Взятие Берлина

Первый рабочий визит Виктора Ющенко в Германию совпал с праздником, который придумала немка, — 8 Марта. Правда, отмечать «женский день» в Германии не принято: инициативы Клары Цеткин оказались не столь живучи, как у нас. Даже возрожденный после войны День борьбы за женские права так и не прижился в Германии, говорят, потому, что в стране полное равенство мужчин и женщин. Хотя одна из лидеров немецкого рабочего профсоюза уверена, что дела обстоят не столь блестяще, и на рынке труда мужчины пользуются большим спросом и большими преимуществами, чем представительницы слабого пола. Впрочем, это уже тонкости гендерной политики…

Что же касается политики большой, то Президент Ющенко поставил себе целью презентовать Украину в как можно большем круге стран, от которых зависит решение о поддержке евроинтеграционного курса нашей страны. Украина взяла повышенные обязательства: получить уже в этом году статус страны с рыночной экономикой, добиться вступления в ВТО. Это пока программа-максимум, хотя рассчитывали на немедленное признание заслуг. Теперь ясно, что темпы интегрирования придется сбавить и научиться уважать интересы соседей и партнеров, одним из которых является Германия. Она в любом случае станет играть роль первой скрипки при определении перспектив Евросоюза — как один из столпов ЕС. Так что первый рабочий визит главы Украины в Германию можно без большого преувеличения назвать стратегическим: ведь Ющенко пытался показать Германии новую Украину — страну, в которой победила демократия и которая теперь выполняет требования «оранжевого» Майдана, стремясь максимально сократить дистанцию между собой и странами Евросоюза. Правда, в составе делегации не было Олега Рыбачука, ответственного в правительстве за евроинтеграционные вопросы. Зато Президента сопровождал министр иностранных дел Борис Тарасюк, что лишний раз подтверждает: внутренние правительственные дискуссии по поводу того, кто «главный по интеграции», — достаточно острые и не являются плодом воображения докучливых журналистов.

…Берлин встретил украинского Президента заснеженными улицами и теплыми улыбками старых друзей: с большинством представителей немецкой политической элиты Виктор Андреевич встречался в статусе лидера оппозиции. Например, с вице-канцлером Йошкой Фишером, которому в октябре 2004-го было проблематично найти место в Киеве для встречи с Ющенко. В конце концов двум политикам пришлось разговаривать в одной из комнат столичной филармонии. О проблемах демократии в Украине в том числе. Многие члены Бундестага в дни «оранжевой» революции были на главном украинском Майдане, а фотографии депутатов немецкого парламента, пришедших на заседание в оранжевых шарфах — в знак солидарности с «помаранчевой» революцией, — обошли весь мир. Что же касается президента Германии Хорста Келлера, то его и Виктора Ющенко связывают годы знакомства и общность профессии — оба они банкиры. Во времена, когда Ющенко возглавлял Нацбанк, Келлер руководил Международным валютным фондом. Теперь же он может разговаривать с Ющенко не только как банкир с банкиром, но и как президент с президентом (в 2004 году бывший шеф МВФ стал федеральным президентом, что в Германии означает максимум почестей и минимум влияния, поскольку основная часть властных полномочий находится в руках канцлера).

Возможно, для Виктора Андреевича полезно изучить опыт своего коллеги-банкира перед конституционной реформой — после ее реализации полномочия украинского главы государства также будут урезаны и большая часть власти перейдет к премьеру. Неизвестно, обсуждали ли Ющенко и Келлер эту тему, но на людях (то есть перед прессой) они говорили о другом. О том, что приверженность украинского Президента рыночной экономике и стандартам демократии не изменилась и вызывает большое доверие. О том, что для Украины настало новое время и Германия обязана поддержать Ющенко в этот период. О том, что визовые проблемы не должны омрачить двусторонние отношения. Напомню, что рабочий визит Виктора Ющенко проходил под аккомпанемент визового скандала. За неделю до этого министр иностранных дел Йошка Фишер оказался в центре событий, связанных с въездом по сомнительным визам тысяч мигрантов из экс-СССР.

Чтобы минимизировать негативные для имиджа Украины последствия, в Берлин Виктора Ющенко сопровождал один из братьев Кличко — Владимир, в задачу которого входило наглядно демонстрировать европейскую цивилизованность украинских граждан и их стремление действовать по принятым в ЕС правилам. И все же, несмотря на грандиозную популярность братьев Кличко в Германии и готовность немецкого общества поддержать европейские устремления украинцев (более 60% опрошенных граждан считают, что место Украины — в евроструктурах), запланированное выступление украинского Президента в парламенте Германии спровацировало к противостоянию в немецком политикуме.

Оппозиция явно намерена раскрутить визовый скандал для ослабления провластной коалиции перед парламентскими выборами-2006: Европа, мол, и так задыхается от нелегальной миграции и криминалитета. Естественно, что в таком случае поддержка евроустремлений Украины воспринимается как попытка посягнуть на безопасность и спокойствие «базовых» европейских держав. С другой стороны, оттолкнуть сегодня Украину от сближения с ЕС под предлогом «слабых преобразований» означает «не увидеть в молодой завязи прекрасные плоды». Поэтому даже у главной оппозиционной фракции ХДС нет единого мнения по вопросу оказания евроинтеграционной помощи нашей стране: одни требуют проголосовать в парламенте проект по поддержке европланов Украины, другие считают, что само приглашение Ющенко выступить в Бундестаге является достаточным проявлением признания. Действительно, это большой комплимент украинскому лидеру, поскольку до него чести стоять на трибуне немецкого парламента удостоились только три президента —России, Франции и США.

Интересно, что украинский Президент избрал в визовом вопросе не оправдательную, а наступательную тактику. Ющенко предложил перевернуть неприятную страницу украинско-немецких отношений и высказался против того, чтобы в Европе воспринимали весь народ Украины как преступников. Несмотря на тень визового скандала, Президент убедительно просил руководство ФРГ лояльно отнестись к вопросам либерализации визового режима — в первую очередь для бизнесменов, студентов, журналистов, так как без прямых человеческих контактов, без живого общения между людьми Украине будет сложно приблизиться к Евросоюзу, поскольку важен диалог и понимание не только между политиками, но прежде всего между жителями двух стран. Он выразил уверенность, что найдет поддержку в парламенте Германии, потому что «немцы понимают — сегодня в Украине пишется новая страница европейской истории». Но помимо просьбы о кредите доверия в этом вопросе Ющенко пообещал активно создавать рабочие места в Украине, чтобы ее жители могли достойно жить и работать у себя дома, а не за границей. И самое главное — Украина первой сделала шаг навстречу, заявив о своей готовности до 29 марта ввести безвизовый режим для граждан стран ЕС: «Победители «оранжевой» революции доказали, что они европейцы, и хотят общаться с европейцами на одном языке».

Желание понятное, но вопрос членства Украины в ЕС является дилеммой для Евросоюза вообще и для Германии в частности, поскольку именно эта страна является одним из фундаторов ЕС и лоббистом ряда стран Восточной Европы: не без помощи Германии полноценной европейской державой стала Польша. Что же касается Украины, то здесь вопрос особый: с одной стороны, есть основания гордиться тем, что столько стран стремятся войти в европространство. С другой — активность новых демократий нужно сдерживать, потому что последнее расширение ЕС необходимо «переварить» и самой Европе. И еще: развитие событий в Украине, как подчеркивали многие немецкие политики, хоть и вселяет оптимизм, но не является стабильным — недаром же Ющенко задавали столько вопросов о расследовании «дела Гонгадзе», о независимости судей и свободе прессы.

Несмотря на то что Берлин сегодня выступает в роли экономического и политического брокера в отношениях со странами Восточной Европы, нельзя не заметить, что в этом вопросе Германия действовала и будет действовать с оглядкой на Россию: известно, что Владимира Путина и Герхарда Шредера связывают особые отношения и их мнения по поводу особой роли сверхдержав в еврокоалиции или в коалиции стран СНГ совпадают. Неудивительно, что во время встречи с Ющенко Шредер особо подчеркнул, что тесные партнерские связи с Украиной и новая динамика развития украинско-германских отношений не преследуют цели «дружить против кого-то». Достаточно сдержанно Шредер ответил и на вопрос о сроках вступления Украины в ЕС и участии в этом процессе Германии, заявив во время совместной с украинским лидером пресс-конференции, что не обещал Ющенко лоббировать скорейшее вступление Украины в европейские структуры. «Я думаю, что неуместно на двустороннем уровне давать такие обещания», — сказал канцлер ФРГ. Единственное, что твердо пообещал Шредер, так это поддерживать идею о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой и вступление в ВТО. По мнению канцлера, пока «оранжевой» демократии необходимо закрепить достигнутые успехи и ориентироваться на 2007 год. Предполагается, что к этому времени Украина выполнит все взятые обязательства и завершит переговоры о заключении ассоциативного договора с ЕС, выйдя таким образом на прямую дорогу к членству в этой организации.

Кстати, и сам Ющенко избегал «лобовых» заявлений типа «Украина должна немедленно стать членом Евросоюза», а все больше говорил о реализации Плана действий ЕС—Украина, чем вызвал и симпатии канцлера, и аплодисменты немецких парламентариев. Германия не готова к четкости формулировок, но даже те сигналы, которые осторожная в таких вопросах страна послала ЕС, уже можно считать успешной оценкой визита украинского Президента.

Преференции, которых Украина достигла, выступив на экономическом поле Германии, на первый взгляд, куда весомее обещаний способствовать европейскому продвижению, полученных от политиков. Самым крупным показателем успешности переговоров в деловых кругах, естественно, следует считать подписание двухмиллиардного евроконтракта между «Дойче Банком» и новым руководством НАК » Нефтегаз Украины». Условия кредита более чем привлекательны: 8% годовых, срок погашения — до 7 лет. Однако, и сама легкость получения кредита, и его видимая выигрышность сразу же вызывают ряд вопросов. Первый из них — на что пойдут немецкие деньги? На очередную «обходную» трубу, модернизацию устаревших газопроводов, или вообще будут вложены в проекты, имеющие отдаленное отношение к нефтегазовой отрасли, как это было в свое время со строительством автобана Одесса—Броды? Пока мы услышали только общие слова о возможности адаптации нашей газовой системы к европейской, об увеличении газодобычи (каким образом?) и усилении геологоразведки. Но больше всего настораживает то, что, согласно условиям предоставления кредита, «украинская сторона имеет приоритет предлагать проекты», а это означает, что миллионы евро могут быть с успехом потрачены на что угодно. Еще один вопрос: под какие гарантии получен кредит, который не снился и многим более устойчивым в экономическом плане государствам? Новый шеф НАК Алексей Ивченко скромно намекает, что получение столь ошеломительного контракта во многом зависело от его личных заслуг и связей, поскольку с президентом «Дойче Банка» он давно и плодотворно сотрудничает. В общем, выходит, что два миллиарда евро немецкие банкиры дали «под Ивченко». Для повышения рейтинга «Нефтегаза» и личного реноме г-на Ивченко ход хороший и по-пиаровски грамотный, но знающие люди утверждают, что такие деньги не дадут, образно говоря, и под Билла Гейтса. Значит, дело не в личности главы НАК, а в возможностях руководимой им структуры, от стратегии которой во многом зависят вопросы энергетической безопасности Украины. Как показывает опыт сотрудничества с Россией в этой сфере, за такую экономическую щедрость, как правило, расплачиваются политическими уступками. И не факт, что освободившись от энергетической зависимости от РФ, Украина не попадет в иную «кабалу»… Кстати, в Берлине удалось решить и вопрос о газовом консорциуме, который был законсервирован в 2002 году, после памятных слов немецкого посла г-на Штюдеманна о том, что «Германия не станет есть за столом, где уже отобедали двое». Руководство «Рургаза» все время оказывалось третьим лишним в «газовом деле», которое развивали Владимир Путин и Леонид Кучма. Сейчас, с приходом новой власти, ситуация на газовом рынке Украины меняется, и проект создания газового консорциума планируют начать с чистого листа, и что самое интересное — с новых мощностей, которые пока существуют лишь на бумаге. Речь идет о формировании консорциума под строительство новой трубы по маршруту Новопсковск—Ужгород, а «старые» нефте- и газопроводы Ивченко готов поддерживать собственными силами. О роли России в этом проекте все упоминали вежливо, но без энтузиазма: дескать, конечно, пригласим и будем сотрудничать, но понятно, что в этом газовом треугольнике РФ отводится подчинительная роль. И хотя Ющенко по-прежнему называет Россию стратегическим партнером, он не забывает добавить, что партнер этот — «сложный», и косвенно намекнуть, что сотрудничество между Украиной и Россией возможно лишь до тех пор, пока оно не пересекается с европейскими интересами нашей страны.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам