Электоральные риски

Уже все понимают: это война. Пока она называется электоральной, но методы, которые используются, можно назвать боевыми. Информационные пули и административные мины, подложенные под каждый избирательный участок, каждую избирательную комиссию, способны рвануть в любой момент. Не все, но половина — точно. У нас принято выигрывать последний и решительный бой, хотя это стремление «любой ценой взять власть» неприятно поражает наших европейских соседей. Ну и что? Они приедут и уедут, а нам здесь жить.

Это наша украинская традиция, обусловленная менталитетом и знанием жизни: проигравших не будет. Второй должен уйти. Поэтому каждый из тех, кто имеет отношение к штабам претендентов, засыпает и просыпается с мыслью: а что я сегодня сделал для своего кандидата? Ладно, допустим, я погорячилась насчет каждого, но большинство непосредственных участников процесса действительно озабочены вопросом организации второго тура так, чтобы потом не было мучительно больно. Причем буквально. За бесцельно потраченные усилия.

Обстановка сложилась действительно непростая. Не надо никому объяснять и то, что кампания делается в последние десять дней, а значит, наступило самое горячее время обработки электоральных площадей, и сражаться будут за каждую пядь этой земли.

Уже понятно, что второй тур — это вам не первый. В том смысле, что все будет гораздо жестче, и административный ресурс планируется использовать так, что мало никому не покажется.

Списки. Первым и основным элементом фальсификации остается «списочный» подход. Именно здесь основное поле для совершения базовых нарушений: отсутствие в списках голосующих, изменение фамилий избирателей, дубль-реестры. Также рекомендуется внимательно отнестись к информации ЦИК о том, что ко второму туру допечатали бюллетени — на 2% больше. Но при этом списки избирателей, которые возвращаются в главную счетную комиссию из теризбиркомов, остаются нетронутыми. Фактически ни одного уточнения в реестры внесено не было. Вопрос: куда денутся дополнительные 2% бюллетеней, если людей в списках не стало больше?

Индивидуальный подход. Во втором туре планируется запустить систему индивидуального подхода к голосованию в западных и восточных регионах. Уже понятно, что нельзя подходить с одной меркой к Луганску и Львову — дифференцировать надо. Только наивные младенцы, которым все по барабану, кроме «дышащих» памперсов, не знают, что для победы «единого кандидата» достаточно увеличить процент явки избирателей в восточных областях Украины, и тогда он станет победителем даже без всяких там манипуляций с бюллетенями. Но поскольку в стопроцентную явку на участки жителей Донецкого региона никто не поверит, то будет применен метод «домашнего голосования»: вы внезапно занемогли и не в состоянии посетить участок, который буквально облеплен международными и отечественными наблюдателями? Не беда: прозрачную урну принесут вам на дом, где вы в спокойной обстановке сможете сделать правильный выбор. Без всяких международных помех.

Для Ровно, Ивано-Франковска и Тернополя выбрана другая стратегия — усиление контроля на участках, который будет особенно жестким в условиях запрета ВР на голосование открепительными талонами. Власть учла свои прежние «недоработки» и намерена максимально усилить наблюдение за голосованием в западных регионах, поскольку уяснила: нарастить процент популярности там Януковича можно лишь уменьшив показатели Виктора Ющенко. Мало кто сомневается, что каждый избирательный участок в Галичине 21 ноября будет «оснащен» дополнительными контролерами и милиционерами, следящими за «порядком».

Финансовая атака. Подкуп членов избиркомов остается по-прежнему востребованным способом получения нужного результата. Неофициальный начальник штаба «единого кандидата», по словам офис-менеджера «Нашей Украины» Олега Рыбачука, чуть ли не лично ездит с «наличкой» по регионам. Прейскурант электоральных услуг: 10 000 у. е. — глава теризбиркома, 3000 у. е. — секретарь территориальной комиссии, 1000 у. е. — рядовой член комиссии. Невыход на работу 21 ноября и больничный оплачиваются по специальному тарифу. В общем, засветил Олег Борисович реальные расценки. Благодаря ему система теневого финансирования избирательной кампании стала «прозрачной», и недобросовестные сотрудники штаба оппонента Виктора Ющенко не смогут сэкономить (в свою пользу) на этом интимном деле.

Представьте себе, что к членам комиссии приходят делегированные начштаба товарищи и предлагают пару сотен «баксов» за мелкие подтасовки. Так, буквально по доброте душевной: все-таки жизнь в регионах — не сахар. Но подкованные представители теризбиркомов сразу выкатывают наглецам «прайс Рыбачука» и требуют возмещения полной стоимости электоральных рисков. Неудивительно, что многие близкие к финансовым потокам штабисты Януковича уже хотят разнести офис Ющенко вдребезги пополам. Но уже поздно — сыграть на марже электоральных взяток не получится. Кстати, речь идет о внушительных суммах: мы подсчитали, сколько необходимо на массовую «покупку» всех 33 000 избиркомов. С учетом, что возьмут деньги не все, выходило от 50 до 60 миллионов. Солидно.

Админресурс. Никуда не делся. Просто его в первом туре не особо было видно. Но сейчас работа ведется по полной программе. Уже уволены 15 глав райадминистраций, допустивших победу «народного кандидата» на вверенном участке. С теми, кто пока сохраняет место работы, персонально встречается действующий пока Президент и проводит психологическую подготовку. Потом людей отправляют прямиком в кабинет Виктора Медведчука, где, видимо, закрепляются полученные знания об избирательных технологиях второго тура и фамилии кандидата. Это, так сказать, укрепление регионального направления, поскольку после 31 октября выяснилось, что не все региональные элиты единодушны в своем выборе. По крайней мере, губернаторы пяти областей, на лояльность которых рассчитывали в штабе Януковича, «действовали по закону». Подобные методы воздействия распространяются и на представителей бизнеса, которых сегодня «обрабатывают» налоговые службы. Недаром же со всеми сотрудниками налоговых «первичек» были проведены специальные тренинги в пожарном порядке…

Понятно, что грязным методам необходимо противопоставить прозрачность и чистоту. Как образно выразился Юрий Луценко в одном из своих телеинтервью: «Тараканы боятся света. Просто включите лампочку!». Это тянет на слоган, но воспользоваться рекомендациями молодого (относительно) социалиста не всегда получается: то лампочку вывинтили, то дежурный электрик отсутствует. Такова судьба оппозиции…

Парламент. Социалисты предлагают перевести работу Верховной Рады в экстренный электоральный режим. Проголосовать за пролонгацию сессионной недели после 21 ноября и контролировать подсчет голосов. Даже если предположить, что такая идея будет поддержана, вряд ли удастся превратить ВР в альтернативный Центризбирком. Хотя бы потому, что Конституционный суд рассматривает законность постановления о создании мониторинговой комиссии парламента по контролю за соблюдением избирательного законодательства. Предполагалось, что именно комиссия Литвина исполнит роль «третейского судьи» в условиях, когда парламент остается одним из трех (Верховный суд и КС) легитимных органов власти, чья правомочность не вызывает сомнений. Но не сложилось: пока суд не сделает никаких выводов, работа парламентских «счетоводов» будет парализована.

В качестве контрмеры «центровики» (депутаты из группы «Центр») настаивают на выступлении спикера на центральном телеканале Украины с обращением к украинскому народу, членам территориальных и участковых избирательных комиссий, правоохранительным органам о недопущении фальсификации во втором туре президентских выборов. До сих пор Владимир Михайлович соблюдал нейтралитет и открыто не вмешивался в избирательные войны, но теперь его откровенно «подталкивают» к решительным действиям. Но что бы ни сказал Владимир Литвин, уже понятно, что использовать парламент в качестве электоральной альтернативы нереально. Где будут считать голоса? На табло ВР? А куда свезут копии мокрых протоколов? Не в кабинет же Литвина, в самом деле. В общем, ни технически, ни морально Верховная Рада не готова к непосредственному участию во втором туре выборов.

Центризбирком. За пять дней до выборов парламентарии попытались оценить работу ведомства Сергея Кивалова в первом туре. С этой целью на парламентский ковер был приглашен секретарь комиссии Ярослав Давыдович, выступивший перед собравшимися в сессионном зале с отчетом о проделанной работе в плане подготовки ко второму раунду. Краткие тезисы его выступления следующие: урнами, талонами и бюллетенями теризбиркомы обеспечены.

Без внятного ответа, правда, остался вопрос о транзитном сервере. Том самом, который был использован для манипуляции итогами первого тура. По одной из версий, в ночь с 31 октября данные с участков сначала поступали в Музейный переулок (место дислокации штаба Виктора Януковича), и, пройдя необходимую коррекцию, передавались в Центризбирком. Но не исключено, что все не так просто. Возможно, информация о дубль-сервере в Музейном переулке является отвлечением внимания на «негодный объект». Настоящий «транзитный сервер», через который будут «пропускаться» сведения из теризбиркомов, расположен совсем в другом месте. И на его обезвреживание элементарно не остается времени. А тут еще Верховная Рада ничего не смогла сделать в плане усиления контроля за ЦИК — даже принять соответствующее постановление. Никакой правовой нагрузки оно не несет, но в качестве морального стимула могло бы сработать. Если бы не коммунисты, которые не проголосовали за данный документ. Можно, конечно, сколько угодно обвинять коммунистов в ренегатстве, но руки у них чистые: Петр Симоненко занял позицию неприсоединения ни к одному из фаворитов кампании. Зато «прокол» с постановлением по Центризбиркому наверняка зачислят в минус «оранжевой коалиции»: 202 голоса — вот пока реальный вес их силы. Вывод? Накануне второго тура все остается как есть: ЦИК обладает монополией на подсчет голосов и выведение итоговой цифры.

Уличная комиссия. В ночь голосования на Крещатике будут расположены 27 палаток, в которые со всей Украины свезут копии протоколов из избирательных участков страны. Любой желающий сможет убедиться в прозрачности процесса, придя на главную улицу страны и заглянув в один из брезентовых домиков. Не уверена, что прямо там будут установлены компьютерные системы, но полевые кухни Юрий Луценко обещал… Если же говорить серьезно, то «уличный подсчет», по замыслу организаторов, должен заменить экзит-пол, штабной подсчет голосов и предварительные результаты ЦИК. Как говорится, три в одном. «Счетчики» предполагают, что уже утром 22 ноября «палаточный центризбирком» назовет имя победителя второго тура. В общем, команда Виктора Ющенко делает ставку на то, что официальные структуры, занимающиеся подсчетом голосов, не способны гарантировать реальный результат голосования. Активно раскручивается тема «голоса будет считать не ЦИК, а народ».

Естественным и логичным в этом случае выглядит и развитие данного сценария — люди готовы защищать свой выбор. Подсчитали в палатке, сверили с данными Центризбиркома. Сходится? Хорошо. Не сходится? Значит, надо мобилизоваться, формировать народное ополчение и идти бороться за свои права. Виктор Ющенко уверен, что если власть прибегнет к грубым манипуляциям итогами выборов, народ не будет молчать. «Люди станут защищать свой выбор, поскольку это их право, также гарантированное Конституцией. Мы поднимем на защиту Конституции миллионы»…

Народные дружины. Первый тур еще раз напомнил всем, что выборы делаются на местах. Одна территориальная комиссия значит порой больше, чем дружба с кем-то из членов Центризбиркома. В идеале каждая из команд обязана обеспечить присутствие (и работу!) на каждом из 33 тысяч участков своих представителей. Это должны быть тренированные в правовом отношении люди, хорошо ориентирующиеся на местности и способные «дать сдачи» — в хорошем смысле слова. Честно говоря, и в штабе Ющенко, и в штабе Януковича таких бойцов маловато. Так сложилось — то ли по финансовым, то ли по организационным причинам. Сейчас выяснять это нет времени, поэтому каждый решает задачу по-своему.

Команда «единого кандидата» рассчитывает с помощью серьезных финансовых вливаний обеспечить себе преимущество «на районах». Кроме того, подсобят местные власти и налоговики. Что способны противопоставить этому ющенковцы? Группы оперативного реагирования, состоящие из добровольцев. 35 тысяч таких бойцов поедут во все районные точки. Они станут подкреплением для товарищей из региональных штабов. Однако надежным средством защиты этот вояж все равно назвать трудно. Во-первых, подготовить надлежащим образом тридцать пять тысяч человек за несколько дней — очень и очень сложно. Они могут гореть энтузиазмом, но не знать элементарных основ правовой защиты, и, следовательно, эффект от их поддержки не так уж и высок. То есть будут брать не качеством, а количеством. Во-вторых, могут возникнуть недоразумения на региональном уровне, так как получается какое-то наблюдение за наблюдателями. И без того уже двоевластие в некоторых областных штабах оппозиционного кандидата сыграло злую шутку с Виктором Ющенко 31 октября. Еще одна проблема — это ротации в теризбиркомах, о которых в своем парламентском отчете упоминал секретарь главной избирательной комиссии Ярослав Давыдович. В частности, за последние две недели 82 члена этих комиссий приостановили свои полномочия, еще 216 написали заявления по собственному желанию. Таким образом, незаполненными остаются почти триста клеточек территориального участкового кроссворда. Напомню, что в признании выборов недействительными в Кировоградском округе №100 определенную роль сыграл человеческий фактор: люди ушли домой, не подписав протоколы. В результате выборы здесь отменили вообще. Да, Верховный суд обжаловал приговор ЦИК «по Кировограду», добавив тем самым голосов Виктору Андреевичу и подтвердив свою незаангажированность. Но это опять же из серии моральных побед. А на практике может оказаться, что нехватка «комиссионеров» приведет к юридическому прецеденту: нет людей на участках — некому подписывать протоколы. Следовательно, выборы признают несостоявшимися.

Правовой фронт. Хорошо зарекомендовавший себя метод юридической защиты остается чуть ли не единственным «ломом» против манипуляций и подтасовок. Удивительно, но факт — правовая грамотность и сознательность людей сыграли свою роль в нынешних выборах: нарушения и грубые фальсификации могли быть куда масштабней. Скажем больше: другим мог бы стать общий результат, если бы после первого тура около 50 000 избирателей не обратились в суды. И несмотря на то, что на судей оказывалось и оказывается колоссальное давление, ковать моральную и процентную победу Виктору Андреевичу помогли именно суды — от районного до Верховного. Достаточно вспомнить решения по двум округам в Черкасской области или тот же Кировоград, за который чуть ли не насмерть бились люди Януковича.

Короче, судебные постановления оказались реальным методом противодействия «нетрадиционным технологиям», примененным оппонентами Ющенко в первом «сете». Естественно, успех надо закрепить, и закрепить хорошо. Активно напоминать, что статьи УК за нарушение избирательного законодательства никто не отменял. Там четко сказано: от 8 до 12-ти. Лет. Включить «горячие линии» юридической поддержки: человек может не решиться пойти в суд, не знать, как правильно составить жалобу, но позвонить и рассказать о нарушениях ему куда проще. Обеспечить реальную защиту от произвола властей в виде комиссий по трудовой реанимации. Проще говоря, если тебя уволили с работы за отказ внести свой вклад в победу «единого кандидата», то есть гарантии, что ты не останешься без куска хлеба. Пострадавшим будут компенсировать моральный и материальный ущерб. После победы Ющенко, естественно. Но до нее еще надо дожить.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам