"…И опасна и трудна"

Вчера руководитель Службы безопасности Украины дал первую после назначения «обзорную» конференцию. Впрочем, после того, как президент Виктор Ющенко дал «отмашку» на своей первой итоговой пресс-конференции, обозначил расстановку игроков высшей политической лиги и послал довольно четкие сигналы новой элите, можно предполагать, что с «отчетом» о проделанной за два месяца работе начнут выступать большинство «топов» властной команды. Сезон открыл глава СБУ Александр Турчинов.
Наверное, Александра Валентиновича радует, что он хоть немного, но опередил в этом плане Петра Порошенко, с которым помирился после инцидента, вызванного внезапной отставкой первого зама Турчинова – Скибинецкого. Напомним, что скандал возник из-за стремления секретаря СНБО расширить свои полномочия и курировать силовых министров, которые, согласно действующему законодательству, подчиняются главе государства. Кроме того, у Александра Валентиновича есть, так сказать, «личные обязательства»: он является креатурой и первым союзником премьера Юлии Тимошенко. И тут такой конфуз – Порошенко снимает без ведома руководителя СБУ его первого зама. Естественно, это было расценено не просто как демонстрация собственной силы и возможностей, но и как «подкоп» под премьера.

Правда, сейчас Александр Турчинов заявляет, что в настоящий момент не существует каких-либо проблем в его отношениях с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Петром Порошенко. Главный эсбэушник, в частности, отметил, что «публичные выяснения отношений не способствуют укреплению позиций власти». При этом он выразил надежду на то, что такие досадные случаи, из-за которых возникли непростые отношения с секретарем СНБОУ, больше не повторятся. На самом деле, Турчинов просто процитировал президента, который дал установку на перемирие между членами новой властной команды, поскольку внутренние конфликты в лагере победителей бросают тень на главу государства, рекомендовавшего этих людей на высшие государственные посты. Действительно, за прошедшие 60 дней только в Кабинете министров случилось несколько событий, которые характеризуют моральную политику новой власти: например, скандал с Романом Зварычем, отставка Скибинецкого, попытка взятки Анатолию Кинаху, сохранение мандатов почти тремя десятками депутатов, перешедших в структуры исполнительной власти. Революционного запала в этом мало, зато прослеживается откровенное желание закрепиться на взятых позициях. Процесс укрепления зашел так далеко, что потребовал вмешательства президента…

Что касается ведомства Турчинова, то оно оказалось в довольно сложной ситуации, между молотом милиции и наковальней Генпрокуратуры. Главный милиционер Юрий Луценко демонстрирует явную тягу к реформированию ГАИ и раскрытию «материальных» преступлений. Например, у Юрия Витальевича есть особая черная папка, в которой лежат дела на бывших казнокрадов, вроде Игоря Бакая. Но, по мнению руководителя МВД, в задачу милиции не входит расследование политических и криминальных дел, в которых фигурируют фамилии политиков первого властного эшелона. В свою очередь, и Генеральная прокуратура выработала тактику поведения в новых условиях: Святослав Пискун только «показывает, куда прыгнула кошка», а дальше уже публика сама следит за судьбой «кошки».

Таким образом, Святослав Михайлович запустил новые серии «оружейного» (продажа ракет в Китай и Иран) и «кассетного» скандалов (архивы Мельниченко, Березовский, новые имена в фототеке майора – и все из окружения президента), раскрытие дела Гонгадзе, а сам отошел в сторону, чтобы посмотреть, как будет дальше. В этом случае «выкручиваться» приходиться СБУ. В частности, Александр Турчинов вынужден был объяснять ситуацию не только по поводу своих личных взаимоотношений с Порошенко (это мы еще пережили бы), но и давать ответы на вопросы о том, как продвигается расследование дела о самоубийстве Юрия Кравченко, куда «ушли» 60 украинских ракет, и кто управлял сайтом ЦИК во время президентских выборов, фальсификация которых и стала основанием для «оранжевой революции». Александр Валентинович попытался это сделать.

Во-первых, шеф СБУ заявил, что в ближайшее время будут предъявлены обвинения фигурантам расследования о незаконном вмешательстве в работу сервера Центральной избирательной комиссии в ходе выборов президента. По словам Турчинова, дело о вмешательстве в работу сервера «приближается к концу», и следствию известен круг лиц, которые имели доступ к серверу ЦИКа и производили манипуляции с ним. Действительно, найти виновных в масштабных подтасовках результатов кампании-2004 – дело чести. Поскольку без этого новая власть выглядит, мягко скажем, нелегитимной. Если не было фальсификации выборов, то и третий тур, и само избрание Виктора Ющенко легко признать незаконными. Поэтому, чем быстрее будут найдены «заказчики» электоральных подделок, тем увереннее будут чувствовать себя представители новой властной команды.

Но пока особых успехов в этом направлении нет: удалось установить причастность к серверным махинациям только бывшего члена ЦИК Михаила Охендовского, то есть банального «стрелочника». Фамилий Андрея Клюева, Сергея Кивалова или Виктора Медведчука, которые, если верить «пленкам Олега Рыбачука», имеют прямое отношение к фальсификации результатов подсчета, правоохранители не называют. В свою очередь, Михаил Охендовский, на которого, видимо, пытаются «повесить» весь фальсификационный груз, уже опроверг все обвинения в свой адрес: «Поскольку я по специальности юрист, а не компьютерщик, то в сфере моей компетенции находились исключительно правовые аспекты информационного обеспечения избирательного процесса и работы ИАС «Выборы».

По словам Охендовского, непосредственной эксплуатацией системы «Выборы» занималось управление информационного обеспечения Секретариата Центризбиркома, поскольку «никто из членов ЦИК не имеет отношения к работе серверов, компьютеров или обслуживающих автомобилей – для этого есть соответствующие службы». «Эксплуатация системы, работа с ней – не компетенция члена ЦИК», – подчеркнул он. Логично. Но и работники технической службы Центрального избиркома тоже вряд ли самостоятельно, по личной инициативе, стали бы корректировать результаты волеизъявления. Поэтому заявления Турчинова о «конце расследования» не обнадеживают. Более того, усиливают подозрения о крепнущих контактах между Юлией Тимошенко и «донецкой командой», к которой принадлежат Клюевы…

Во-вторых, глава Службы безопасности сказал, что в ближайшее время суд вынесет первый приговор по делу о контрабанде украинских крылатых ракет в Иран и Китай. Напомню, о чем речь: СБУ в 2004 году выявила и пресекла деятельность международной преступной группы торговцев оружием на территории Украины, в которую входили граждане России, Украины и Австралии. Установлено, что эти лица под видом вывоза из Украины в Россию осуществили в 2000-2001 годах поставки 12-ти крылатых ракет типа Х-55 в Китай и Иран. Были возбуждены уголовные дела. В ходе расследования установлено, что в начале 2000 года граждане России с использованием поддельных документов при содействии гражданина Украины осуществили контрабанду шести ракет Х-55СМ в Китай. После их вывоза украинской стороне был предоставлен поддельный сертификат доставки ракет в Российскую Федерацию. В мае-июне 2001 года граждане Украины и Австралии, используя такие же фиктивные документы от имени государственной компании «Росвооружение», осуществили незаконный вывоз в Иран еще шести ракет Х-55 и комплекта наземного оборудования для их проверки КНО-120.

Незаконно вывезенные из Украины ракеты боеголовок не имели, их использование по боевому назначению, с учетом особенностей технических элементов, возможно только со специальных самолетов. Тем не менее, разразился резонансный скандал, в котором Украина в очередной раз фигурировала как незаконный поставщик оружия. У этого громкого конфликта есть по крайней мере две составляющих, заметных невооруженным глазом: «подкоп» под «Укрспецэкспорт», под саму Службу безопасности (в этом деле фигурирует фамилия сотрудника СБУ Петра Шатковского). Поэтому Александр Турчинов нанес серию контрударов. Он заявил, что «Петр Шатковский не является участником преступной группировки, и претензии к нему касаются ненадлежащего выполнения своих профессиональных обязанностей по сопровождению экспорта оружия».

Кроме того, главный эсбэушник отметил невозможность доказать причастность или непричастность к контрабанде ракет на то время главы «Укрспецэкспорта» Валерия Малева, поскольку следствие проводиться не может по причине его гибели. Соответственно, новое руководство «Укрспецэкспорта» тут не причем. И, наконец, самое главное: Александр Валентинович особо подчеркнул, что его ведомство «по собственной инициативе, без чьей либо помощи» раскрыло преступление, связанное с контрабандой крылатых ракет, а также предотвратило попытку продажи еще восьми. Получается, что претензии Генеральной прокуратуры несостоятельны: раз дело инициировала Служба безопасности, то заявления Пискуна уже выглядят как попытка выполнения «заказных поручений». По сути, «дело о ракетах» – это скрытая война между ведомством Пискуна и Юлией Тимошенко. Ничто не забыто…


В-третьих,
дело о взятке высоким кабминовским чиновникам тоже стало предметом изучения спецслужб. Как известно, на днях на «подступах» к Кабмину были задержаны два человека, которые шли давать взятку в 50.000 долларов то ли Юлии Тимошенко, то ли первому вице-премьеру Анатолию Кинаху. Это, якобы, была плата за назначение на должность директором одного из крупных предприятий. Однако товарища назначили раньше, чем его доверенные лица успели проплатить «услугу», и новоназначенец сразу же написал жалобу о вымогательстве. Неудачных лоббистов задержали сотрудники СБУ – ими оказались помощники народных депутатов Григория Омельченко и бывшего генпрокурора Михаила Потебенько. Странное совпадение, которое вряд ли могло быть случайным.

Первое, что бросается в глаза: была предпринята попытка скомпрометировать первых лиц правительства, обвинив их в самом страшном преступлении нового времени – коррупции. Президент Виктор Ющенко призвал выжигать это зло каленым железом, и ничто не могло бы так расстроить Виктора Андреевича, как обвинения в коррупционности членов его команды, которые были с ним на Майдане в дни «оранжевой революции» и которых он лично рекомендовал в правительство. Чувствуется рука опытного заказчика… Второе: СБУ отреагировала очень оперативно, и задержала людей, имеющих отношение к разоблачителям самых резонансных скандалов. Явно превентивная мера, рассчитанная на то, что и Потебенько, и Омельченко будут более сдержанны в своих последующих выступлениях – им всегда можно будет напомнить «дело о взятке».

В-четвертых, ведомство Турчинова проверяет факты, приведенные в заявлении майора Мельниченко по поводу Березовского. Речь идет о том, что бывший охранник экс-президента требует немедленно пресечь деятельность опального российского олигарха Бориса Березовского в отношении Украины. По словам Александра Валентиновича, в среду вечером на него вышли представители украинского посольства в США, в присутствии которых с главой СБУ по телефону пообщался Мельниченко – по поводу своего заявления, которое глава СБУ получил по дипломатическим каналам. В заявлении майора говорилось, что в последнее время реализуется «преступный план международной группы лиц под руководством Бориса Березовского», основной целью которого является «незаконное влияние на действующую украинскую власть для получения личной выгоды». Налицо конфликт между экс-бодигардом Кучмы и его тайным покровителем Борисом Березовским, который Мельниченко просит разрешить с помощью украинских спецслужб.

Сам же Борис Абрамович утверждает, что выкупил у майора его «фонотеку» и теперь является основным владельцем самого большого «чемодана компромата» на украинских политиков, который может быть использован в любой момент, в том числе – и перед выборами-2006. В любом случае, последствия плачевные, поскольку на пленках вроде бы звучат голоса всех представителей властного истеблишмента. Только президенту и премьеру можно не опасаться разоблачений майора. Все остальные не застрахованы от «негативных выбросов», которые способны серьезно скомпрометировать новую власть, тем более что, по новой версии, есть записи с Зинченко, Литвиным, Порошенко. Иными словами, те, кто будет владеть монополией на записи бывшего охранника Кучмы, смогут не просто держать в напряжении весь украинский политикум, но и манипулировать действиями первых лиц властной команды и направлять ход украинской политики.

Кто это будет? Вопрос интересный, так как возникло два центра «пленочного влияния»: один у Мельниченко, и второй – у Бориса Березовского. Перед СБУ стоит задача: кого признать аутентичным владельцем? Перед обществом и президентом: кому верить? Если ведомство Турчинова возьмется защищать права Николая Мельниченко, то это на руку Александру Морозу, который все это время обеспечивал политическое сопровождение «кассетного» скандала. Но можно и лишить Сан Саныча и его политической силы, и этого грозного оружия. По словам Мельниченко, пленки находятся в руках Березовского, который:

а) очень хочет вернуться в большую политику;
б) очень не любит Владимира Путина;
в) поддерживает дружеские отношения с бывшим советником Кучмы, в прошлом влиятельным олигархом, Александром Волковым.

Александра Михайловича в последнее время часто видят в группе поддержки премьера, а сам он говорит, что на последнем этапе выборов идеологи избирательной кампании Ющенко подключили его к процессу как опытного менеджера. Похоже, что право на использование аудиозаписей майора Мельниченко реально отобрать у Александра Мороза и передать Юлии Тимошенко. В таком случае ЮВТ и ее верный помощник Турчинов способны не только «разоблачать» соперников, но и моделировать украинско-российские отношения и «просвещать» президента Ющенко насчет фактов биографии некоторых людей из его окружения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам