Новая оппозиция

«Нашеукраинцы» вербуют представителей охранных структур с правом ношения оружия и готовятся устроить «ночь длинных ножей» в Донецке. Донецкие закупают у российских моряков пистолеты, шашки (тротиловые) и запалы (оптовым покупателям скидка) и планируют славно позажигать в Киеве. Одновременно готовятся два покушения: одно на Виктора Ющенко, чтобы подумали на Януковича. Другое – на Януковича, чтобы подумали на Ющенко. Или наоборот?

Думаю, все будут живы и здоровы. Время такое – за пару дней до третьего тура появляются «страшилки», чтобы держать избирателей в тонусе. Страх или деморализует, или мобилизует. Смотря, с какой стороны посмотреть. Дело даже не в этом. Судя по последнему раунду президентских дебатов, Виктор Янукович готов смириться с поражением. Он девять раз предлагал Ющенко сесть (в хорошем смысле этого слова) и обсудить условия сдачи. Виктор Андреевич не был готов (или не хотел) давать подобные авансы. Но в 2005 году проблема трансформации оппозиции во власть, а власти – в оппозицию станет одним из хитов политического сезона. Уже сегодня просматриваются контуры новой оппозиции, которая в таком статусе пройдет испытание в первом электоральном бою. Имеются в виду парламентские выборы 2006 года. «Новыми» оппозиционеров можно назвать весьма условно. Это хорошо известные политики, которые вынуждены будут пережить период смены статуса.

Структура новой оппозиции пока представлена двумя основными партиями: «Регионы Украины» (донецкие), объединенные социал-демократы (киевские). У них в случае победы Ющенко нет другого выхода, кроме как перейти на оппозиционный режим деятельности. Это, образно говоря, ядро, вокруг которого будет происходить вращение других, менее крупных оппозиционных структур. О них мы поговорим чуть попозже.

На парламентском уровне «новая оппозиция» будет представлена, соответственно, двумя фракциями: «Регионы Украины» (61 депутат по состоянию на 21 декабря) и эсдеки (32 парламентария). Сразу бросается в глаза, что два новых оппозиционных лидера – Виктор Янукович и Виктор Медведчук – находятся вне естественного «приюта» для антивластных политиков. Имеется в виду Верховная Рада. Поэтому достаточно высока вероятность воссоединения новых вождей со своими парламентскими фракциями. Это был бы достаточно грамотный и логичный шаг, поскольку, например, Медведчук прекрасно знает, что нельзя выпадать из парламентского контекста надолго, если хочешь сохранить контроль над фракцией. Вариант с назначением «спецпредставителей» (Нестор Шуфрич, Раиса Богатырева) себя оправдывает лишь частично.

Подведем предварительные итоги: «новая оппозиция» в состоянии контролировать 93 депутата, и у нее два ярко выраженных лидера (Янукович и Медведчук). Судя по результатам сотрудничества этих вождей в период президентских выборов, говорить о наличии единого оппозиционного «босса» не приходится. У «регионалов» и эсдеков один общий враг – новый президент. Возможны квазикоалиционные формы сотрудничества на этой почве, однако, создание единой организационной структуры и, тем более, единого избирательного списка – предположение из области ненаучной фантастики. И это неудивительно, поскольку Янукович и Медведчук представляют два разновекторных клана. Трудно сказать, насколько долговременным будет их сотрудничество в оппозиционной сфере, поскольку должен еще пройти этап разбора поствыборных полетов. Кто, когда и почему? Кроме того, Виктору Януковичу в силу объективных обстоятельств уже подготовлена ведущая публичная роль в оппозиции. То обстоятельство, что за него проголосовало свыше 14 млн. избирателей, свидетельствует о потенциале регионалов перед парламентскими выборами 2006 года. Виктор Медведчук находился в тени, играя роль непубличного политика, поэтому его статус и статус Януковича даже сопоставлять нельзя.

Почему «новая оппозиция»?

Собственного говоря, с поиска ответа на этот вопрос и следовало бы начинать анализ феномена «новых оппозиционеров» («НО»). И до регионалов с эсдеками в Украине были антивластные силы. Но… Есть целый ряд совершенно новых обстоятельств.

Во-первых, еще никогда у оппозиции не было столько финансовых и материальных ресурсов. Грубо говоря, до перехода в новый политический статус члены «НО» контролировали (и сейчас контролируют) значительную часть (если не всю) экономики страны. Самое интересное заключается в том, что отобрать у них все это нереально. Даже если бы возникло желание провести масштабную приватизацию, никто бы не пошел на этот шаг. Войны никому не нужно. Глубокого экономического кризиса – тоже.

Во-вторых, совокупный медийный ресурс «новой оппозиции» (телевидение, газеты, радио, интернет-ресурсы) превышают аналогичные показатели нынешней оппозиции в сотни, тысячи раз! Большую часть срока новый президент потратит на то, чтобы сбалансировать ситуацию в этой сфере. Никто не говорит о том, что «Интер», «плюсы» и частные медиа-холдинги сразу же начнут «мочить» новую власть. Зачем? Зато присутствие представителей «НО» на ведущих информационных носителях страны гарантировано. Они станут более раскрепощенными, менее зажатыми, чем новые официальные лица. Знаете, когда люди могут потерять кровный счет в банке, они становятся очень активными. Появится много новых «шуфричей» и «коновалюков». Могут произойти совершенно умопомрачительные вещи. Поскольку СМИ по определению обязаны критически относиться к действующей власти, то их даже форматировать по-новому не надо. Все технологии отработаны до мелочей. Конечно, есть вариант поувольнять всех к чертовой матери, набрать добровольцев из числа революционеров, научить их писать правильные тексты. И тут нарываемся на свободу слова. В прямом и переносном смысле. Корреспондента «Интера» не пустили на пресс-конференцию нового главы государства? Мама дорогая! ЧП международного масштаба! Где вы, «Репортеры без границ»? С чисто формальной точки зрения, негосударственные общественные организации должны давать гранты журналистам, отстаивающим права новой оппозиции.

В-третьих, меняется вектор ориентации оппозиции. Ведь раньше как было? Очень просто: Запад поможет. Все внимание уделялось поддержке оппозиционных структур, а не олигархов, аппетиты которых цивилизованное мировое сообщество с помощь различных методов пыталось сдерживать. Теперь вместо Запада у новой оппозиции будет Россия.

В-четвертых, крупный бизнес еще никогда не пребывал в оппозиции к действующей власти. Теперь лидеры крупного бизнеса окажутся в случае избрания Ющенко президентом в оппозиционном статусе. Не все, но многие. Демократы против олигархов. Такого, пожалуй, в мировой истории еще не было. Надеяться на то, что достаточно устранить несколько одиозных фигур, а с остальными можно будет договориться, – иллюзия. Такой простой схемы не будет.

В-пятых, уже готов план реванша за поражение на выборах-2004 года. Теоретически это выглядит приблизительно так: новое правительство сталкивается с мощным экономическим и энергетическим кризисом. Могут помочь только миллиардов пять долларов западной помощи, но не факт, что они поступят. В народе растет недовольство новой властью. К зиме 2005 года ситуация усугубляется «по самое не балуй». Начинается правительственный кризис. И на арену выходит новая оппозиция. Неважно, как она будет называться: «Новая сила», «Новая демократия» или «Чип и Дейл». Люди все те же. Задача минимум – завоевать в марте 2006 года большинство в Верховной Раде. Не конституционное (300), а простое, техническое большинство – 226 голосов. А затем раскручивается конституционная реформа, президент изолируется от власти, премьером становится ставленник «НО». Все. Реален такой план? Вполне. Понимаю, что перед инаугурацией нового президента говорить о таких вещах как-то дико. Однако надо думать хотя бы на два хода вперед. Иногда бывает полезно. Чтобы потом не посыпать себе голову пеплом и говорить: «знаете, нас в очередной раз обманули».

Конечно, финансовые, материальные и организационные ресурсы новой оппозиции – «вещь» непостоянная. Это, скорее, переменная. Многие перейдут на сторону новой власти. Пыл некоторых особо ретивых оппозиционеров в состоянии несколько охладить правоохранительные структуры. Однако полтора года «НО» в состоянии сохранять повышенную боевую готовность. Последний рубеж обороны – собственность. Она диктует правила борьбы.

Продолжение следует.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам