Русские не пришли

Самая циничная шутка избирательной ночи – кого поздравит Путин по результатам экзит-поллов? – пользовалась большим успехом у журналистов. Действительно, с поддержкой России в третьем туре президентских выборов не сложилось. Владимир Владимирович индифферентно отнесся и к данным опросов на выходе и к предварительным результатам ЦИК, зафиксировавшим убедительную победу лидера коалиции «Сила Народа» Виктора Ющенко.
Отличительные особенности третьего этапа предвыборной кампании Виктора Януковича были следующие: практически отсутствовали российские политтехнологи, российские наблюдатели были менее активны и напористы – в конце концов Любовь Слиска признала, что третий тур был более демократичным и прозрачным, чем второй, и, как мы уже говорили, президент РФ остался безучастен (пока) к главной украинской новости.

Но о том, что отношение российской политэлиты к кандидату Януковичу изменилось на 180 градусов, стало понятно еще во время ночного сеанса на канале «1+1»: приглашенные в студию гости – Борис Немцов (СПС), Дмитрий Рогозин (блок «Родина») и Василий Трепов («Единая Россия») –старательно изображали готовность дружить домами и вскользь упоминали о нарушениях, допущенных командой «оранжевого революционера». И только вице-премьер российского парламента г-жа Слиска и исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло продолжали по инерции создавать параллельный мир: где фальсификации со стороны сторонников Ющенко столь значительны, что требуется пересмотр результатов кампании, которая прошла недемократично и нетранспарентно. «Из 18 выборов в странах Содружества, на которых с 2002 года работали наблюдатели от СНГ, мы впервые выражаем сомнение в демократичности и легитимности проведенных выборов – это последний тур президентских выборов в Украине», – сказал Рушайло.

Фактически миссия Рушайло (который представляет наблюдателей от СНГ) сводится к делегитимизации тех выборов на постсоветском пространстве, которые прошли не по сценариям Кремля. А украинские выборы-2004 как раз из таких. Поэтому, пока большинство международных наблюдателей высоко оценивают уровень прозрачности третьего тура, россияне пытаются представить ситуацию, что называется, в черном свете. И советуют, как это сделал лидер ЛДПР, не признавать результаты голосования 26 декабря. «Если бы Янукович жестко встал в позицию непризнания результатов выборов, это было бы правильно», – заявил Жириновский журналистам в понедельник.

Владимир Вольфович полагает, что в случае подтверждения серьезности выявленных в ходе голосования нарушений соответствующие судебные инстанции могли бы признать выборы несостоявшимися, и тогда новые президентские выборы в Украине могли бы быть объявлены, например, летом 2005 года. Впрочем, Жириновский не исключает и других реваншистских сценариев для бывшего провластного кандидата, в частности, провести политреформу в 2005-м и выиграть парламентские выборы в 2006-м, получив большинство в ВР. Оценивая результаты «третьего тура», Жириновский заявил, что «это не победа Ющенко, это победа чиновников из Брюсселя», «это искусственная победа – 5% дал Вашингтон, 5% дал Брюссель, и помогал Кучма».

Кстати, о позиции Вашингтона: в штабе Януковича ходят упорные слухи о том, что на позицию Путина серьезно повлиял Белый дом, посоветовавший ВВП относиться к украинским выборам без фанатизма, если он хочет сохранить дружеские отношения по линии Россия–США. Впрочем, это просто украинская версия российской брэнд-легенды: россиянам легче признать силу Вашингтона, чем согласиться с тем, что их вокруг пальца быстро и ловко обвел человек, которого они считали полностью подконтрольным и управляемым, – Леонид Кучма. Пережить такой удар (Нас? И кто?!) в Кремле до сих пор не могут, поэтому все объяснения по поводу того, почему Россия не «боролась» за Украину до победного конца (силовой вариант, к примеру), имеют «американский подтекст». Сложилась ситуация, при которой ближайший сосед вынужден признать: впервые за несколько лет Россия потерпела крупное внешнеполитическое поражение, тем более острое, что речь идет об Украине, которую Россия считала практически «своей». Теперь же придется отстаивать свои права на нее у Брюсселя и Вашингтона.

Кроме того, сохраняется опасность (гипотетическая, правда) экспорта «оранжевой революции» и в Россию, о чем открыто сказал лидер российских правых Борис Немцов. Не знаю, как насчет именно революции, но вот об экспорте общественных настроений речь вполне может идти. Судя по высказываниям россиян, они тоже хотят почувствовать воздух свободы, и не дать им его наглотаться – основная задача команды Путина, если она желает сохранить сильную президентскую вертикаль в России. К слову, глава ЦИК РВ Александр Вешняков считает, что возникновение в России «оранжевой революции» невозможно. «Предпосылок для создания «оранжевой революции», как на Украине, у нас нет», – подчеркнул он, отметив, что в России лучше правовое и организационное обеспечение выборов. «Мы десять дней не подводим итоги выборов, как они (ЦИК Украины), по результатам первого тура», – заметил Вешняков.

Глава счетной комиссии напомнил, что в ходе президентских выборов в марте 2004 года предварительные итоги ЦИК РФ представил после 6 часов обработки избирательных бюллетеней: «Это обезоруживает наших оппонентов и не дает раскачивать ситуацию, как на Украине или в Грузии». Кроме того, по его словам, сайт Центризбиркома России защищен от нападок профессиональных хакеров – в ходе парламентских и президентских выборов «он не был разрушен, как на Украине». В общем, главный российский циковец выдал гарантии безопасности и предупредил остатки российской оппозиции о том, что «раскачать ситуацию» в России будет куда сложней, чем в других странах постсоветского пространства – даже по техническим причинам. Не говоря уже о политических.

Тем не менее, вопрос – а как теперь быть с Украиной? – не снят с российской повестки дня. У России есть два варианта: попытаться наладить отношения с командой Ющенко (как и говорил Путин) или взять реванш за столь травмирующий проигрыш. И каким в этом случае будет оказываемое давление – экономическим или политическим? В первом случае Россия поступит банально и предсказуемо: повысит цены на энергоносители. Кстати, первый звоночек уже прозвучал. Туркменистан предупредил Украину и Россию, что может прекратить подачу газа, если не удастся договориться о цене на «голубое топливо» до конца декабря 2004-го.

Второй вариант более изощренный: проиграв сражение за «всю» Украину, РФ может попробовать продолжить игру в автономизацию, играя на честолюбии и амбициях местной региональной буржуазии. Стимулируя внутриукраинское противостояние, РФ получает ослабленную гражданскими конфликтами страну, в которой промышленный Восток «тянется» к знакомым методам ведения хозяйствования, а либеральный Запад просит помощи у европейских соседей, которые хотят помогать единой и сильной Украине, но опасаются страны, в которой доминирует нестабильность, грозящая перерасти в перманентный конфликт – вплоть до парламентских выборов-2006 года. Идея расчленить государство в центре Европы, создав тем самым Европе большие проблемы – вполне в стиле «кремлевских ястребов» и по силе технологам, которых рекомендовали Виктору Януковичу российские «друзья».

Впрочем, есть и более мягкий вариант: Россия, внешне смирившись с победой Виктора Ющенко, попробует «вкладывать» финансы и технологии в региональную оппозиционную партию Виктора Януковича с тем расчетом, что на парламентских выборах она сможет одержать победу и взять власть в свои руки. Премьерскую и парламентскую. Кстати, этот вариант может казаться РФ достаточно привлекательным, поскольку связан с реализацией смены модели властного управления (конституционная реформа) в соседней стране. В конце концов Владимиру Владимировичу тоже приходится задумываться (возможно) о третьем сроке, и опыт украинской стороны может в этом плане оказаться чрезвычайно полезным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам