Вот это номера!

Знаете, чем парламентские выборы схожи с охотой, к примеру, на волков? Мне кажется, наличием номеров. Тех, на которых одни – охотники – стоят, а на другие бедных животных гонят. Вот сравните слова двух, казалось бы, непохожих друг на друга людей – умершего поэта-барда Владимира Высоцкого и спикера Верховной Рады Владимира Литвина. «Гонят весело на номера», – пел давно в известной песне Высоцкий. «Чем ближе мы подходим к дате 31 марта 2006 года (парламентские выборы. – Авт.), тем больше будет расти напряжение в политических фракциях. Будет жесткая борьба за места в партийных списках», – сказал недавно в телеэфире Литвин. И там, и там – какая страсть!

У загонщиков от удовольствия и чувства собственной защищенности и прочности положения. У «волков» от обреченности: хочешь выжить в новой политической среде – беги на номера, авось проскочишь или присоединишься к загонщикам…

И речь идет не о простых аллюзиях. В политике, как и в истории, любые сравнения всегда «хромают». Так и здесь разница есть: на охоте волков на номера гонят насильно – собаками и криками егерей. В политике – все добровольно: одни стоят и ждут, другие сами бегут и аж повизгивают от предвкушения либо удачи, либо пролета. Но есть и сходство: волков убивают, а политиков, пролетевших мимо номеров, зачастую ожидает медленная смерть. В политическом смысле этого слова, слава Богу…

Объясняю: во времена предвыборной гонки все политики в странах, где в той или иной форме существует пропорциональная избирательная система, немедленно делятся на тех, кто стоит на номерах, и тех, кто на эти номера вынужден бежать. Если хотят, конечно, поучаствовать в политической жизни и сохраниться как вид. В полной мере «загонщиками» себя чувствуют партийные лидеры. У них под рукой имеются эти самые номера в партийных списках, которые могут гарантировать депутатские мандаты со всеми вытекающими из этого приятностями. А вот будущие соискатели вынуждены изворачиваться, готовить кошельки, убеждать в своей нужности и незаменимости. Кого? Обладателей номеров.

Этот увлекательный процесс сегодня в Украине и набирает силу. Существует несколько партий-«загонщиков» и огромное количество «волков». Как одиночек, так и стай, которым нужно определяться с собственной перспективой. Сделать это непросто, ибо все смешалось в украинском политическом «лесу». Появляются новые егеря-фавориты, а недавние стопроцентные обладатели заветных номеров вдруг начинают понимать, что спасение – только ноги. Ну и, конечно же, кошельки и, может быть, чуть-чуть харизма.

К «егерям» однозначно относятся большие партии. Как обладающие властью, так и оппозиционные. Первые – это партия «Народный союз «Наша Украина» (НСНУ) Романа Безсмертного (читай – Виктора Ющенко), Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Социалистическая партия Украины (СПУ) Александра Мороза. Они для успешной «охоты» упакованы по полной. Кроме самих списков с проходными номерами, еще и доверие народа после победы «оранжевой» революции, надежды этого самого народа на обещанное улучшение жизни, по инициативе власти принят «самый социальный бюджет» на этот год, популярные или хотя бы известные лидеры, мадиа-ресурсы, деньги, власть с возможностью использования административных рычагов, в конце концов. У других – Партии регионов (ПР) Виктора Януковича и Социал-демократической партии Украины (объединенной) – СДПУ(о) Виктора Медведчука – имеется все то же самое, кроме власти, которую с лихвой в предвыборный период заменяет свобода критики любых просчетов власть предержащих всех уровней.

Казалось бы, объявляй свободные номера и жди, как на них сами побегут желающие со своими предложениями и обещаниями. Верности, денег, преданности. Гранды уже и объявили набор желающих и даже заговорили о том, что готовы объединить их всех и предоставить им гарантии «омандачивания» на следующие пять лет. Ан нет. Схема оказывается не такой простой. По ряду причин.

Во-первых, кроме двух отрядов «загонщиков», как всегда, есть и «третья сила». Она называется Народная партия Украины (НПУ) и имеет своего достаточно авторитетного и компромиссного лидера – спикера парламента Владимира Литвина. НПУ может отлично сыграть роль магнита для всех недовольных, которые неизбежно появятся (и уже массово появляются!) в процессе противостояния власти и оппозиции, и для тех, кто одинаково боится связываться как с властью, так и с оппозицией. Для таких людей НПУ – это одновременно и «крыша»-защитник, и отстойник-накопитель, и буфер. И Литвин это понимает: чем сильнее будут «бодаться» первачи, тем больше людей потянутся в его спокойную партию. И устанавливает высоченную планку попадания под свое крыло. Он умышленно не хочет увеличивать численность фракции НПУ в ВР, чтобы никого не отталкивать и заранее не подставляться под удар с двух сторон. Ему объективно более выгоден тихий нейтралитет. И он спокойно относится к тому, что его хотят видеть своим союзником и власть, и оппозиция. Он ждет, как ляжет карта. К тому же он сам – власть, которая станет еще сильнее после вступления в действие конституционной реформы.


Во-вторых,
существует очень большой предвыборный соблазн для политических «карликов» в обоих противостоящих лагерях. Это трехпроцентный проходной барьер для попадания в ВР. Это вызвало не только тягу к самостоятельности малых субъектов парламентской гонки, но их стремление к блокированию. И даже слиянию. Все в этом деле зависит от темперамента. Одни готовы к саморастворению в лоне более сильных. Например, партия «Яблоко» Михаила Бродского взяла да самораспустилась, чтобы в полном составе влиться в партию «Батькивщина» премьера Тимошенко. Михаилу Юрьевичу, видимо, либо кто-то подсказал, что ему ничего не светит на выборах, либо ему самому надоело ходить без мандата, когда все «приличные» люди с этим документиком обретаются в зале под куполом.

Точно так же готовы поступить, а посему выжидают момент для «броска в объятия» и другие прежние законодатели (они были в этом уверены) политической моды – Партия «Наша Украина» (бывшая «Реформы и порядок») Виктора Пинзеника, Народный рух Украины Бориса Тарасюка. Они готовы последовать Молодежной партии Украины Юрия Павленко и Партии «Солидарность» Петра Порошенко, чьи лидеры уже подсуетились и теперь точно могут рассчитывать на номера. В партийном списке. Как им кажется: список-то, конечно, большой, но процент маленький – все могут проскочить.

Однако есть и упрямцы. Старые, но мелкие. Слабые, но гордые. Они готовы кинуть надежную «крышу» и удачливых кормчих, чтобы самим если и не стать такими же, то, как минимум, пройти в парламент со своими фракциями. И когда там начнется лихорадочное сбивание парламентского большинства, как то велит конституционная реформа, продать себя подороже. Может ведь так случиться, что каждый мандат будет на счету и на вес золота. Первой ласточкой стала Украинская народная партия (УНП) Юрия Костенко, которая не вошла в НСНУ и создала собственную фракцию в парламенте, выйдя из общей фракции «Наша Украина» (НУ). А вот на днях еще одна партия, основательница НУ – Христианско-демократический союз (ХДС) Владимира Стретовича – заявила, что не хочет присоединяться ни к НСНУ, ни к оппозиции, а может объединиться на парламентских выборах с партий «Пора», Украинской республиканской партий «Собор» Анатолия Матвиенко и теми же УНП с НРУ. Это если не получится идти на выборы самостоятельно. А если получится, то сами и рванут. Другими словами, процесс дробления продолжается. И что характерно – он захватывает не только блок НУ, но и БЮТ. Ведь УРП «Собор» – это уже составная часть блока Юлии Тимошенко. А значит, и он готов треснуть.


В-третьих,
и пропрезидентские силы, и оппозиция уже заявили, что пойдут на выборы двумя широкими коалициями. Следовательно, в процессе сбивания обоим грандам просто необходимо найти золотую середину между стремлением привлечь как можно больше сторонников и качеством этих сторонников. Оппоненты действуют по-разному, но получается у них пока одинаково. НСНУ уже загордился собственным величием и действует по отношению к своим потенциальным малым партнерам как каток или плавильный тигель. Все, что может пригодиться для победы, не может и помышлять о самостоятельности и внутренней демократии, а просто обязано почувствовать свою ничтожность и преисполниться великой гордостью и благодарностью за возможность послужить «великому делу победы», влившись и растворившись в НСНУ. А чтобы все поняли, что НСНУ – это круто, его лидер Безсмертный уже заявил, что именно президент Ющенко будет «номером один» в партийном списке этой структуры, «номерами два и три» – Тимошенко и Литвин. Расчет, как вы понимаете, на то, что все «мелкие» поймут силу и проходимость этого «паровозика» и, посыпав голову пеплом от ощущения собственной бесперспективности, вольются в НСНУ.

Однако пока что-то не получается: не преисполняются и не вливаются. И поэтому НСНУ ищет себе союзников по коалиции среди таких же грандов, называя в их числе то БЮТ и НПУ, то кого-то одного из них. А кого, точно неизвестно, и это только запутывает электорат. В этом поиске уже есть один негатив: НСНУ практически оттолкнул от себя СПУ, которая в таких условиях очень легко может найти повод для обиды и уйти из нынешней правящей коалиции. Кому пойдет это во вред, а кому на пользу, догадаться несложно.

Но и у оппозиции тоже не все гладко. Как минимум, по двум обстоятельствам. Первое: ПР и СДПУ(о) пока не могут обсудить даже принципы возможной коалиционной деятельности на ниве оппозиции. И это тоже сбивает с толку любителей побороться с нынешней властью. Более того, СДПУ(о) тоже говорит о самостоятельном походе в ВР-2006. Второе: ПР – как главная и уже заявившая о своей оппозиционности и даже подтвердившая ее неголосованием за бюджет-2005, – вынуждена искать других более покладистых союзников – среди политических экстремалов и даже откровенных маргиналов-аутсайдеров. Прибавят ли такие, с позволения сказать, союзники популярности ПР – это вопрос, да еще и какой. Кстати, точно такая же проблема и у сторонников власти. То, что может принести БЮТ союз с пост-«Яблоком» Бродского, нужно, как по мне, изучать и изучать.


В-четвертых,
ослабляют потенциал как власти, так и оппозиции их нынешние отношения. Как между собой, так и со своими потенциальными союзниками. Власть не борется с оппозицией, потому что, преисполненная собственным величием, демонстративно ее не замечает. Кто только из лидеров пропрезидентских сил ни говорил, что он в упор не видит оппозицию. А оппозиция действительно пока не высовывается и демонстрирует откровенную пассивность в критике деяний власти. Более того, приветствует шаги власти, направленные на улучшение социальных стандартов жизни населения, которое уже неотвратимо превращается в электорат. И это тактически правильно – и себя присовокупить к возможным успехам власти: мол, мы ведь тоже голосовали за то, чтобы вы, дорогие наши избиратели, жили хорошо. Во всяком случае, так поступила СДПУ(о) при голосовании за изменения к бюджету-2005. Но есть в этом деле и другая сторона оппозиционной тактики. Толкая власть на гонку за повышение социальных стандартов, оппозиция как бы гонит ее на флажки, за которыми ожидает уничижительная критика. Ибо отлично понимает, что на выполнение всех обещаний у власти может не хватить бюджетных денег. И если вот это произойдет, например, этой осенью, то тогда оппозиция получит возможность повернуть дело совсем по-другому: дескать, мы вам не мешали, даже поддержали, а вы сели в лужу – обманули несчастных граждан. А обманули, то получайте. Такая критика для властей всегда неприятна, а перед выборами она вообще губительна.


В-пятых,
на фоне молчания оппозиционных «волков» очень громко, отчетливо и совершенно уничижительно звучит критика власти со стороны «ягнят» – нынешних и бывших союзников. Последний пример: выступление того же основателя НУ Стретовича. Объясняя свое нежелание идти в НСНУ, он сказал, что сегодня существует большая угроза того, что эта партия превратится в новую демократическую номенклатуру, поскольку уже сейчас есть серьезная опасность гегемонии в отношении других партструктур. А по поводу остальных действий власти Стретович вообще сказал, как какой-нибудь оголтелый «донецкий»: «Не так произошло, как думалось. Возможно, новые должностные лица еще находятся под воздействием Майдана и поэтому занимаются популизмом, а не рутинной работой на повышение благосостояния граждан».

А ведь так же говорил и «отступник №1» из УНП Костенко. Так говорят и другие. И то, что лидер НСНУ Безсмертный начал опровергать создание своей партии при активной помощи админресурса, только подлило масла в огонь. Срабатывает старый стереотип: раз опровергает, значит, так оно и есть. А оно так и есть, ибо даже Безсмертный все же признал: «Правильно говорят – дыма без огня не бывает». А потом все же сорвался на то, что опровергал, – на чиновничий поучающий слэнг: «Но и нечего на искру дуть – как это часто бывает, что говорят о том, о чем мечтают, а не то, что есть на самом деле». И выставил ориентиры: НСНУ на выборах рассчитывает набрать 30% голосов самостоятельно, а вкупе с НПУ и БЮТ – 42%. То есть точно так, как это делала и прежняя власть, выставляя добровольно-принудительные прогнозы на выборы сначала для НДП Валерия Пустовойтенко, а потом и для блока «За единую Украину» Владимира Литвина на прежних парламентских выборах и 3% перевеса для Януковича на недавних президентских… Что из этого получилось, известно всем, но ничего не поделаешь – такова, видимо, привычка власти. И, кстати, власть уже не в первый раз предлагает журналистам «не раскачивать лодку»…

…И можно и дальше рассуждать о перипетиях предвыборной гонки и ее участниках. Ведь неохваченными остались еще коммунисты Петра Симоненко, которые попытаются восстановить статус «подлинной оппозиции ставленникам империализма». В детальном анализе нуждается поведение СПУ, уже заявившей, что идет в гонку самостоятельно, а в отношении союзников будут действовать как «гранд»: только вливание в свои ряды, и никаких равноправных коалиций. Осторожничает, напомним, НПУ и ее лидер Литвин. Он говорит о своей фракции как о «золотой акции». И если так и случится, то еще неизвестно, кто ее получит. В будущей ВР. А все вместе это делает предстоящую парламентскую кампанию еще более загадочной и непредсказуемой.

…И уж раз начиналась статья стихами, то ими же хочется и закончить. Как там писала Марина Цветаева:


Кто был охотник, кто добыча,
Все дьявольски наоборот…

А потом задавалась и главным вопросом, по сути небезразличным и для нас:


И все-таки, что ж это было,
Чего так хочется и жаль,
Так и не знаю, победила ль,
Так и не знаю, победила ль,
Побеждена ль, побеждена ль?

О любви, конечно, писала поэтесса. Но кто скажет, что наши политики не любят власть. Тоже ведь всепоглощающее чувство. А пока – «гонят весело на номера»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам