Смерть в "раю"

Америка в очередной раз переживает шок детоубийства. Приемная мать Пегги Сью Хилт забила до смерти двухлетнюю девочку Вику, удочеренную ею в одном из детдомов Иркутска. Украина в настоящее время приостановила оформление новых заявок на усыновление детей семьями из-за границы, в частности из США, однако продолжит оформление документов по заявкам, поданным раньше. Но есть важная деталь, которую информагентства обошли вниманием – семья Хилтов усыновила двоих детей. И старшая девочка – украинка. Как сложится ее судьба в нынешней ситуации, пока непонятно…

Вместо предисловия

По официальным данным, с 1991 года по настоящее время американцы усыновили более 43 тысяч детей, родившихся в России. Парадоксально, но примерно столько же ежегодно становятся жертвами различных преступлений, в том числе – домашнего насилия. В Украине статистика гораздо скромнее. За прошлый год к заграничным родителям из нашей страны выехало около 2,5 тысяч детей (58,3% от всего количества усыновленных в прошлом году), и из этого числа 723 ребенка были усыновлены американскими семьями.

Среди стран, из которых американскими семьями принимаются дети на усыновление, Украина занимает шестое место после Китая, России, Гватемалы, Южной Кореи и Казахстана. Посчитать количество детишек, которые обрели семьи за границей за все годы независимости, сложно, поскольку государственного контроля над этим процессом до 1996 года (когда при Министерстве образования Украины был создан Центр по усыновлению детей-сирот) не было.

Однако с тех пор как Центр был создан, его «экспортная деятельность» оказалась более чем продуктивной. По официальным данным, за время его работы с 1996 по 2003 год иностранные граждане усыновили более 11 тысяч украинских детей. Среди 35 стран мира на первом месте – США (более 4 тысяч детей), далее идут Италия (более 3 тысяч), Испания (более 1 тысячи), Франция и Израиль. Информации о том, что с этими детьми произошло что-то трагическое, пока не было. В то же время Вика или, как ее предпочитали называть новые родители, Нина-Виктория уже 13-й за последние несколько лет ребенок из России, убитый в США. Весной, во время громкого судебного процесса над Ирмой Павлис, забившей до смерти 6-летнего Алешу Гейко, российская Генпрокуратура всерьез занялась вопросами иностранного усыновления.

Этот трагический инцидент вновь заставил говорить о несовершенстве системы усыновления российских сирот. Причем теперь тревогу бьют сами американцы.

Два убийства

Вику Баженову, родившуюся 11 октября 2002 года в Иркутске, мать оставила в роддоме. В феврале прошлого года девочку забрала благополучная (так, во всяком случае, показалось иркутскому центру усыновления) пара из городка Манассас (штат Вирджиния) – Кристофер Скотт и Пегги Сью Хилт. Фотографии Вики обошли телеэкраны всего мира. Самая циничная из них – Пегги Сью Хилт с улыбкой целует дочку. Пегги в прошлом работала няней, никто не сомневался, что Вике повезло. Полтора года формально все было отлично. Девочку зарегистрировали в российском консульстве, туда регулярно предоставляли отчеты о ее счастливом детстве. Вика действительно выглядит на фотографиях вполне довольным жизнью ребенком – на велосипеде, с игрушками, с другими детьми. 1 июля, как уже впоследствии выяснили в полиции, приемная дочь «взбесила» Пегги, и та стала избивать малышку: сначала ногами в живот, потом головой о кровать, наконец – носком туфли в грудь.

Бросив еще живого ребенка умирать, супруги принарядились и отправились в гости со старшей девочкой. Девочку можно было бы спасти, если бы за медицинской помощью обратились сразу. Но на нее не обращали внимания еще несколько часов. На следующее утро Нина-Виктория перестала дышать. Только тогда ее родители вызвали «скорую». Но было уже поздно. При осмотре малышки врачи обнаружили ушибы и ссадины по всему телу: между бровями, на подбородке, на грудной клетке и на правой руке и ноге. Полицейским Пегги Сью Хилт сказала, что дочка упала с лестницы. И только через несколько часов допросов приемная мать созналась в содеянном. 4 июля Пегги была арестована.

Ее история до боли похожа на «дело Ирмы Павлис», осужденной присяжными округа Кук штата Иллинойс (США) на 12 лет тюремного заключения. Убийство ребенка, усыновленного всего за месяц до его гибели, было признано непреднамеренным. Поначалу прокурор штата Майкл Гербер квалифицировал произошедшее как убийство первой степени и был, по его словам, «страшно разочарован», когда 15 апреля 2005 года присяжные объявили убийство Алексея Гейко непреднамеренным. Тогда Гербер решил добиваться для убийцы максимального срока по этой статье, который составляет по американским законам 14 лет. И почти преуспел.

Под давлением улик Ирма Павлис признала, что начала избивать своего приемного сына Алешу уже через две недели после его переезда в новую семью. 18 декабря 2003 года они долго била его по голове и в живот за то, что он помочился на пол, и позвонила в службу спасения лишь спустя 40 минут после того, как Алеша перестал дышать. По ее словам, она думала, что ребенок притворяется. Приехавшие по вызову медики сделали другой вывод: мальчик умирал. Как подтвердила экспертиза, все тело Алеши (как и Вики) было покрыто синяками, а причиной его гибели стал ушиб головного мозга. Адвокат Павлис попытался представить дело так, как будто синяки на теле мальчика свидетельствовали лишь о рвении его приемной матери «приучить его к дисциплине». А ставший роковым для ребенка ушиб мозга появился якобы потому, что мальчик сам бился головой о стенку. Но присяжные в эту «байку» не поверили.

Мысли по поводу

Гибель Вики Баженовой и Алеши Гейко, по мнению экспертов, высветила весь комплекс проблем, связанных с усыновлением детей из-за рубежа, и в частности из России и Украины. Американцы считают, что большинство привезенных в США из СНГ детей страдают от последствий алкогольного синдрома. Проблемой является то, что российские агентства по усыновлению не проводят необходимых психологических обследований детей и не информируют о неизбежных проблемах усыновителей. А тем катастрофически не хватает терпения.

В ответ на произошедшее в России прозвучали призывы ввести мораторий на усыновление российских детей иностранными гражданами. В течение двух недель правительство России рассмотрит предложения, поступившие от Генпрокуратуры, об усилении контроля над содержанием российских детей, усыновленных за рубежом, в частности – возможность заключения международных договоров с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за их положением. Это позволит предотвратить насилие над детьми, усыновленными иностранцами.

В Украине усыновление детей иностранцами уже временно приостановлено. В июне подобная договоренность была озвучена на встрече министра семьи, молодежи и спорта Украины Юрия Павленко с министром здравоохранения и социальных услуг США Майклом Левитом в обмен на обещание американской стороны полностью открыть для украинской стороны возможности контроля за жизнью усыновленных украинских детей, несмотря на то, что Украина еще не ратифицировала Гальскую конвенцию (международный документ, который регулирует правила усыновления детей из-за границы – он будет предложен на рассмотрение Верховной Раде в сентябре).

По словам Юрия Павленко, сегодня контроль за детьми, усыновленными за границу, осуществляется через консульство, однако это очень ненадежный метод, из-за чего представители украинских властей часто не могут получить никакой информации о детях. Не являются экзотикой и скандалы на тему так называемого «коммерческого усыновления» (проще говоря – торговли детьми). Именно в связи с фактами продажи сирот за границу в новом Уголовном кодексе Украины появилась отдельная статья. Если говорить о примерах, то самым громким является «дело львовских врачей». Напомню: за период 1992-1994 годов директора нескольких медицинских учреждений были вовлечены в процесс продажи детей. В 1992 году в Тернопольской области осуществлялось криминальное расследование по случаю, когда 124 ребенка-сироты были вывезены на оздоровление в США, и 56 из них не вернулись в Украину. Правда, есть надежда, что все они живы.

Что же касается украинской девочки Хилтов, то официальной информации о ее нынешнем состоянии нет. Более того, ни наше посольство в Штатах, ни соответствующие государственные органы, похоже, не озаботились проблемой, что делать с ребенком после ареста родителей, а также – каково ей было в американской семье. Дело в том, что одна из просочившихся в западную прессу версий – будто Вика являлась жертвой не только предсмертного избиения, но и прижизненного сексуального насилия. В контексте этой версии отечественным ведомствам следует пошевелиться, чтобы не оказаться на обочине событий и не спорить потом, прилагали ли они усилия для спасения усыновленного тут ребенка или не интересовались им вообще.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам