Рыбное место

Экс-сотрудник ООН россиянин Александр Яковлев сознался в получении взяток на общую сумму около миллиона долларов. Серьезные «побочные» доходы дипломату принесла его работа в программе «Нефть в обмен на продовольствие», впрочем, и в других проектах тоже. Россиянин был лишен дипломатической неприкосновенности, арестован, а затем отпущен под залог – после того, как признал свою вину. Несмотря на это, Яковлеву грозит 60 лет тюрьмы. Бывший чиновник закупочной службы ООН стал первым дипломатом, которому предъявлены обвинения в связи с коррупцией. Но явно не последним…

Яковлев признал, что получил несколько сотен тысяч долларов в качестве взяток от подрядчиков и вымогал деньги за иракские контракты. По данным возглавляемой Полом Волкером комиссии, которая ведет расследование возможных фактов коррупции и взяточничества при реализации этой гуманитарной программы для Ирака, Яковлев, бывший сотрудник закупочной службы ООН в общей сложности получил в виде взяток почти миллион долларов. Деньги чиновник получал как при работе по проекту «Нефть в обмен на продовольствие», так и в ходе другой деятельности. Как сообщает «Newsru», Яковлев признал свою вину по трем обвинениям в рамках реализации гуманитарной программы для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». Теперь ему грозит до 60 лет тюрьмы.
Дипломатической неприкосновенности он лишен по запросу федеральной прокуратуры США, также ведущей расследование фактов злоупотреблений в рамках программы. Комиссия Волкера в понедельник представила третий промежуточный доклад о своей работе. В документе рекомендовано лишить дипломатической неприкосновенности Яковлева, а также Бенона Севана, бывшего руководителя программы. Последний в настоящее время находится на Кипре, уроженцем которого он является.

Яковлев подал в отставку в июне этого года. Севан, отстраненный от работы с сохранением символического заработка в 1 доллар в год до окончания расследования, заявил о том, что уходит с работы в ООН, в минувшее воскресенье.
В докладе комиссии впервые говорится о возможных причинах злоупотреблений, допущенных Севаном. В общей сложности он подозревается в получении почти 150 тысяч долларов в виде взяток.

Следователи полагают, что состояние его финансовых дел было весьма шатким. Для того чтобы его поправить, Севан помог получить контракты на поставки в Ирак товаров небольшой фирме «African Middle East Petroleum» (AMEP).

По мнению сотрудников комиссии Волкера, события развивались следующим образом. 11 июня 1996 года Отдел закупок ООН (ОЗООН) объявил тендер на выполнение работ в Ираке в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Отделу предстояло выбрать компанию, которая бы в самом Ираке установила и обслуживала оборудование для контроля количества и качества продаваемой Багдадом нефти. На составление заявок была выделена одна неделя. Первоначальным отбором как раз и руководил дипломат Александр Яковлев, работавший в отделе с 1985 года. На конкурс представили свои проекты шесть компаний. Из них Яковлев отобрал заявку швейцарской «Societe Generale de Surveillance» (SGS), о чем и написал главе Политического отдела, который предпочитал голландскую компанию «Saybolt».

В тот же день, когда Яковлев написал свой отчет, у вице-президента SGS Джеффри Невилла зазвонил телефон. Звонивший представился «мистером Пинтора» и сказал, что тесно связан с высокопоставленным чином в ООН и готов помочь компании получить столь важный для нее контракт. Невилл понял, что ему предлагают помощь за взятку, но отказом не ответил. На следующий день он получил факс от «мистера Пинтора» на четырех страницах – рекомендацию Яковлева дать контракт швейцарцам и таблицу, по которой определялись достоинства того или иного проекта. Разглашение этих документов является прямым нарушением штатного расписания ООН.

Через три дня Невилл встретился с Яковлевым, который рассказал ему о том, что компания вышла в финал вместе с голландцами, и поведал о нескольких моментах, которые компании следует отметить в повторной заявке. На следующий день, 25 июня, ОЗООН объявил финалистов и попросил их подготовить более детальные заявки.

В тот же день «мистер Пинтора» посылает Невиллу написанный от руки факс с конфиденциальными деталями процесса отбора и телефонным номером во Франции, по которому с ним можно связаться. 28 июня Невилл звонит по этому номеру и говорит снявшей трубку женщине попросить «мистера Пинтора» с ним связаться. Когда тот перезвонил, Невилл заявил, что в дальнейших услугах не нуждается и денег платить не будет.

Повторная заявка SGS содержала все рекомендации «мистера Пинтора» и стоимость работ по ней была ниже, чем у голландцев. Однако «Salybolt» было позволено в нарушение процедуры пересчитать свой проект, что вылилось в получение ею, а не швейцарцами, контракта. Номер во Франции оказался домашним телефоном секретарши некоего Ива Пинтора, предпринимателя из города Шамбери на востоке Франции.

По словам секретарши, о близких деловых отношениях своего патрона с Яковлевым она узнала в первой половине 1990-х, когда компания Пинтора «Hikory» выполняла работы для ООН. По словам самого Пинтора, он познакомился с Яковлевым в самом начале 1990-х годов, когда пытался выйти на рынок сборных домов. Следствие восстановило картину по показаниям Пинтора, его секретарши, сотрудников SGS и графологической экспертизы рукописного факса, который оказался написанным самим Яковлевым.

Однако у комиссии нет доказательство того, что Яковлев или Пинтор получили деньги от швейцарцев, так что речь идет лишь о вымогательстве. Впрочем, занявшись этим делом, следствие обнаружило, что с 2000 года на счет контролируемой Яковлевым компании «Moxico» в банке Карибского налогового рая Антигуа поступило почти 1,3 млн. долларов.

Установлено, что 950 тысяч долларов из этой суммы поступили от компаний или частных лиц, выигравших различные контракты ООН на общую сумму в 79 млн. долларов. 25 мая 2005 года следователи пригласили Яковлева дать показания. Он отрицал все – и несанкционированные контакты со швейцарской фирмой, и разглашение своей докладной записки, подчеркивая, что все время соблюдал режим конфиденциальности, и авторство рукописного факса, и знакомство с Пинтором и его секретаршей.

Спустя месяц, 20 июня, в прессе появились сообщения, что в нарушение правил сын Яковлева работает на одного из подрядчиков ООН, а жена Яковлева имеет оффшорный счет на Антигуа. Следователи попытались допросить дипломата, но тот отказался. На следующий день они попросили его открыть свои банковские счета для проверки, напомнив о том, что как сотрудник ООН он обязан подчиниться требованиям следователей. По данным Би-Би-Си, спустя сутки Яковлев уволился из ООН и от дальнейших контактов с комиссией Волкера отказался.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам