Прекрасное далеко

Ну, вот мы добились еще одной формальной победы: договорились с Казахстаном о закупке его нефти на 10 у.е. за тону дешевле, чем у россиян. Это замечательно. Осталось только уговорить «Транснефть» открыть нам квоту под казахскую нефть и доставить ее сюда. Это маловероятно и потому плохо. Наконец, в обмен на дисконтную уступчивость Астаны мы пообещали им Одесский НПЗ, который уже несколько лет находится в собственности «ЛУКойла». Несмотря на то, что Владимир Путин с недавних пор смотрит на Вагита Алекперова косо, «ЛУКойл» – это не донецкие, а Одесский НПЗ – не «Криворожсталь». И даже не «Лукор». «Шутка» может оказаться чреватой…

О том, каков на самом деле итог переговоров Виктора Ющенко и Нурсултана Назарбаева, пока сказать сложно. Поскольку никаких предварительных документов в сухом остатке не обнаружено. Или, точнее, об их наличии широкой общественности ничего не известно. Основной массив информации пресса получила от главы «Нефтегаза Украины» Алексея Ивченко, который заверил: в течение месяца возможно подписание двустороннего документа об определении перечня казахских месторождений, разведку и добычу на которых смогут вести украинские специалисты. Впрочем, аналогичные документы уже подписаны с Ливией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Более того, в тех соглашениях говорится о выделении четырех месторождений в каждой из этих стран для разведки и для добычи нефти и газа украинцами. На практике это означает следующее – нам «отрезали» кусок территории и предложили: «копайте!». Все, что выкопаем – наше. Если ничего не нароем… Ну, это наши проблемы. Как пишут на крышечках: «Спробуй ще!».

Скажу больше, аналогичные договоренности относительно того, что нас то ли пустят погреться у газового факела, то ли посидеть на берегу нефтяного моря, есть с Азербайджаном и Туркменией. Но ни одна страна мира, включая богатых американцев, не поддается искушению вытянуть лотерейный билет с правом добычи. Потому что разведка, исследования, разработка и, наконец, транспортировка нефти – занятие чрезвычайно дорогостоящее, рискованное и по силам лишь специализированным транснациональным корпорациям. Это вам не кроликов на балконе разводить.

По прогнозам Ивченко, в Казахстане Украина может рассчитывать на 30-50 миллионов тонн разведанных запасов нефти и 10-20 миллиардов кубометров газа. Однако предоставление нефти, по словам Нурсултана Назарбаева, потребует определенных согласований с Россией. Тем более что фактически мы будем и дальше кушать российскую нефть, только по казахским ценам. Дело в том, что Казахская нефть в чистом виде до нас не доходит по техническим и географическим причинам. В трубе, которая проходит по территории России, она автоматически замещается российской Urals. И тут ничего не попишешь.

И вот мы переходим к самому главному. Как нам это богатство дотащить до своих границ. Как у нас принято в последнее время, официальные украинские лица, близкие к топливной тематике, выдвигают две версии, и обе в каком-то смысле фантастические. Первая – договориться с россиянами, что они пропустят нашу нефть в обмен на какие-то глобальные уступки. Вторая – создать совместное предприятие, которое займется транспортировкой нефти от казахских месторождений до одесского терминала «Южный». Точнее, строительством 52-километрового нефтепровода от Одессы до терминала в порту для совместного использования Украиной и Казахстаном. Тут уже договариваться с Москвой будет Астана. Но проблема, изложенная выше (т.е. как бы нам обойти Россию), все равно сохраняет актуальность.

Честно говоря, специалисты, к которым мы обратились, так и не смогли четко обрисовать маршрут доставки нефти до украинских границ. А вот о том, где бы казахи хотели перерабатывать нефть, они намекнули: на Одесском НПЗ. Теоретически это даже интересно: «Нефтегаз » и «КазМунайГаз» заключают соглашение, приводят в Одессу казахскую нефть, перерабатывают и продают, поделив сообща прибыль. Есть одно небольшое «но»: на Одесском нефтеперерабатывающем заводе уже не первый год сидит «ЛУКойл» и совершенно не собирается оттуда уходить. Причем, то, что российско-американская (по сведениям торговой палаты США, заокеанская фирма «Atlantic Richfield Company» владеет 40% акций «ЛУКойла») компания стоически перенесла «реприватизацию» «Лукора», вовсе не означает такое же ироничное бездействие и в отношении попыток отобрать Одесский НПЗ. Кстати, это предприятие уже было причиной конфликта «ЛУКойла» с ФГИ.

Более того, четыре года назад Фонд госимущества подал иск в хозяйственный суд Одесской области о разрыве договора купли-продажи на 51,9% акций Одесского НПЗ с «Луксинтезойл» за невыполнение инвестиционных обязательств (по неофициальной информации, НК контролирует около 97% НПЗ). Повод – в 2000 году «ЛУКойл» поставил на Одесский НПЗ на переработку 1,8 млн. тонн нефти вместо оговоренных в договоре 2,4 млн. тонн. Тогда проблемы решило личное вмешательство Леонида Кучмы и премьера Анатолия Кинаха. Сейчас «ЛУКойл» будет жестко бороться, опираясь на кремлевское лобби.

Кроме того, нужно учитывать и такой аспект проблемы, что значительная часть разведанной казахской нефти законтрактована на много лет вперед иностранными компаниями. Сейчас казахи пытаются провести «мягкую реприватизацию» этих договоренностей, вследствие чего мажилисом был проголосован закон о первоочередности выкупа казахстанской стороной всех долей у инвесторов, решивших отказаться от участия в разработке нефтяных месторождений. А финансовая полиция «наехала» на «British Gas», обвинив его в крупной контрабанде газового конденсата в Российскую Федерацию. У «КазМунайГаза» есть проблемы с корпорацией «Total Group», гигантом «ExxonMobil» и «ChevronTexaco». И международные контракты Казахстана, в том числе и заключенные по договоренности на высоком государственном уровне, зависят от прихотей «транснационалов», уже вложивших деньги в те месторождения, которые нам только обещают.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам