Жизнь в лучах софитов

«Цирк, цирк, цирк» – еще несколько десятилетий назад эти позывные как магнит притягивали и стар и млад под купол шатра. Яркие огни, громкий марш, красиво разодетые лошади с плюмажем, скачущие по кругу, развеселые шутники-клоуны с красными носами и в больших ботинках, заставляющие смеяться всех вокруг. Изящные гимнасты и гимнастки, легко перелетающие все подкупольное пространство, строгие дрессировщики и их звери – медведи, львы, тигры. Праздник царил повсеместно…

Но к концу прошлого века «дерибан» совкового имущества и хлебно-зрелищные руины не пощадили и этого представителя самого старого и массового вида искусства. Едва оправившись от экономической разрухи, киевский цирк как и его другие собратья вновь столкнулся со снижением интереса к себе. На смену живому восторгу от ловкости рук и ног артистов пришли захватывающие компьютерные спецэффекты, становясь от фильма к фильму все невероятней. Но мода на все искусственное со временем сошла на нет. И дети сейчас вновь с радостью встречают аплодисментами леопардов-наездников на лошадях, тигров под куполами и «акробатов на ремнях».

17 сентября Национальный цирк Украины презентует новый сезон своим маленьким почитателям и их родителям. Как отметил генеральный директор цирка Борис Заец на пресс-конференции, «каждый номер этой программы является уникальным в своем жанре». В первом отделении новой программы выступят харьковские «акробаты на баллонах», российские эквилибристы Московского цирка на Цветном бульваре им. Юрия Никулина с известным номером «Стрела». В этом же отделении зрителей порадуют дрессировщики экзотических животных: обезьян, удавов, страусов, крокодилов и многих других «от мышей до львов», в том числе и единственной в мире группы дрессированных дикобразов. Развлекать зрителей будут известные харьковские клоуны братья – Олег и Константин Герасименко.

Второе отделение традиционно посвящено хищникам – львам, тиграм, леопардам и пантерам. В этом году лауреаты многочисленных премий и наград, народные артисты СССР и Украины Владимир и Людмила Шевченко удивят посетителей цирка многими номерами с этими гордыми представителями кошачьего племени. Буквально несколько месяцев назад, в столичных газетах появились публикации об иезуитских методах дрессировок животных. Людмила Шевченко, комментируя эти статьи, подтвердила, что в Европе вся цирковая дрессура основана на электрошоке. На цирковых выступлениях в Монте-Карло было заметно, что на конце стеков дрессировщиков – резиновый наконечник, а у основания – утолщение под батарейки. Вся подобная «кухня» скрывается под якобы европейские гуманные методы обучения животных трюкам. Животные, говоря человеческим языком, подвержены своеобразной наркомании, и после электрошокового метода без конца начинают провоцировать дрессировщика для дополнительной порции эйфории. Людмила Шевченко припомнила случай об одной своей собаке, которая была не электрошоковой, а «осиной» наркоманкой – стоило ей увидать «полосатый мух», как псина начинала специально подставляться для укуса, и, заработав очередную порцию яда, валилась на пол и ждала «прихода» собачьего кайфа.

Владимир Шевченко в своей работе использует старые «дедовские» методы, опробованные его отцом еще до революции. В их основе тезис о том, что дрессировщик должен уметь сам справляться с животным без дополнительных приспособлений и оставаться хозяином положения. Пока животные молодые, они обучаются трюкам в игровой форме, за еду, за ласку легко исполняют даже сложные номера. Но по достижению зрелости наступает определенный момент, когда животное не хочет подчиняться, и укротитель должен подтвердить свое главенство в стае. Как это сделать – готовых рецептов нет, для каждого зверя нужно всякий раз «изобретать велосипед», ночи не спать и ломать голову – какой способ придумать для такой «звериной муштры». Другая особенность известных украинских дрессировщиков – в неспешности обучения. Например, семью дикобразов – один из гвоздей новой программы – Людмила дрессировала два года методом «память физических действий», когда, не спеша раз за разом, не особо умные колючие артисты за морковку повторяли требуемые действия. И соответственно запоминали свой номер гораздо лучше.

В этом году исполняется 129 лет со времени образования в Киеве стационарного цирка. 28 декабря 1875 года французский подданный Огюст Бергонье в своем имении на углу нынешних улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской, где ныне расположен академический театр русской драмы имени Леси Украинки, открыл стационарный каменный цирк. С тех пор он несколько раз менял его место расположения, пока в 1960 году не получил постоянную прописку на площади Победы.

Киевский цирк, получив статус Национального в 1998 году, ныне вынужден на практике осваивать рыночные отношения и учиться конкурировать с множеством других развлечений, которые появляются в столице день за днем. Руководство цирка в настоящее время занимается поиском самобытных артистов оригинальных жанров, которые могли бы стать узнаваемыми символами киевского цирка и могли бы прославить его как в ближнем, так и дальнем зарубежье. С обретением статуса улучшилось техническая база – обновлено световое оборудование, полностью укомплектованы балетные труппы и музыкальные коллективы. Осталось дело за малым: разыскать или воспитать нового Олега Попова или Юрия Никулина. Но с этим как раз «напряженка». Кроме семьи Шевченко, сколько-нибудь громких других имен украинцев с ходу назвать сложно. Многие акробаты, эквилибристы или жонглеры, едва собрав собственную программу, предпочитают со своим нехитрым реквизитом отправляться для работы в зарубежные передвижные труппы или цирки-шапито, благо их в Европе не счесть, платят там, как не крути, больше, и к такой кочевой жизни артистам не привыкать. Поменять в корне такую порочную практику пока не представляется возможным. И только с экономическим ростом в Украине, возможно, что-то изменится к лучшему.

Давно замечено: в периоды мощных социально-исторических потрясений в обществе разнообразные зрелищные формы играют все более заметную роль. При желании они даже могли придавать определенный вектор действий толпе. И в наши дни грандиозные помпезные празднества уже стали неотъемлемой частью жизни.

К лозунгу римской толпы «Хлеба и зрелищ!» еще в давние годы революционеры всех мастей приравнивали лишь справедливые пожелания народа лучшей жизни для себя. И представить существование люда без первого или второго компонента не берется ни один человек, стремящийся к власти. Даже в условиях жесткого террора при Сталине в 30-40 гг., когда закрывались лучшие театры, а на полке отлеживались гениальные фильмы, цирковое искусство только набирало силу и процветало. Власти поддерживали репертуар скоморохов по той причине, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики, и яркие представители этого вида искусства должны были служить подтверждением тезиса отца народов: «жить стало лучше, жить стало веселей».

В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность, а в 80-е пережил новый творческий подъем. Многие мои ровесники припомнят расцвет циркового искусства в «совке», припадающий именно на годы застоя, что объяснялось любовью Брежнева к атмосфере вечного праздника, коей так славится цирк. Не проходило и нескольких недель, чтобы в прессе не напечатали статью с очередной цирковой интригой или объяснением нового фокуса. Даже тайный брак его дочери с представителем известной цирковой династии иллюзионистов Игорем Кио не поколебал этой детской привязанности. Все последующие лидеры испытывали пристрастие к разным другим видам искусства, и со временем цирк сместился с главнейшего вида искусства и стал просто источником положительных эмоций – удивления и восхищения перед несомненной «ловкостью рук и никакого мошенничества»

Цирковая атмосфера – это что-то особенное. Попав туда, человек просто не может себе представить, что когда-то он жил какой-то другой жизнью. Из цирка люди не уходят, а остаются ему всегда верны. И, конечно, надо отдать должное профессионализму артистов – их таланту и работоспособности. Чтобы работать в цирке, надо им жить. И нужно в нем жить, а лучше всего там родиться и с детства впитывать в себя эту ни с чем несравнимую атмосферу. Язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов. Когда на пресс-конференции в цирке доселе чопорным и модным журналистам разрешили сфотографироваться с питонами, погладить маленьких нильских крокодильчиков и покривляться макакам, спесь с них как рукой сняло – на манеже стояли маленькие мальчики и девочки с горящими глазами, которым через десятилетия наконец-то разрешили заглянуть за кулисы и раскрыть тайну, откуда же появляется у фокусника в шляпе белый кролик.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам