Большая стирка

Лавинообразная чистка милицейских рядов стала, без преувеличения, самым громким событием российской жизни последних дней, оттеснив на второй план даже политес Владимира Путина в Британии. СМИ поведали разинувшим рты читателям, зрителям и слушателям о шикарных вещах, валюте, драгоценностях и прочих элементах сладкой жизни, обнаруженных в многомиллионных особняках милицейского начальства. Столь масштабной антикоррупционной операции просторы бывшего СССР не помнят со времен товарища Андропова…

Майор Томин был бы недоволен

Напомним, что экс-правоохранителям, а ныне подследственным, предъявляются очень серьезные обвинения – организация преступного сообщества, вымогательство, фальсификация доказательств, торговля оружием. Кроме того, к этому пышному букету вполне могут добавиться и еще несколько статей, к примеру, за заказные убийства, грабеж, разбои.

Официальной причиной «зачистки» стала жалоба нескольких московских предпринимателей на «крышевание» и угрозы со стороны сотрудников доблестного МУРа, на основании которой Генеральная прокуратура и возбудила уголовное дело. Вроде бы группа муровцев регулярно подбрасывала заранее намеченным жертвам оружие и наркотики, а потом требовала денег за закрытие дела. Причем оплата услуг производилась не наличными, а в виде переводов в различные банки – видимо, для конспирации.

Для отмывки денег был даже создан Фонд ветеранов уголовного розыска. Среди не слишком добровольных «инвесторов» этого богоугодного предприятия оказались состоятельные предприниматели – директора крупных столичных торговых центров, казино и ресторанов. А чтобы милицейская отчетность была в ажуре, оперативники задерживали бомжей и возбуждали по факту торговли оружием дела «настоящие». Как утверждает российское МВД, на счету орлов из МУРа – более сотни эпизодов фальсификации доказательств.

Вполне возможно, что помимо вымогательства преступникам будет предъявлено и обвинение в незаконной торговле оружием. У следователей есть информация, что милиционеры организовали подпольную мастерскую по переделке газовых пистолетов в боевые. То есть, не исключено, что правоохранители, которых моментально окрестили «оборотнями», были причастны к заказным убийствам, грабежам и разбоям.

О том, что переквалифицировавшиеся муровцы чувствовали себя очень даже неплохо, свидетельствуют и скупые строчки отчетов о найденных в квартирах и загородных домах несметных сокровищах: три миллиона долларов «кэшем», около двух килограмм золотых изделий, старинные иконы, другой антиквариат и масса российских рублей. Ну и, понятное дело, оружие, взрывчатка, наркотики.

Тень Андропова

Примерно сравнимые по масштабу и громкости дела против коррупционеров советская и постсоветская история знала лишь во времена Юрия Владимировича. Тогда эти дела почему-то стали расти, как грибы после дождя, причем фигурировали в них персонажи – не чета нынешним. Самым резонансным стало «узбекское хлопковое дело», неубедительно законченное уже в годы перестройки. Какое-то время следователи Гдлян и Иванов не сходили со страниц газет и экранов телевизоров. Тема, и вправду, была благодатной.

В двух словах напомним суть этой истории. В 1983 г. КГБ арестовал начальника ОБХСС Бухарской области за получение взятки в тысячу рублей. Прокуратура создала следственную группу во главе с Тельманом Гдляном, которая привлекла к ответственности общей сложности 70 человек, причем из 13 членов бюро ЦК Компартии Узбекистана были арестованы 11. Речь шла о том, что Ферганской областью Узбекистана фактически правили уголовные преступники, имевшие в кармане партбилеты. Суммы хищений исчислялись миллионами и, что самое интересное, следы вели в Москву. И не просто в Москву, а в Кремль: как утверждали следователи, в деле появились фамилии Романова, Соломенцева, Лигачева и Горбачева. На волне Гдляна и Иванова даже избирают народными депутатами СССР. Впрочем, тем и кончилось. Никаких реальных улик причастности высших партийных функционеров к «узбекскому делу» группа Гдляна общественности так и не предъявила, а первый секретарь ЦК Узбекистана Шараф Рашидов – человек, стараниями которого государство недосчиталось огромного количества хлопка, – загадочно умер. Потом была опала, изгнание Гдляна и Иванова из прокуратуры, затем восстановление, написание книг… В общем, все члены Политбюро благополучно и комфортно дожили до законной пенсии.

Менее заметным, однако, не менее важным было дело зятя Брежнева – члена Центральной ревизионной комиссии, кандидата в члены ЦК КПСС, генерал-полковника Юрия Чурбанова, кстати, связанное с узбекской историей. В деле фигурировали уму не постижимые взятки, груды драгоценностей (особой любовью к бриллиантам отличалась дочь Брежнева Галина) и большое количество чиновников и партфункционеров высокого полета. В конце концов, в 1988 году Чурбанов был арестован и приговорен к 12 годам тюремного заключения по обвинению в коррупции (правда, в 1993 году был освобожден).

С этим скандалом оказались связаны еще несколько громких падений. Например, бывшего министра внутренних дел Щелокова, выстрелившего себе в рот из охотничьего ружья, и директора московского «Елисеевского» гастронома Юрия Соколова, приговоренного к расстрелу и казненного в 1984 году. Кстати, на суде Соколов утверждал, что из него сделали «козла отпущения» за перебои с продуктами и тотальный дефицит.

Министерский пост Щелоков занял в 1966 году благодаря Брежневу, с которым дружил еще со времен совместной работы в Кишиневе. В 1967-м шефом КГБ стал Андропов, и между милицией и чекистами развернулось острое соперничество. Дело дошло даже до открытого вооруженного столкновения. 10 сентября 1982 года Николай, напугав полумертвого генсека перспективой захвата КГБ власти, выпросил у Брежнева разрешение на арест Андропова. С одной из подмосковных баз в Москву двинулось три группы специального назначения МВД СССР. Одну из них предполагалось направить к дому, где проживал Андропов, другую – к зданию КГБ на Лубянке, третью – к зданию ЦК на Старой площади. Но руководитель одной из групп предал Щелокова и сообщил об операции в КГБ. Действия комитета оказались еще более быстрыми и результативными: на проспекте Мира пять автомашин с сотрудниками МВД блокировали два десятка комитетских машин, то же самое случилось с машинами МВД у Старой площади. Лишь группа, двигавшаяся к Кутузовскому проспекту, успешно достигла цели и вступила в бой с охраной дома. Но схватка была скоротечной и не в пользу подчиненных Щелокова. Победа Андропова была окончательной и бесповоротной.

Люди Андропова собрали огромный компромат на МВД (взяточничество и всевозможные злоупотребления). Довольно долго Щелоков держался только благодаря заступничеству Брежнева – министра сняли на четвертый день после похорон Леонида Ильича. В 1983 году на Пленуме ЦК КПСС Щелокова вывели из состава ЦК «за допущенные ошибки в работе», но уголовное дело о коррупции тогда было прекращено. В декабре 1984 года, узнав о его возобновлении, Щелоков покончил с собой. Еще раньше, в феврале 1983 года, выбросилась из окна его жена Светлана.

В эти же годы в Москве были расстреляны руководители Государственного импортного управления Смеляков и Павлов, получавшие за каждый заключенный с иностранцами контракт взятки в размере от одного до трех процентов от суммы контракта. Бывшего министра рыбной промышленности Александра Ишкова называли создателем системы хищений в его отрасли, но никаких официальных обвинений не предъявляли. Зато один из его заместителей был расстрелян.

***

Но вернемся к событиям наших времен – делу московских милиционеров-«оборотней». Как ни странно, радость от ареста нечестных правоохранителй разделяют далеко не все. Действительно, в этом деле достаточно не слишком внятных моментов. По мнению многих специалистов, милицейская «чистка» – просто начало кампании в преддверии думских выборов. В этой связи уместно вспомнить, что министр внутренних дел России Борис Грызлов по совместительству возглавляет партию «Единая Россия». На эту тему довольно откровенно высказался другой российский чиновник, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин: «Я не могу сказать, что началась колоссальная чистка. Если чистить, то чистить с головы. Я сомневаюсь, что верхи будут заниматься чисткой самих себя. Скорее всего, это политический пиар Грызлова».

Кроме политического аспекта, есть и другой – чисто технический. Каким образом столь высокопоставленные сотрудники МУРа могли не знать о готовящейся против них операции? Ведь такие вещи не готовятся за один день. Что мешало будущим арестантам принять превентивные меры, например, вывезти из квартир и загородных домов «баксы», золото, антиквариат? И еще: если в деле замешаны шесть или семь сотрудников уголовного розыска, как могли остальные, честные, так долго ничего не замечать?

Логичным кажется только один ответ – злоумышленники были уверены в своей неприкасаемости, но кто-то из покровителей их вульгарно сдал. И в этом случае все уже арестованные милиционеры, и те, кто будет арестован или уволен позднее – лишь верхушка огромного айсберга.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам