Киллер для капитана

Бывший начальник Азовского морского пароходства Анатолий Бандура позавчера вечером неудачно выгулял собаку возле особняка в Быковне. Его труп обнаружили соседи. А маленькое пулевое отверстие в области сердца нашли уже медики, которых вызвали «на инфаркт». По версии следствия, убийство связано с коммерческой деятельностью Бандуры. Однако, с какой именно, мы сказать затрудняемся. После скандального отъезда из Мариуполя покойный занимался бизнесом в тех СП, которые создал во время работы в пароходстве. Более того, недавно он якобы снова объявлялся в Мариуполе и вел переговоры с людьми, шутить с которыми пока не решилось даже правительство.

Коротко о главном

По информации правоохранительных органов, 59-летний Анатолий Бандура около 20 часов 22 марта отправился гулять с собакой неподалеку от своего дома в Быковне, по улице Бобринецкой. Минут через 20 соседи обнаружили его лежащим ничком прямо на улице. Причем поза была такой, что люди решили: у человека что-то с сердцем, и вызвали «скорую». Приехали врачи, стали осматривать потерпевшего и… обнаружили кровь. В итоге выяснилось, что в Бандуру стреляли из пистолета, предположительно из ПМ. На месте убийства нашли гильзу. Бандура получил слепое ранение в грудь, от которого скончался.

До 2000 года Анатолий Бандура возглавлял Азовское морское пароходство (АМП). В конце 2000 года совет арендаторов избрал начальником АМП вместо Бандуры Сергея Прусикова. Сам же Бандура уволился по собственному желанию якобы в связи с болезнью. 3 декабря 2004 года Хозяйственный суд Донецкой области своим постановлением признал Азовское морское пароходство банкротом. Последнее решение старой власти (не могу поверить, что исполнительная «ветка» не воздействовала на судебную) было крайне выгодно донецкому бизнес-лобби. Дело в том, что еще за полтора года до этого, в конце апреля 2003-го АМП передало Фонду госимущества 33 судна, которые брало в аренду, а Фонд передал их в аренду «Торговому флоту Донбасса» – фирме, которая, деликатно выражаясь, принадлежит хозяевам региона.


Призрак малой «судоходки»

9 марта 2,5 тыс. бывших работников обратились с открытым письмом к президенту Виктору Ющенко и председателю Государственной администрации в Донецкой области Вадиму Чупруну. Обращение касалось собственно действий регионального отделения Фонда госимущества в Донецкой области и факта передачи судов в аренду «Торговому флоту Донбасса» (ТФД). В сообщении сказано, что экс-работники АМП просят вернуть 5 судов из 33, переданных судоходной компании ТФД. ФГИ также передал админздания, автотранспорт, офис в Киеве, гостиницу и другое.

«Коллективу АМП ничего не оставалось, как объявить о ликвидации, а затем заявить в суде о банкротстве предприятия. Уже больше года, как проведена инвентаризация имущества… но не подписан акт приема-передачи госимущества», – говорится в обращении. Также экс-работники АМП просят Ющенко и Чупруна разобраться в передаче ТФД другого имущества АМП и способствовать возврату денег, затраченных АМП на приобретение специального оборудования для судов на сумму более $1,6 млн., а также на топливо, находящееся на борту судов в момент их передачи ТФД (около $900 тыс.). Экс-работники АМП просят Ющенко и Чупруна создать малую судоходную компанию.

И вот тут следует сделать небольшое отступление. Как вы думаете, 2,5 тыс. бывших работников АМП могли просто так собраться вместе и написать столь практически верное письмо президенту? Да еще и предложить ему создать малую судоходную компанию. Думаю, что нет. Им кто-то обязательно должен был подсказать эту светлую идею. Не исключено, что этим кем-то и был Анатолий Бандура.

Истоки конфликта

Анатолий Иванович принадлежал к «старо-донецкой» группировке. В начале 90-х он занимал чрезвычайно влиятельное место в региональной иерархии, входя в «альянс троих», состоящий из Александра Булянды («Азовсталь»), его самого и Ефима Звягильского (шахта им. Засядько). Потом их позиции ослабели по сравнению с молодой порослью. Но Бандура еще несколько лет держался, несмотря на то, что попал под следствие СБУ и транспортной прокуратуры Донецкой области. Основной была ст. 172 УК Украины (должностной подлог), и именно это направление было главным в расследовании уголовного дела. Документальные материалы свидетельствовали о фальсификации документов, предоставлении большого количества подложных документов по фактам продажи за границу судов, принадлежащих АП «Азовское морское пароходство». Кроме того, было установлено наличие двойных контрактов, где указывалась разная стоимость продаваемых судов, что позволяло группе должностных лиц, причастных к этим операциям, присваивать разницу.

В ходе расследования уголовного дела в период с марта по июнь 1998 года, в общем-то, был доказан ряд эпизодов противоправной деятельности такого рода. Но отсутствие некоторых материалов не позволило транспортной прокуратуре сделать однозначный вывод и предъявить обвинение причастным лицам в силу некоторых субъективных и в большинстве своем объективных причин. Все попытки заполучить информацию и документальные материалы через представительство «Интерпола» в Украине окончились ничем.

В результате уголовное дело было прекращено транспортной прокуратурой 1 июля 1998 года по статье 6 п.2 УПК (отсутствие состава преступления). При этом деньги от продажи 36 судов бесследно исчезли. В 2000 году Бандура был отстранен от должности главы совета арендаторов: на его место избрали Сергея Прусикова. Однако в последние годы Прусиков, дорешав в АМП все личные дела, окончательно перебрался в Одессу. Как его предшественник, активно занялся своим судоходным бизнесом.

Тогдашний министр транспорта сделал неудачную попытку «повесить» на Анатолия Бандуру $15 млн. убытков, однако того больше на допросы не вызывали. Чья-то невидимая, но сильная рука берегла теперь уже киевлянина, директора ряда совместных предприятий, созданных во время его управления АМП, от уголовной ответственности.

В прошлом году Бандуру снова видели в Мариуполе. По слухам, его глубоко законспирированный визит был посвящен решению проблем ТФД. Встреча за закрытыми дверями проходила якобы на «площадке» небольшой мариупольской судоходной компании «Кометас», зарегистрированной в 1993 году и являющейся дочерней структурой пароходства. Есть информация, что Анатолий Иванович имел непосредственное отношение к «Кометасу». Возникает вопрос: почему «хозяевам Донбасса» вдруг понадобилась помощь бывшего руководителя АМП?

Оказывается, что, заполучив суда АМП, ООО «Торговый флот Донбасса» не имело соответствующей лицензии на осуществление международных транспортных перевозок, и на переходный период управление бывшим флотом АМП было возложено на компанию «Кометас». Так вот, во время этих переговоров, по некоторым данным, произошел конфликт между Бандурой и его визави. Разногласия якобы касались оценки стоимости одного парохода, который принадлежал компании «Кометас» и теперь перешел к ООО «Торговый флот Донбасса».

Мы еще раз повторяем, что изложенная выше информация – лишь предположения, в какой именно сфере деятельности Анатолия Бандуры возник несовместимый с жизнью коммерческий конфликт. Не исключено, что его гибель не связана с борьбой за наследство АМП, а корни проблем кроются в неких совместных предприятиях (возможно, даже с пропиской на каком-то экзотическом острове Мэн), которые были источником его немалых бизнес-доходов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам