27 дней (обновлено)

Испытание властью для Василия Кременя оказалось сложней, чем испытание оппозицией. На новой должности – заместителя государственного секретаря – Кремень выдержал всего 27 дней. То есть меньше месяца. Пресс-служба президента подтвердила слух о том, что зам Александра Зинченко написал прошение об отставке. Теперь очевидно, что это действительно так: в заявлении, которое легло на стол Ющенко, г-н Кремень поблагодарил президента за оказанное доверие, но считает, что сейчас наступило новое время, которое требует новых лиц и новой команды. В эту команду бывший министр образования не вписался. Хотя очень хотел…

Специально «под Ющенко» Василий Кремень после победы «оранжевых» сил вышел из СДПУ(о), в которой он занимал достаточно высокую должность заместителя главы политсовета партии. Причиной его ухода от объединенных эсдеков, по квоте которых Кремень получил министерский портфель, стало несогласие с решением политбюро о переходе партии в оппозицию к новому руководству Украины. Кремень рассчитывал, что такой шаг поможет ему сохранить кресло министра – ему нравилось работать в правительстве. Кроме того, он рассчитывал, что Виктор Андреевич вспомнит его прежние заслуги: Кремень работал в свое время и в кабинете Ющенко – командовал Минобразования. «Пребывая в правительстве Ющенко в 2000-2001 годах, я убедился в глубокой порядочности Виктора Андреевича, его компетентности и профессионализме, патриотизме и принципиальной гражданской позиции, верности национальным интересам и демократическим принципам», – сказал Кремень, покидая лагерь эсдеков. Он сразу же подчеркнул, что в «современных условиях следует всесторонне поддержать действия президента, правительства Украины, которые направлены на повышение уровня жизни граждан, дальнейшее развитие экономики, образования, науки, культуры, других сфер, укрепление единства украинского общества и утверждение авторитета Украины в мире».

Надо сказать, что вообще-то Кремень пережил аж трех премьер-министров – Ющенко, Кинаха, Януковича – и совершенно справедливо предполагал, что сможет быть полезен и новому главе Кабинета. Однако четкий квотный раздел Кабмина между представителями коалиции «Сила народа» не позволил Кременю поработать с четвертым главой правительства – его сменил член СПУ Станислав Николаенко. А Кремень отправился на службу в бывшую администрацию президента, которую совсем недавно возглавлял его партийный босс Виктор Медведчук. Сейчас переименованной в Госсекретариат АП командует Александр Зинченко – по иронии судьбы тоже бывший эсдек, покинувший СДПУ(о) из-за нежелания следовать монотонной линии одного человека.

Предполагалось, что оба этих политика найдут общий язык. Также считалось, что именно экс-министр образования способен оперативно сформировать новую партию социал-демократического толка, которая сможет заменить деморализованных объединенных эсдеков. Для этого были все основания: в свое время и Виктор Медведчук брал Кременя в партию с расчетом на то, что тот, философ по образованию, сможет подвести под «бизнес-партию» крепкую идеологическую базу и вывести Виктора Владимировича в передовики президентского производства.

Именно по этой причине Кремень сначала получил высокий партийный пост, потом 6-й номер в партийном списке и наконец – кресло министра, где, как мы писали, он задержался надолго. Его работа в правительстве Ющенко была бесконфликтной, а во времена «оранжевой революции» министр образования смог проявить себя активным сторонником и союзником новой демократии: он не препятствовал участию студентов в митингах протеста, более того, запретил преподавателям школ и вузов втягивать учащихся в политическую жизнь. В самые горячие дни Министерство образования открыло свой первый этаж и буфет для студентов, которых поили горячим чаем и снабжали бутербродами. Короче, переход Кременя на другие баррикады был предопределен. И правда, через очень короткое время новая власть призвала его в свои ряды – он занял пост одного из заместителей госсекретаря, причем пост важный. В экс-АП Кременю было поручено отвечать за вопросы внутренней политики, со всеми вытекающими последствиями. Он занимался этим меньше месяца, а потом, видимо, не выдержал. Чего – неясно. Или жесткой конкуренции, или стиля руководства новой власти, или груза прошлого. Причин его ухода может быть несколько.

Первая: возможно, отставка Кременя связана с ослаблением позиций самого госсекретаря. Не является секретом, что Александр Алексеевич в последнее время активно занимался поиском своего места под солнцем. Указ президента о новом статусе СНБО, руководитель которого получил набор суперполномочий, оказался серьезным испытанием на прочность всего секретариата – как структуры, так и его шефа. Если перечитать положения указов о Совбезе, то можно увидеть, что большинство векторов деятельности ведомства Порошенко пересекаются с задачами ведомства Зинченко. Проще говоря, львиная доля полномочий Александра Алексеевича перешли в руки Петра Алексеевича. Недаром же Зинченко порывался написать заявление об отставке и вновь вернуться в парламент – мандат депутата он пока не сдал. Да и спикер Владимир Литвин уговаривал его вернуться в ВР – чтобы обезопасить президиум от переформатирования.

Кроме того, говорят, у Зинченко возникли сложные отношения с первым помощником президента Александром Третьяковым, который тоже сосредоточил в своих руках большой объем полномочий. Стоит ли говорить, что их тоже «отщипнули» у Зинченко? Таким образом, госсекретарь оказался чисто номинальной фигурой: кресло важное, а реальной власти почти никакой, она оказалась поделенной между главой Кабинета президента Третьяковым и секретарем Совбеза Порошенко. Вопрос о том, чем именно будет заниматься бывший вице-спикер и руководитель избирательного штаба Ющенко, встал ребром. По проверенной информации не сегодня-завтра должен появиться специальный указ главы государства «по Зинченко», где будут четко зафиксированы новые задачи и цели руководителя Госсекретариата.

Предполагается, что Александр Алексеевич будет плотно работать с губернаторами, которые оказались без присмотра, выпав из поля зрения и правительства, и президента. Иными словами, государственный секретарь будет отвечать за укрепление линии новой власти на местах и осуществлять связь с новыми руководителями областных администраций. Работа сложная, малопочетная – особенно учитывая волну последних губернаторских конфликтов: увольнение Виталия Олуйко, отставка Касьянова, неоднозначность ряда губернаторских назначений. Более того, большая часть губернаторов являются креатурами Александра Третьякова, с которым у Зинченко, как мы отметили, конфликт. Так что задача перед государственным секретарем поставлена непростая. Особенно если учесть стартовавшую подготовку к парламентским выборам: губернаторы, как и члены правительства, назначены по квоте коалиции «Сила народа», то есть часть из них «работает» на премьера Тимошенко, четверо – на лидера социалистов Мороза, кое-кто симпатизирует Кинаху, а другие обязаны своим назначением руководителю кабинета Ющенко. С таким составом говорить о координации работы с местными властями более чем непросто. И вот этот участок фронта поручат, очевидно, «закрывать» Зинченко. У него только два выхода: побеждать или тонуть.

Причина вторая: Кремень, которого приглашали идеологом новой партии социал-демократического типа, просто не нашел себе работы. Учитывая статус Зинченко и его непростые отношения в новом треугольнике власти, сомнительно, чтобы Александр Алексеевич нашел время для партийного строительства. Да и сроки вышли: как известно, уже зарегистрирована новая партия власти «Народный союз «Наша Украина», лидером которой стал Роман Безсмертный – конкурент Зинченко. Роман Петрович чрезвычайно хотел стать главой модернизированной АП, но не вышло: его «послали» заведовать административной реформой. Но вице-премьер попытался взять реванш на партийном фронте и сформировал некое подобие партийной коалиции под Ющенко. Так что на этом участке у Александра Зинченко тоже нет места. У Кременя – тем более.

Своими комментариями на этот с «Версиями» любезно поделились известные украинские политологи и политики.

Юрий Костенко, народный депутат, фракция «Наша Украина»: Думаю, что это реакция на невосприятие революционным обществом тех или иных кадровых назначений. Вспомните ситуацию в Хмельницком, то, что сейчас происходит в Днепропетровске, где я сейчас нахожусь. И очень хорошо, что все-таки общественный контроль становится той реальной силой, которая контролирует власть. Я не говорю, что сразу все кадровые проблемы будут урегулированы и будет еще много случаев, когда перекрасившиеся «оранжевые» власть предержащие садятся в те или иные властные кресла, но именно невосприятие таких фактов обществом позволит перейти к демократическим принципам кадровой политики и власти как таковой. То есть это очередное звено в цепи кадровых преобразований. И чем быстрее этот процесс будет проходить, тем лучше это будет восприниматься украинским обществом.

Виктор Мусияка, народный депутат, внефракционный: Такие события комментировать это очень сложно. Нет необходимого количества информации. Возможно, имел место какой-то внутренний конфликт. Возможно, Ющенко и Зинченко не сошлись в видении каких-то вещей.

Но, с другой стороны, дело может быть в ином. Виктор Андреевич все это время слишком гибко реагировал на сигналы со стороны своих поклонников, которые заявляли ему, кто им нравится, а кто – нет. Совсем недавно он продемонстрировал это снятием двух глав областных администраций. После ряда протестов со стороны представителей «оранжевой» революции. Эти решения были представлены, как ошибки. Может быть, это тоже ошибка. Но на таком уровне…

Все-таки секретариат – это орган, который обслуживает непосредственно президента. И это особый случай. Все же Кремень – человек известный, человек, который уже занимал важнейшие государственные должности. И сказать, что в нем кто-то ошибся с профессиональной точки зрения было бы просто глупо.

Сам я оцениваю данный факт исключительно негативно. Это просто показатель несерьезного подхода к подбору кадров. И ведь дело не в его профессиональных качествах. Вы помните, что много говорилось о том, что он представитель не того лагеря и что не понятно, как он оказался на таком посту. Но значит нужно было смотреть сразу. Зачем же вы его назначали, если он вам изначально не подходил? Чтобы потом через некоторое время человека подставлять? Это очень странное событие.

Но это так выглядит внешне. На самом деле, может быть, там совсем какая-то другая причина. Всякое бывает в жизни. Вдруг у человека подвернулись какие-то другие причины.

Виктор Небоженко, политолог: Насколько я знаю Василия Кременя, он привык работать в перспективных и мощных организациях. Потому, либо за время своего недолгого пребывания в Секретариате он убедился, что этот орган никак не может стать полноценным помощником президента, либо начался конфликт между различными частями окружения Ющенко. То есть одни в лице Зинченко хотели бы видеть Кременя в структуре власти, другие – поставить на его место своих людей. Это две основные версии, которые, на мой взгляд, будут развиваться.

Версии о люстрации или некомпетентности Кременя не убедительны. Не думаю, что работа в Секретариате сложнее, чем работа Администрации президента в лучшие часы.

Тарас Чорновил, народный депутат, фракция «Регионы Украины»: Я пробовал достать по этому вопросу хоть какую-то информацию, в том числе и от самого Кременя, но пока что ничего не удалось. Поэтому сейчас я могу лишь предполагать.

Это очень мало похоже на люстрацию, потому что изначально Кременя не очень сильно цепляли. Видимо, не было такой команды. У меня такое ощущение, что здесь мог сработать, что называется, моральный фактор. Кремень – один из немногих в этой команде, кто руководствуется определенными моральными принципами. Когда он еще был членом СДПУ(о), то у меня была с ним беседа, в ходе которой он очень жестко и болезненно отреагировал на некоторые действия руководства партии. Он говорил, что Суркис и Медведчук украли к него партию, что он был среди основателей настоящей чистой партии и т.д. И у меня такое ощущение, что когда он согласился поучаствовать в Секретариате президента, у него были несколько другие представления о том, что ему там придется делать. И вдруг он просто наткнулся на факт, что это то, от чего он убегал.

То есть я подозреваю, что его отказ от должности может быть связан с тем, что ему предложили некоторые функции, некоторые обязанности, которые он посчитал не слишком корректными.

Андрей Шкиль, народный депутат, фракция БЮТ: Вы знаете, мы привыкли к такой, я бы сказал, комсомольской или коммунистической модели власти, которая действовала в Украине до недавнего времени. В таких условиях все, кто у власти, автоматически становятся хорошими. Независимо от того, сколько он крал и насколько качественно работал. Такова была система. И то, что назначение Кременя на должность вызвало бурную (поверьте, действительно бурную) реакцию в обществе, является свидетельством того, что эта система меняется. То же самое и с губернаторами. Думали, пройдет или не пройдет? Люди воспротивились. И это нормальное явление. Демократия – это власть народа и народ же должен на что-то влиять. И вот мы являемся свидетелями этого влияния.

Иосиф Винский, народный депутат, фракция СПУ: Я думаю, что решение о назначении Кременя изначально было неправильным. Это была ошибка, что очевидно. Он был одним из первых среди тех, кто верой и правдой служил режиму Кучме и СДПУ(о) и потом оказался у руля новой власти. Поэтому я расцениваю данное решение как правильное. Если есть какая-то логика общего процесса, то те люди, которые были столпами того режима, по крайней мере, не должны быть столпами этого.

И я не знаю, кто уговорил Ющенко назначить Кременя, но это была одна из «подстав». И если это касается Зинченко, то значит это он.

Андрей Ермолаев, политолог: Я рассматриваю отставку Кременя, как признак внутренней люстрации. До этого времени мы очень много говорили о люстрации внешней, когда под давлением политических сил и при применении принципа революционной целесообразности на посты назначались только люди, которые либо соратниками победителей, либо их доверенными лицами, либо их союзниками. Но новая власть не лишена того, что вне зависимости от расстановки людей в центре и на местах, корпоративном секторе, в любом случае будет работать комплиментарный принцип. То есть люди будут искать новые связи, новые возможности работать по принципу общественного доверия. Я думаю, что Кремень в данном случае стал жертвой недовольства не только центральных, но и региональных элит, которые не восприняли его привычек работать в режиме старого аппаратчика. Это и есть пример внутренней люстрации.

Я не вижу здесь никаких других профессиональных или деловых причин, потому что Секретариат только начал работать и давать ему оценку, тем более давать оценку людям, пока нет оснований.

И должен сказать, что внутренняя люстрация намного болезненней, чем внешняя. И она будет связана с разворачиванием внутренних интриг. Люди начинают борьбу за места во власти, сбиваются во внутренние команды и это серьезно. Я думаю, что это только начало процесса.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам