Зона особого внимания

Ряд представителей зарубежных разведок, которые на легальных основаниях побывали в Украине, удивлялись наличию в структуре СБУ пресс-службы. Они искреннее не понимали, зачем такому специфическому государственному институту, работающему в закрытом режиме, публичность? Вот, например, в Англии вообще мало кто знает имя человека, возглавляющего разведывательное сообщество этой цитадели демократии. Честно говоря, мы и сами удивляемся, зачем СБУ необходима пресс-служба, поскольку ее наличие (равно как и отсутствие) ничего в деятельности этого интересного органа не меняет. Более того, в последнее время Служба без своей пресс-службы стала активным ньюсмейкером. Об СБУ пишут и говорят примерно столько же, сколько и о кандидатах в президенты. Это что, беспрецедентная открытость?

Я бы не стал спешить с выводами. Но факт резкого увеличения степени публичности СБУ налицо. Все началось со знаменитой «тайной вечери», которую руководители Службы Игорь Смешко (глава) и Владимир Сацюк (первый зам) провели в компании Виктора Ющенко. Все дальнейшие интерпретации этого позднего ужина, состоявшегося в ночь с 5 на 6 сентября, сводятся к далеко не банальному вопросу: травили или не травили Виктора Андреевича в момент приема пищи на даче СБУ? Давид Жвания, который организовывал встречу Ющенко, не верит, что эти люди его травили. Смешко и Сацюк заявляют о своей непричастности к данному противозаконному (мягко говоря) процессу. Но сама постановка проблемы уже вызывает повышенный интерес: после ужина с руководителями спецслужбы один из лидеров оппозиции слег с атипичным заболеванием. Случай уникальный.

Дальше была Австрия. Название венской клиники «Рудольфинерхаус», где дважды лечился Ющенко, могут более или менее связно произнести практически все журналисты, специализирующиеся в области украинской политики. Ближайшее окружение Виктора Андреевича настаивает, что именно это медицинское учреждение в состоянии поставить правильный диагноз. Он (диагноз) является ключевым для ответа на вопрос: был ли Ющенко отравлен? Вы спросите: а причем здесь СБУ? Есть формальный ответ: от того, каким будет вывод венских врачей, зависит продолжение скандала, связанного с «тайной вечерей». Есть и неформальные версии, которые связаны с повышенной активностью в Австрии различных субъектов, представляющих интересы многочисленных украинских министерств и ведомств. Мы не имеем информации об активности Службы безопасности в Австрии. Есть только предположения, высказанные шефом избирательной кампании Ющенко – вице-спикером Александром Зинченко – на сей счет. И существуют признаки наличия специфической активности вокруг персонала венской клиники.

Уже невооруженным взглядом можно наблюдать раскол в руководстве «Рудольфинерхаус». Мы сознательно не будем называть имена трех основных действующих персонажей, причастных к постановке окончательного диагноза. Однако, анализируя отношения между ними, можно прийти к выводу, что по крайней мере один человек находится под воздействием внешнего фактора N, и его позиция наносит ущерб предвыборной кампании Ющенко. Другой человек (назовем его Y) явно работает в противоположном направлении. Объяснить существования противоречий в рамках врачебного триумвирата активностью некой иностранной PR-компании, работающей на одного из украинских олигархов, можно. Но тогда за рамками данной версии остается целый ряд деталей, имеющих принципиальное значение. Например, ни одна пиаровская структура не способна обеспечить выполнение задачи по «диверсификации диагнозов». Она в состоянии лишь обеспечить нужный публичный резонанс. А в данном случае можно наблюдать проявления классической технологии «размывания первоначального события». Что это значит? Сначала появляется один диагноз. На его основе делается политическое заявление. Затем появляется скорректированный вариант «медицинского вердикта». Параллельно развивается межличностный конфликт на уровне руководства клиники. Если все это дело рук пиаровского агентства, то можно поздравить его руководителя – почерк пиарщиков очень напоминает работу государственных органов специфического назначения. Конечно, можно все списать на параноидальные фантазии журналистов, которым всюду мерещатся «рыцари плаща и кинжала» с цифровым диктофоном в правом носке и шприцом, наполненным психотропным препаратом. Однако уже есть с чем сравнивать – «кассетный скандал», дело Гонгадзе… Почерк похож. Хотя, еще раз повторяю, мы можем искренне заблуждаться.

Но вернемся к вопросу о непривычной публичности работы СБУ. Не успел эпизод с участием руководства Службы в пищевом контакте с Ющенко перейти из публичной в непубличную австрийскую плоскость, как появилось заявление спикера Владимира Литвина. В интервью оппозиционной газете «Сельские вести» (сам выбор объекта для публичного заявления достаточно интересен) Владимир Михайлович заявил о наличии слежки за ним и членами его семьи. Такие заявления звучали и раньше, но впервые Литвин подтвердил предположения отдельных депутатов. Более того, спикер косвенно дал понять, что не исключает возможность провокаций против членов его семьи. Именно так можно расценить предупреждение Владимира Литвина насчет того, что близкие ему люди не носят в карманах наркотиков и патронов. Намек более чем прозрачен. Особенно после случая с бизнесменом Григоришиным, у которого в ходе обыска на асфальте изъяли классический «набор начинающего мафиози»: пистолет и наркотики.

СБУ с задержкой в несколько дней отреагировала на заявление Литвина. Вместо пресс-службы ситуацию прояснял заместитель Смешко Игорь Дрижчаный. По его словам, Служба не ведет слежки за председателем Верховной Рады Владимиром Литвином и его близкими. «СБУ никаких оперативно-розыскных мероприятий, касающихся Литвина, не осуществляло и не осуществляет», – заявил этот знающий человек. Господин Дрижчаный выразил надежду, что Генеральная прокуратура даст оценку заявлению, в котором спикер фактически обвиняет СБУ в превышении полномочий. Но опровержением факта слежки заместитель руководителя Службы не ограничился. Он сразу же выдвинул свою версию конфликта со спикером. Причем, его интерпретация событий выставляет спикера в, скажем так, неприглядном виде. Цитируем: «Служба безопасности Украины проверяет законность создания и деятельности государственного предприятия (ГП) «Деловое сотрудничество и услуги» при аппарате Верховной Рады Украины. СБУ интересует законность создания и деятельность государственного дочернего предприятия (ГДП) «Деловое сотрудничество», в частности, возмещение налога на добавленную стоимость в размере 39 млн. грн. и передача этим предприятием имущественных прав двум частным лицам. В результате это предприятие было реорганизовано в ООО «Действенное сотрудничество» («Дійова співпраця» – укр.). Новой структуре было передано в собственность все имущество государственного предприятия «Деловое сотрудничество», включая право на возмещение из государственного бюджета неполученного ранее НДС в сумме более 88 млн. грн. СБУ прослеживает связь между заявлениями председателя Верховной Рады Владимира Литвина о якобы ведущейся за ним слежке и начатой проверкой предприятия». Не надо вникать в финансовые подробности, чтобы понять: спикер замешан в темную историю, связанную с упомянутым предприятием (порядок цифр – десятки миллионов). Чтобы отвлечь внимание, он делает «провокационное заявление».

Подведем промежуточные итоги публичной деятельности СБУ.

Во-первых, руководство Службы оказалось причастно к делу об отравлении Ющенко. Большей публичности трудно себе представить.

Во-вторых, СБУ обвинили в организации слежки за государственным деятелем (спикер Литвин). Служба в ответ обвинила Владимира Михайловича в использовании служебного положения в корыстных целях. И это все произошло на протяжении трех недель. Просто-таки феноменальная активность. А ведь мы еще не упомянули об эпизоде, связанном с задержанием на украинской границе генерала Владимира Кравченко. Служба готовится выдвинуть против него обвинения. Тоже достаточно резонансная и неоднозначная история. И вдобавок ко всему господин Дрижчаный озвучил инициативу о реформировании СБУ. «Совет национальной безопасности и обороны и Служба безопасности Украины предложили президенту Леониду Кучме создать Национальный разведывательный орган, на который было бы возложено выполнение функций разведки, которую сейчас осуществляет СБУ. Уже подготовлен проект указа президента о создании Национального разведывательного органа. С февраля этого года был создан департамент разведки, который пока действует в составе СБУ, но уже полностью готов к автономному функционированию. Создание Национального разведывательного органа является одним из трех направлений реформирования СБУ. Реформирование СБУ также предусматривает отделение от СБУ военной контрразведки и преобразование Службы в орган со специальным статусом и отказ от правоохранительных функций».

Где удобнее всего спрятать листок? В лесу. А что может лучше всего запутать ситуацию, как не реформирование той или иной организационной структуры? Да еще перед выборами? В сжатые сроки? В момент, когда все ищут бактериологическое оружие?

Мы не будем делать выводы. Скажем одно: когда спецслужба переходит в публичный режим деятельности, это свидетельствует отнюдь не об открытости данного специфического органа.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам