Не последнюю роль в любом фильме играет финансирование. У немцев денежные средства стекаются в Баварский фонд кино и телевидения. В распоряжении этой организации 26 млн. евро, которые каждый год выдаются на разнообразные проекты. Много это или мало – судите сами, но хотелось бы отметить, что только на один фильм тратится минимум 3 млн. евро.
Именно в эту «скромную» сумму уложился бюджет фильма «Софи Шоль – последние дни», который открыл программу «Визии и импровизации», представленную при содействии Немецкого культурного центра Гете-Институт в Киеве. Показ немецких фильмов уже не первый год радует украинских киноманов. Строгость съемок, четкость актерских диалогов, отсутствие лишних сюжетных линий – все это подмечаешь, смотря современное кино Германии.
Однажды кинорежиссер Андрес Вайель заявил: «Я думаю, что большую роль в современном кинематографе Германии играет политическая тематика». Я бы добавила: немцы, кажется, воспринимают мир сквозь политическую призму.
Подтверждает это и фильм «Софи Шоль – последние дни», получивший награду «Серебряный медведь» на Берлинале-2005 – Марк Ротемунд за лучшую режиссуру и Юлия Енч за лучшую роль. В основу фильма положены реальные факты – история группы сопротивления нацистскому режиму «Белая роза». Нужно отметить, что эта тематика уже присутствовала в истории немецкого кинематографа, но, как говорится, все новое – хорошо забытое старое. Свою приверженность именно этой теме Марк Ротемунд объяснил тем, что в наши дни упрощен доступ к архивным документам гестапо. Гораздо сложнее с этим было в 1981 году, когда снимался первый фильм о группе сопротивления нацистам. Поэтому кинолента насыщена более достоверными фактами. «Софи Шоль – последние дни» – история о девушке, которая распространяла антинацистские листовки и была осуждена за это на смертную казнь. Фильм демонстрирует весьма реалистичный допрос в гестапо, который «давит» на психику не только Софи Шоль, но и зрителей. А если учесть, что буквально все, и культурные в том числе, события до сих пор рассматриваются у нас через «оранжевую» призму, то восприятие зала вполне можно предугадать. После показа, разоткровенничавшись, режиссер заявил, что даже в благополучной Германии не все так гладко – случаются стычки между неонацистами и представителями сопротивления.
Доминирующая роль политики совершенно отвлекает от других тем, затронутых немецкими кинематографистами. Ведь среди представленных лент были: «Горный хрусталь», «Далекие огни», «Летняя буря» и, конечно же, оскароносная «История верблюда, который плачет», снятая в жанре документального кино. Во время фильма сердце замирает от душераздирающего сюжета. На юге Монголии, в пустыне Гоби, появился на свет белый верблюжонок. Измученная мать детеныша не может оправиться от послеродового шока и отказывается его кормить. Почти все 90 минут зрители ожидают самого худшего – смерть верблюжонка, но оказывается, немцы тоже любят хэппи-энд – мамаша в конце концов подпускает к себе детеныша…
После демонстрации фильма на страницах журнала «Variety» появляется отклик Дерека Элли, в котором автор метко подчеркнул: «Если «Оскар» будут присуждать за роли, сыгранные животными, верблюдица Инген Тим и верблюжонок Боток должны стать его первыми обладателями».
Германия, которая раньше уступала на кинофестивалях лидирующие места Англии и Франции, сегодня заняла качественно новые позиции в области кинематографа, который дарит неожиданные эмоции.