Кто оплодотворит борьбу?

С русскими, как утверждает общественное мнение, все понятно — у них два вечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Поиск ответов на них ни к чему не приводит, зато делает жизнь граждан соседней страны увлекательной и полной неожиданностей. Ибо виновным может оказаться кто и что угодно: царь и генсек, олигарх и бюрократ, дураки и дороги, гласность и ее удушение, история и будущее, тоталитаризм и демократия, свобода и рабство. Рецепт решения этих вопросов прост, как пресловутая правда: бунт или революция, массовый расстрел чрезмерно недовольных и ни в чем не повинных, демонстративная посадка двух-трех человек на нары и дежурный призыв бить тех, кто пьет кровь христианских младенцев и воду в кранах (до полного исчезновения последней), и таким образом спасти Россию. Заканчивается процесс тоже просто — предложением послать все и всех в пеший эротический тур для знакомства с какой-то матерью и выпить водочки.

У нас в Украине дела обстоят посложнее. Хотя бы потому, что мы уже почти 14 лет — независимая страна, и пепел Клааса стучится в сердца свободных граждан уже по-особому. Но у нас живет много русских и имеется довольно длительная совместная история. Поэтому, конечно, возникает сильный соблазн перескочить первоначальные трудоемкие стадии решения вопросов и сосредоточиться сразу на туре и водочке. И так обычно, увы, и происходит. Во хмелю бороться с недостатками легче, а демократия подразумевает, что если тебя послали, то ты можешь идти, куда тебе надо, а не по указанному адресу…

Однако с похмельем (концептуальным, а не только алкогольным) начинаются непонятки. Возникает стойкое ощущение, что нас на… как бы сказать это помягче, надули. И хочется узнать: за что, собственно, боролись? Поэтому, как по мне, «За что боролись?» — это главный и определяющий, ментальный и мировоззренческий вопрос украинского бытия. Кто виноват, мы знаем — предыдущая власть. Что делать — тоже не вопрос: не делать так, как предшественники. А вот за что боролись — это, повторяю, вопрос вопросов.

Он, как вы, наверное, помните, овладел умами в конце 1991 — начале 1992 годов, когда по воле 92% пришедших на референдум украинцев случилась независимость, а через несколько недель даже милых сердцу людей они начали хоронить в целлофановых мешках — освобожденные гробовщики до беспредела взвинтили цены на ритуальные услуги. Потом не давал спать спокойно, когда пришлось проходить тяжелый, не побоюсь этого слова, шоково-терапевтический путь от «кравчучки» (огромная сумка в шашечках) до «кучмовоза» (та же сумка, только на колесиках), в которых на рынок возили деньги (такие они были мощные), а с рынка — товары (так их было мало). Еще десять лет страна, то впадая в истерику, то тормозя в ступоре безразличия, пыталась уяснить достижения и результаты прежней борьбы «за Кучму против Кравчука».

И опять позвали на «герць»: «на майдані коло церкви революція іде…» и всякое такое. Политики рисовали радужные картины светлого будущего, народ воодушевлялся, бомжи радовались количеству пустых бутылок и дармового хавчика у революционных костров — весело было и обнадеживающе. Вроде бы победили. И что, все почувствовали глубокое удовлетворение?

Очень характерный ответ на главный вопрос дали люди, которые получали недавно медали «гвардейцев «оранжевой» революции». Их на торжества решили приглашать, видимо, порциями: сначала добровольных спонсоров, потом — рядовых бойцов. Так вот: из почти тысячи приглашенных спонсоров испортить лацканы пиджаков заколками от медалей явилось пару сотен. Уже красноречивый ответ — ногами. А что эти люди говорили журналистам и даже с трибуны праздника! Что нет обещанного облегчения налогового бремени и упрощения правил экономической деятельности. Что новая власть занимается своими личными вопросами, а не нуждами народа и защитой национальных интересов страны. Что идеалы Майдана победили, может быть, в Киеве, но совсем не коснулись затхлой жизни в регионах. И их никто за язык не дергал. Они получили свободу поговорить и ею воспользовались. Хоть ею…

И уж совсем позорный случай, способный обляпать несмываемой грязью страну на глазах всего, так сказать, прогрессивного человечества. Гордость Украины — признанные во всем мире чемпионы, победители Олимпийских игр в Афинах — решили вернуть олимпийские премии (награды государства за медали) в знак протеста против преследований бывшего премьера и экс-главы Национального олимпийского комитета страны Виктора Януковича, при котором спортсмены впервые получили достойное денежное вознаграждение за спортивные достижения, прославившие Родину. Более того, украинские олимпийцы обратились к своим коллегам — олимпийским чемпионам СНГ — с просьбой помочь собрать средства для возвращения премий нынешней власти в Украине. «И на этот призыв откликнулось много друзей. Они готовы перечислить деньги на специально для этой цели открытый счет. Таким образом, наш замысел может быть очень быстро реализован. Это непростой шаг. Но мы хотим подтвердить им нашу жизненную позицию и наше отношение к факту преследования Виктора Януковича. Надеемся на понимание нашего жеста со стороны всего украинского общества и мирового сообщества», — отмечают спортсмены в специальном заявлении. За это ли боролись новая власть и те, кто ее поддерживал? Ответ вряд ли нужен. Несмотря на подводные камни, подлинные мотивы и возможных заказчиков такого поведения спортсменов. Неужели и сейчас никому не понятно, что хоть этого-то можно было бы избежать в борцовских схватках? Ну не помогут деньги спортсменов решить все проблемы бюджета, не помогут…

…Но борьба, похоже, продолжается. Потому что у многих победителей во власти нет главного понимания: борьбу можно считать окончательно проигранной, если возникает вопрос «За что боролись?». Если нет плодов этой борьбы…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам