Тендерные страсти не утихают

Толчком к началу крупного скандала, связанного с возможными злоупотреблениями в Министерстве здравоохранения, стали тендерные торги. В депутатском запросе в Генпрокуратуру и СБУ по этому поводу говорится следующее: «В декабре 2004 года в МОЗ Украины по непонятным причинам объявлены и проводятся тендерные закупки лечебных средств и изделий медицинского назначения за бюджетные средства, в счет бюджета следующего года, который еще не принят Верховной Радой Украины, на общую сумму более чем 700 миллионов гривен».

Однако, несмотря на то, что бюджет принят, а причины столь раннего начала торгов известны (это изменения в тендерном законодательстве), страсти не утихают. И несложно догадаться, что причина обвинений вовсе не в желании отдельных политиков и предпринимателей добиться справедливости, а в очередной попытке выловить в мутной воде скандала рыбку побольше.

Установить личности «рыбаков» не так уж сложно. К примеру, за одной из громких публикаций в электронных СМИ легко угадывается заказчик – отечественная компания, которая занимается обеспечением техникой и аппаратурой работы медицинской отрасли. И если и имеет какое-то отношение к оппозиции, то весьма закамуфлированное.

Посчитав себя «ущемленной» при проведении декабрьских тендеров, компания, выставлявшая на многих торгах продукцию фирмы «Тошиба», видимо, решила взять реванш, ловко составив заметку из буквально притянутых за уши фактов. Чего стоят, скажем, обвинения в том, что в магнитно-резонансном томографе, якобы закупленном Минздравом для больницы «Феофания», застревают (в буквальном смысле!) ВИП-пациенты! (Интересно, как обстоят дела с простыми смертными? Или это орудие классовой борьбы, реагирующее лишь на особо важных и богатых?)

В столь невероятный факт вполне можно было бы поверить, если бы речь не шла о современном томографе, выпущенном фирмой «Сименс». Аппарат открыт с трех сторон, и даже при отключении электричества стол, на котором во время процедуры лежит больной, спокойно выдвигается руками. Возможно лишь обратное: пациент весом намного более 150 кг и с соответствующими размерами может просто не влезть в томограф. Не говоря уже о том, что клиническая больница «Феофания» не имеет никакого отношения к МЗ: она находится исключительно в ведении Администрации президента, а потому все претензии к качеству и цене закупаемого для больницы нужно адресовать исключительно управляющему делами.

Непричастен Минздрав и к истории с закупкой компьютерного томографа для Днепропетровской детской больницы – аппарат фирмы «Дженерал электрик» закупался за счет местного бюджета. Выбрали его исключительно из финансовых соображений: у больницы был весьма ограничен бюджет, и «тошибовский» в него просто не вписывался. И если бы во время закупок были нарушения, то пострадавший, скорее всего, подал бы в суд. Однако он ограничился лишь помахиванием кулаков после «драки», заявив, что купили в Днепропетровске ерунду – мол, такой томограф «по количеству срезов и интенсивности рентгеновского излучения является практически вредным для детей». Звучит это по-детски наивно, поскольку такие аппараты стоят сегодня в клиниках всего мира – именно потому, что надежны и безопасны.

Столь же необоснованными являются и обвинения в закупке оборудования по «завышенным» ценам и у «своих», и «запланированных» фирм. По крайней мере, никаких документальных подтверждений сим фактам нет – иначе руководство тендерного комитета уже давно давало бы объяснения в суде. Как, к примеру, в случае с приобретением за 29 млн. грн. линейного ускорителя для Киевской городской онкологической больницы, который, якобы, купили на 9 млн. дороже, нежели он стоит за рубежом. Выпускают такую технику всего три компании в мире, две из которых зарегистрированы в Украине, и обе участвовали в тендере. Свои ускорители они обе выставили приблизительно по одной цене, но победила компания «Сименс», предложившая не только сложную комплектацию аппарата, позволяющую использовать его максимально эффективно, но и солидную скидку. То есть на самом деле МЗ эффективно вложил бюджетные средства, сэкономив, как минимум, около 10 млн. грн.

Что же касается «запланированных» победителей, то, как сообщили в тендерном комитете МЗ, всем компаниям предоставляются равные условия, и побеждают те, кто им соответствует наилучшим образом. Проблема лишь в том, что далеко не все фирмы способны их выполнять – либо не желая вкладывать дополнительны средства, либо не имея их. Так, если фирма торгует рентгеновской техникой, то должна предоставить лицензию Минэкобезопасности, поскольку продавать ее может лишь специально обученный персонал. Требуются также отзывы от бывших клиентов – чтобы быть уверенными, что за бюджетные деньги закупаются товары у надежных фирм.

Проблемы, возникшие у упомянутой компании, связаны, в первую очередь, с тем, что производитель товаров, которыми она торгует, – фирма «Тошиба» – лишь присматривается к украинскому рынку медтехники. Потому она и проигрывает другим крупным мировым производителям – «Дженерал электрик», «Филипс» и «Сименс» – по таким показателям, как цена, качественная подготовка тендерной документации и прочее. Не последнюю роль играет и тот факт, что свои товары «Тошиба» пока что продает не напрямую, а через дистрибьюторскую компанию. В отличие, скажем, от того же «Сименса», который открыл в Украине свое дочернее предприятие.

Не Министерство здравоохранения, а некоторые коммерсанты нередко пытаются «протолкнуть» на тендеры сомнительный товар. Так было с «тошибовским» аппаратом МРТ с суперсовременными характеристиками – напряженностью магнитного поля 0,35 Тесла, который так и не был закуплен МЗ. Проблема была в том, что именно эта модель компании оказалась так называемой «тупиковой» и сейчас снимается с производства – главным образом из-за весьма дорогостоящей эксплуатации. Только на один гелий, необходимый для проведения процедур, пользователям приходится тратить сумму, эквивалентную приблизительно 300-400 тыс. грн., не говоря о других эксплуатационных расходах.

Словом, если внимательно и без предубеждения попытаться разобраться в обвинениях в адрес Тендерного комитета и всего Министерства здравоохранения в целом, то в большинстве случаев придется признать справедливость известной народной поговорки о тех, кто громче всего кричит о преступлении и на ком шапка горит. По известной причине…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам