы и суровые постановления не помогут. Все равно вылезет нечто альтернативное и предложит свой вектор внешнеполитического развития. Тарасюка можно сделать генеральным предводителем дипломатического дворянства, дать звание геополитического фельдмаршала. Ну и толку? Количество званий, а также указов, усиливающих полномочия главы внешнеполитического ведомства, не приведут к росту его профессионализма. Тут всю систему менять надо…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам