Указанное место

Не надо быть хорошим экономистом или политиком, чтобы понимать аксиому: не политика должна руководить экономикой, а совсем даже наоборот. Однако есть и другая аксиома: тот, кто этого не понимает или надеется, что лозунгами можно чем-то, кроме экзальтированной толпы, руководить, – плохой и политик, и экономист. Экономика все равно возьмет свое и все расставит по местам. Именно это сейчас, похоже, и происходит в Украине. Митинговщина «загрынджоленной» охлократии уступает место трезвым расчетам, которые и определяют поведение. Всех.

Новая украинская власть медленно, но неотвратимо начинает понимать, что народ на Майдане требовал, конечно, свободы, но хочет получить ее с куском сала в руках, с полными баками бензина, с гарантированным возвратом на брошенное ради борьбы за свободу рабочее место. И вряд ли стоит обвинять многих «героев Майдана» в излишней приземленности. Им, в отличие от стоявших на сцене вождей, не надо, к примеру, отделять бизнес от власти. У них в большинстве своем нет ни того, ни другого. Но зато есть семьи, которые надо кормить, одевать, обувать. И к вопросу реприватизации тех или иных объектов они подходят не с точки зрения передела собственности, удачно прикрытого лозунгом «восстановления справедливости и защиты государственных интересов». Им не важно, кто хозяин конкретного объекта персонально. Гораздо важнее кажется сохранение рабочего места на бесперебойно работающем заводе или фабрике, ибо работа для них – это единственный источник доходов. В пылу революции плевали, плевали на Маркса, но так и не доплюнули: бытие как определяло, так и определяет сознание. А точка сидения – точку зрения.

К чести новой власти следует сказать, что она, повторюсь, это начинает улавливать. А, может быть, даже начнет действовать по-новому. И, в принципе, еще бы не начать! Учат этому пониманию ее со всех сторон. И с запада, и с востока. Вот только последние известия с экономических фронтов, которые говорят, что «первый раз в первый класс» идет полным ходом. Начнем с западных учителей. С 1 по 7 июня сего года в Киеве побывала миссия Международного валютного фонда (МВФ). Того, на чью помощь новая власть по-прежнему надеется. Так вот, серьезные дяди с ноутбуками приехали, посмотрели, проанализировали содеянное революционерами и выдали на гора рекомендации. В первую очередь, сделать все, чтобы обуздать инфляцию. Потому что миссионеры установили: в год инфляция достигнет 15%, а до этого была в несколько раз меньше. «С точки зрения миссии, восстановление низкого и стабильного уровня инфляции является наиболее насущным макроэкономическим вызовом, перед которым оказалась Украина», – говорится в сообщении миссии по итогам визита. А вот для удержания инфляции на уровне, измеряемом однозначными цифрами, МВФ рекомендует Украине предпринять следующие меры:

– активизировать монетарную политику, в том числе, обеспечить более гибкий обменный курс;

– проводить фискальную политику, направленную на выполнение бюджета;

– активизировать проведение структурных реформ для построения рыночной экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата;

– правительству и Национальному банку проводить согласованную экономическую политику и избегать противоречивых публичных заявлений.

По мнению Фонда, если этого не делать срочно, то затягивание повышает риск дальнейшего ускорения инфляции, что может осложнить возможности экономического роста Украины в среднесрочной перспективе.

Признаки осложнения – налицо. Вот сообщение из Черновцов. Атташе по экономическим вопросам Генерального консульства Венгрии в Ужгороде Берталан Сентпетери сообщил, что три венгерские фирмы, которые были готовы в этом году вложить в Украину значительные средства (планировали инвестировать в Украину свыше 100 миллионов долларов и создать в общей сложности четыре с половиной тысячи рабочих мест на Закарпатье), вынуждены прекратить свои инвестиции. А все потому, что до 1 января этого года инвесторы, которые ввозили собственное оснащение и технику в Украину, могли это делать без оплаты въездной таможенной пошлины и НДС. После 1 января, когда был подкорректирован Госбюджет Украины на этот год, они обязаны платить. И не захотели, поскольку не приемлют изменения инвестиционных правил игры только потому, что в Украине сменилась власть. И происходит это в Закарпатье, где один из самых высоких уровней безработицы в стране и не очень высокий уровень доверия к «оранжевой» власти. А делает это Венгрия, которая согласилась было стать еще одним «адвокатом Украины» в славном деле евроинтеграции Киева в Европу. А не получается – пошел откат.

Готов, похоже, катиться назад еще один украинский «адвокат» – Польша. Не зря же премьер-министр Украины Юлия Тимошенко во время визита в Варшаву заявила, что украинская власть компенсирует убытки польским предпринимателям, работавшим в украинских свободных экономических зонах (СЭЗ), которые они понесли в результате отмены льгот на этих территориях. ЮВТ пригласила обиженных в Киев, так как, по ее словам, «готова для инвестиций польских предприятий создать чрезвычайно комфортные условия, для того чтобы они шли и работали в Украину». «Мы готовы сопровождать эти проекты в рамках действующего законодательства, упрощать все бюрократические процедуры и готовы открыть и двери, и окна, и постелить им фактически ковровые дорожки для того, чтобы они пришли в Украину. Единственное условие, которое есть у власти – платить налоги. Уплата налогов это как раз и есть то, что необходимо украинскому государству от бурного развития экономики. И плюс создание рабочих мест», – заявила она.

Красиво сказано! Но вот ведь вопрос: а зачем было сначала рушить, чтобы потом создавать заново и «стелить ковровые дорожки» перед теми, кто уже работал в Украине, но ушел, потому что изменились правила игры и работать стало невыгодно? Смешной вопрос, правда? Но какой актуальный! Потому что, сдается, не одни поляки потребуют компенсации. Ведь в Украине сегодня зарегистрировано 11 специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) и 9 территорий приоритетного развития (ТПР), но налоговые и таможенные льготы для украинских СЭЗ были отменены в марте 2005 года после принятия Верховной Радой изменений в госбюджет-2005.

И вот что характерно: Польша, Венгрия – это члены Евросоюза. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что еврооптимизм Европы в отношении украинских интеграционных планов так резко угас. Там, конечно, любят лозунги и разговоры о свободе, но понимают, что она не придет, если не будет свободной экономики, «создающей» подлинно свободных людей. А нет реальных и конкретных «носителей» – нет и воплощенной в жизнь привлекательной и модной категории. Как известно, практика – лучший критерий истины. Интересно, напомнят ли это Юлии Владимировне во Франции, где ей, не исключено, тоже придется обещать «стелить ковровые дорожки» перед французскими инвесторами, которым тоже изменили правила игры в Украине?..

«Козью морду» новой власти строит и восток. Точнее, Россия, где мало кто приветствовал «оранжевый» порыв. Недавний бензиновый кризис показал, кто есть кто, и указал место стране, которая энергозависима от более сильного соседа, а о диверсификации энергопотоков только говорит, но ничего в этом направлении не делает.

Но Бог с ним, с кризисом. Пообещали вернуться в ЕЭП, и Россия опять поверила. Ну, во всяком случае, сделала вид, и бензин на украинских АЗС появился. По той, правда, цене, которая выгодна российским поставщикам, но это уже – мелочи. По сравнению с «оранжевой» революцией…

Но вот беда: не все в России поверили, что все будет хорошо. О своем желании уйти с украинского рынка заявил владелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев. И таки уйдет, если НРК, уже инвестировавшая в Украину 200 млн. долл., лишится контроля над гостиницей «Украина» (Киев) и курортным комплексом в Алуште.

А вот славный, к сожалению, характерный путь бизнесмена к такому выводу. Он начал бизнес на Украине в 1995 году. Купил банк «НРБ-Украина» и «Евразийский страховой альянс», решил вложиться в украинскую недвижимость. НРК инвестировала в нее 100 млн. долл. В конце 90-х НРК купила в Алуште пансионат «Море», в 2004 году построила там же 5-звездочный отель «Миндальная роща» и купила санаторий «Слава». В ноябре 2004 года НРК за 20 млн. долл. приобрела у Управделами президента Украины 50% акций в ЗАО «Отель «Украина», которому принадлежит одноименная гостиница в центре Киева. А в марте 2005 года с подачи нового руководства Управделами президента Украины сделками НРК заинтересовались украинские прокуроры. Органы прокуратуры обратились в Хозяйственный суд Киева с иском о признании недействительной сделки по созданию ЗАО «Отель «Украина» и продажи доли в нем НРК. А несколько недель назад прокуратура Крыма начала проверку законности приобретения НРК за 1 млн. долл. земли под пансионатом «Море».

Лебедев, что называется, озверел: «Кучма уговаривал меня инвестировать в украинские активы, а теперь мои инвестиции под угрозой: «Море» замучили прокурорскими проверками, проверяют даже храм, который мы строим в Алуште. Прокуроры считают, что акции «Украины» и участок под «Морем» куплены по заниженной цене, и будут добиваться возврата акций и земли в госсобственность». Но ему вежливо говорят в прокуратуре полуострова: мол, все идет по плану, «Море» проверяем в рамках комплексной проверки приватизации крымской недвижимости, «заказ» на которую, как известно, поступил из Киева.

Прокуратура, не исключено, разберется и, не найдя нарушений, оставит бизнесмена в покое. И прокурорские ребята вряд ли виноваты в сложившейся ситуации. По двум причинам. Во-первых, прежняя власть, если послушать министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, видимо, предчувствуя близкий конец, пустилась во все тяжкие в погоне за собственной наживой и разбазаривала украинскую собственность налево и направо по очень смешным ценам. А посему, во-вторых, нужно разбираться и возвращать действительно украденное.

Но все равно, как сказал бы булгаковский Коровьев, нехороший примерчик с Лебедевым. Хотя бы потому, что он – единственный из российских бизнесменов, который решился публично приветствовать приход Виктора Ющенко к власти. Все же остальные не решались поддержать кандидата, к которому явно не благоволил Кремль. И вот ему при победившей власти светит многомиллионный долларовый облом. Если власть будет не доподлинно разбираться, а действовать по принципу «все, что делалось при Кучме, – плохо». Нехороший для будущих инвестиций в Украину резонанс может получиться. А ведь еще советник украинского президента Борис Немцов предупреждал новую власть в Киеве: осторожнее надо, братцы, осторожнее. И главное – рыночнее и еще раз рыночнее: кавалерийская атака на капитал может обернуться его потерей. И кучами навоза от беспардонных лошадей…

Не согласились с деяниями «оранжевых» победителей и многие другие россияне с тугими кошельками. В частности, Нижнетагильский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты еще в 2003 году инициировали антидемпинговое расследование против импорта из Украины швеллеров. А производят эти швеллеры в донецком регионе, в частности, на металлургическом комбинате «Азовсталь». Улавливаете мысль? Нет? Разъясняю: на долю российских предприятий-заявителей приходится более 60% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (то есть этих самых швеллеров) в России. Но шли сложные политические процессы в Украине, Россия «вела» в ней «своего» кандидата в президенты, могущество которого зиждилось, в том числе, и на этих донбасских швеллерах, и антидемпинговому расследованию ход не давали. Но вот все свершилось не так, как думалось в Кремле, и правительство России приняло постановление, в соответствии с которым сроком на три года вводится антидемпинговая пошлина на импорт швеллеров из… Украины. Постановление правительства РФ принято в соответствии с федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», вступает в силу через месяц со дня официального опубликования, и, в частности, антидемпинговая пошлина на швеллеры компании «Азовсталь» составит 12,3%. А до этого была значительно ниже…

Нет, я не пытаюсь осуждать российских министров, защищающих отечественных производителей – это их долг. Даже если раньше они этим долгом манкировали в угоду высшей политической целесообразности. В конце концов, это их рояль: где хотят, там и поставят – то ли в комнате, то ли на огороде. Я говорю о неготовности Украины к такой защите против своего экспорта, на 60% пополняющего госбюджет. А экспорт этот в основном состоит из продукции металлургии, в том числе, и из этих чертовых швеллеров.

И никто не даст гарантии, что первая антидемпинговая ласточка – это не первый сигнал-предупреждение новым украинским властям, чтобы те не трогали старых собственников металлургической отрасли и не пытались установить над ней свой – «оранжевый» – контроль вместо привычного «бело-голубого». Во-первых, потому, что власти в Киеве серьезно вознамерились потеснить донецких и прочих металлургических «баронов». Уже реприватизирована «Криворожсталь», существует, говорят, и список других объектов, которым уготована такая же участь. Вот Украине и говорят: мол, не трогайте «наших», ибо закроем свои рынки для вашего сбыта, и вы получите груды металлолома вместо вожделенных долларов и евро. И если украинские власти и потенциальные новые собственники не озаботились предварительным поиском новых рынков сбыта старой продукции, то плохо придется всем: и стране без поступлений в бюджет, и людям, которые могут лишиться работы.

Во-вторых, России объективно выгодно так действовать и по чисто политическим причинам. «Бароны» Донбасса – это финансовая основа так называемой новой украинской оппозиции, добивающейся реванша за поражение в «оранжевой» революции на парламентских выборах-2006. Защитить эту основу – приблизить, сделать вполне реальным реванш, просто, как дважды два. И это, похоже, понимают и в Москве, и в Киеве. Поэтому и действуют на встречных курсах. Но вот рычаги воздействия у них разные по силе и эффективности. Москва, накачанная нефтедолларами, может позволить себе экономические потери ради достижения политцелей, а вот Киев…

…И может так статься, что, как в случае с энергокризисом, обещания вступить в ЕЭС по полной и всему там подчиниться уже не помогут избежать чисто экономического давления с политическим подтекстом. И потом вслед за Россией со своими политическими претензиями потянутся другие, от кого Украина зависит. В том числе, и Гондурас, к которому я претензий не имею, но все больше и больше понимаю, что не ту страну так назвали…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам