Временное правительство–II

Первый день зимы стал символом революционного прорыва. Наконец-то парламент собрал все силы и принял решение, которого от него так долго (11 дней) требовал собравшийся на Майдане народ. И это очень хорошо, потому что мне лично очень жалко было Юрия Луценко, который еще утром в кулуарах горячился по поводу того, что он-то со своими бойцами, конечно, может «взять» Кабмин, но Виктор Андреевич для этого должен хотя бы назвать имя нового премьера.

Без этого никак, ведь людям, ворвавшимся в административное помещение, чрезвычайно трудно объяснить, что для согласования кандидатуры сменщика Януковича необходимо провести ряд переговоров в формате Солана – Ющенко, Солана – Кучма, Ющенко – Кучма. А что делать людям все это время? Праздно шататься по кабминовским закоулкам? Кстати, социалист Николай Рудьковский на подходе к буфету дал очень емкую характеристику происходящему. По его словам, под стенами ВР стоят не революционно настроенные народные массы, а мирные демонстранты, развращенные Комитетом нацспасения. И где-то он был прав, поскольку улица уже не выдерживала бессодержательного времяпрепровождения возле парламента. Нужно было либо политическое решение законодательного органа, либо штурм.

Поэтому сегодня был переломный для революции день: сейчас или никогда! Это отлично понял спикер Литвин, который взял на себя основные функции по переговорам с членами уже бывшей правительственно-парламентской коалиции. С самого утра в парламенте был ажиотаж – все считали голоса: 215, 219, 223… Семья Франчуков, Александр Един из «Трудовой Украины» и еще ряд товарищей, прочувствовавших особенности политического момента, обещали не подвести. По крайней мере, так они говорили в кабинете спикера Литвина поздно вечером. Утром выяснилось, что часть переговорщиков элементарно не могут пройти в здание Верховной Рады и выполнить обещанное. Народ, знаете ли, толпится – в оранжевых касках. А тех, кто уже прошел в парламент и зарегистрировался, подпольными тропами и подземными коридорами выводил из парламента один преданный до сих пор общему делу эсдек.

При эвакуации были замечены члены СДПУ(о) Борис Андресюк и Михаил Добкин, которых эвакуировал лично Нестор Шуфрич. Просто восставшие очень поздно догадались заблокировать выход с улицы Садовой. Когда я там проходила, оранжевая толпа скандировала под воротами «Всех пускать, никого не выпускать!». Остальных, по слухам, удалось запереть в кинотеатре «Зоряный» – бывшем штабе единого кандидата. Таким образом, утреннее заседание сессии ВР началось при регистрации 219 депутатов. Чтобы поговорить о кризисной ситуации – достаточно. Чтобы принимать решение – мало. Не хватало буквально семи голосов, и спикер Владимир Литвин объявил перерыв, пригласив лидеров групп и фракций посовещаться у него в кабинете. Через минут сорок из-за дверей стали просачиваться новости о достижении консенсуса. Способ соглашения был прост – тайное голосование. Часть «большевиков» согласились с просьбой спикера слить голоса, но опасались сделать это в открытую. Мотив: месть бывших товарищей по парламентско-правительственной коалиции.

Действительно, когда в игре задействованы столь серьезные суммы, о которых постоянно говорят в парламентских кулуарах, и интересы серьезных людей, есть чего бояться. Поэтому Владимир Михайлович принял мужественное решение: голосовать постановление ВР «втемную». Оставалось одна надежда – что не подведут товарищи из большинства, а они могли. По крайней мере, один «оранжевый» депутат очень образно рассказывал о сомнениях, терзающих лидера «Народного выбора» (ныне – «Союз») Николая Гапочку, и последствиях, вызванных такими душевными муками. Для психологической поддержки на трибуну ВР главой парламента был даже приглашен сотрудник секретариата, который популярно объяснил народным избранникам особенности тайного голосования: фиксируется только общее количество голосов, поданных за то или иное решение, и фракционный расклад. Никаких фамилий, что означает – никто не может узнать имена тех, кого Нестор Шуфрич в своей образной речи назвал «крысами, бегающими с одного корабля на другой, которым никогда не светит стать даже матросами на одном из суден».

На самом деле, это не совсем соответствует истине, поскольку, как модно сейчас говорить, транзитный сервер находится по-прежнему в кабинете Виктора Медведчука. Который все же не ушел в отставку, если верить Александру Зинченко. Короче говоря, имена проголосовавших за изменение процедуры – в тайном режиме голосовать за возможность тайно поддержать постановление парламента №6375-д – все равно станут известны, рано или поздно. Пока мы знаем только приблизительный расклад по фракциям: за игру «втемную» отдали голоса восемь членов «Трудовой Украины», три коммуниста, десять представителей группы Богдана Губского и даже два объединенных социал-демократа. Но даже при такой поддержке с первого захода провести идею о голосовании втемную не удалось: всего 223 голоса показало табло ВР. По настоянию «оранжистов» спикер снова поставил вопрос на переголосование, попросив «большевиков» хотя бы дать возможность проголосовать другим и разблокировать процесс. Получилось на шесть человек убедительней. Аналогичные трудности возникли и со второй частью вопроса, касающейся самой процедуры тайного волеизъявления. С первого раза удалось набрать только 225 голосов, но на бис вышло лучше – 229 депутатов.

После этого события стали развиваться стремительно: законодатели за каких-то десять минут приняли «с колес» все 12 пунктов постановления. Заминку вызвал только параграф №7 – о недоверии правительству и об отмене решения парламента об одобрении программы деятельности Кабинета министров. Пункт 7 проекта постановления предлагал отменить решение Верховной Рады от 16 марта 2004 года об одобрении программы деятельности Кабинета министров «Последовательность. Эффективность. Ответственность». Этим пунктом также предлагается в соответствии со ст. 87 и ч. 4 ст. 115 Конституции выразить недоверие правительству, следствием чего является отставка Кабмина. За такое решение проголосовали 222 депутата из 235.

Однако исправить ситуацию помогло предложение Романа Зварыча «пакетом» проголосовать пункты 7-8. Дело в том, что пункт восьмой содержал в себе предложения о формировании правительства народного доверия, которое будет работать до принятия присяги новым президентом. А может, и дольше. В общем, это такой подстраховочный момент, гарантирующий безопасность от возможного «кидалова». Необходимо было успокоить колеблющихся товарищей и подтвердить договоренности о распределении должностей во временном Кабмине. После того, как договор 7-8 был поставлен в «связке», все получилось – «за» 227 парламентариев.

Единственное, что не получилось, так это выразить недоверие Генпрокуратуре, но это уже «мелочи» по сравнению с тем, что удалось решить главный назревший вопрос – об увольнении Януковича и его правительства. Недаром же Владимир Литвин сразу после этого закрыл сессию, а взволнованные депутаты «оккупировали» буфет, где вместе с журналистами мирно выпивали коньяк «за победу». Но не все: часть парламентариев на броневичке (символика революции!) отбыла прямо на Майдан Незалежности, чтобы поделиться радостью с народом. Уже во второй половине дня оранжевая эйфория поутихнет и можно будет проанализировать, какие последствия повлечет за собой решительность парламента и лично спикера Литвина. А мы же сделаем это прямо сейчас.

Первое. Постановление Верховной Рады вывело улицу из ступора, в котором революционеры пребывали последние дни. Иными словами, был дан ответ на вопрос «Что делать?»: увольнять Кабмин и формировать власть народного доверия.

Второе. В отличие от чисто политического решения ВР от 27 ноября 2004 года о признании недействительными итогов второго тура и недоверии ЦИК, сегодняшний акт носит уже политико-правовой характер. Революционный процесс был «загнан» в легитимное русло. Парламент отменил решение по программе Кабмина, согласно которому правительство Януковича являлось неприкосновенным до марта-2005 года, и уволил Виктора Федоровича и его министров.

Третье. Документ под номером 6375-д, выражающий недоверие правительству, «уравнял» шансы Виктора Януковича и Виктора Ющенко. Фактически, оба Виктора сейчас в одинаковых стартовых условиях, если, например, будет проведено переголосование второго тура выборов.

Четвертое. Впервые решение об отставке КМ было принято без участия фракции коммунистов. Три человека с личной позицией не в счет.

Пятое. Президент Леонид Кучма, который должен подписать указ о снятии Виктора Януковича и подать предложения по кандидату и.о. премьер-министра. Поведение Леонида Даниловича прогнозировать сложно, однако представители «оранжевой коалиции» выражают уверенность в том, что глава государства не станет затягивать рассмотрение этого вопроса. А кроме того, помочь Леониду Кучме принять единственно правильное решение уже приехали Хавьер Солана и Александр Квасьневский. Пока же дорогу от Кончи-Заспы до АП пикетируют сторонники Виктора Ющенко.

Шестое. Уже завтра поступят первые предложения по кандидатурам в правительство народного доверия. Понятно, что каждый из участников «оранжевой волны» видит себя как минимум министром. Но количество кресел строго ограничено, тем более что самые привлекательные, говорят, уже обещаны союзникам из экс-большинства – за поддержку на сегодняшнем голосовании. Завтра заинтересованные стороны соберутся в кабинете Владимира Литвина, но торги начались еще вчера. Будут проблемы. Так, социалист Рудьковский заявил, что ВП (временное правительство) может возглавить Александр Мороз, а депутат Волков предлагает посадить в это кресло Юлию Тиммошенко. Впрочем, большинство участников процесса все же считают, что самым оптимальным временным премьером может стать спикер Литвин. Тем более что существует твердая договоренность о том, что формированием нового большинства, создающего правительство народного доверия, будет руководить именно Владимир Михайлович – как консолидирующая фигура. Он же, по идее, должен занять и пост главы временного КМ, на два месяца. После принятия присяги новым президентом Владимир Михайлович вернется в спикерское кресло, а временный состав Кабинета уступит место постоянным министрам. Так должно быть, если верить заключенному пакту между «оранжевой коалицией» и частью «большевиков». Тем не менее, Роман Зварыч не исключает, что большая часть «временщиков» останется работать в КМ на постоянной основе. «Революционеры» учтут их заслуги перед Родиной, и кресло министра или зама станет «наградой» за проявленное в переходный период личное мужество.

Седьмое. Глава ВР неожиданно заявил, что сейчас самое время говорить не о кабминовских персоналиях, а о комплексном подходе. Таким подходом, на его взгляд, может стать «пакетное» рассмотрение предложений о формировании нового правительства и проведении политреформы. Вот тогда получится настоящее народное правительство, которое будет работать и при новом президенте. Ход достаточно неожиданный. Поскольку при принятии постановления пункт о политреформе намеренно был исключен – как затрудняющий переговоры. Хотя Адам Мартынюк сильно настаивал… И вот, спустя пару часов после «исторического решения» ВР, выведшего революцию на правовой путь, появилось особое мнение спикера о возможности совмещения действия временного КМ и К-реформы. «Если мы договоримся и выйдем на пакетные решения, то у нас не будет временного правительства, у нас будет правительство народного доверия, которое будет работать и после нового президента», – подчеркнул глава парламента. Похоже, что Владимир Михайлович уже просчитывает возможность увеличения собственных полномочий до президентского «размера», ведь в случае реализации политреформы большая часть инструментов власти окажется в руках главы Кабмина, а если это кресло будет занимать Владимир Михайлович, то ему и достанется главный приз, который ушел из рук как Ющенко, так и Януковича. Действительно, сегодня Литвин выглядит как «национальный герой» и вполне может потребовать награды за свой подвиг. А баллотироваться на президентских выборах он действительно не будет, как и сказал вчера на пресс-конференции. Зачем?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам