Беслан: Post Scriptum

Каждый день из Беслана приходят цифры. Большие. Трагические. Не могу вспомнить случая в своей непродолжительной жизни, когда бы еще эти сухие арабские значки, которыми мы пользуемся в своей жизни ежеминутно, отзывались в сердце такой болью. Сколько их? Три сотни? Четыре? Какая, в сущности, разница, когда за этими цифрами стоят детские жизни. После случившегося принято размышлять о том, что жизнь продолжается, что время лечит, что человек ко всему привыкает. Горе этому миру, если мы привыкнем к такому…

Листая подшивку сегодняшней прессы, я натыкался на многочисленные обвинения в адрес российских властей, комментарии из-за рубежа, хронологию событий, размышления о том, как такое могло случиться. Каждая газета сочла своим долгом опубликовать фотографии с места событий: искалеченные тела, трупы на площадке перед моргом, гробы. Главный редактор российских «Известий» даже поплатился за это своим креслом. Все понятно – СМИ, они и на войне СМИ. Они должны быть информативны, интересны и продаваемы, а сегодня все еще откровенно мало кого волнуют проблемы повестки дня шестой сессии Верховной Рады Украины, разве что по долгу службы. Потому Беслан остается темой №1 публикаций подавляющего большинства средств массовой информации. Кстати, видимо, хорошо понимая это, парламентарии решили не заседать сегодня полный день.

Ну да я не об этом. Сейчас не хочется писать ни о политике, ни об аналитике. Хочется сказать что-то другое. Думаю, никто не станет отрицать того факта, что Украина восприняла горе соседей как свое собственное. И не потому, что, по сообщениям информагентств, среди погибших есть этнические украинцы. Было бы полной нелепостью предполагать, что те, кто в эти дни приносит к российскому посольству свечки и цветы, имеют подобную мотивацию. Здесь кроется что-то большее.

Тем более что далеко не одна Украина так близко восприняла бесланские события. Вчера в Интернете, через различные средства общения, было распространено такое сообщение: «Сегодня день траура. Давайте сделаем, как сделала молодежь в Италии (договорились в определенный час поставить свечку на подоконник, передали информацию smsками, и на подоконниках итальянских домов позавчера горели свечки в память погибших в Беслане). Поставь СЕГОДНЯ В 21.00 свечку на подоконник, и пусть она горит в память погибших взрослых и деток в этом ужасном теракте! Передай, пожалуйста, эту информацию другу/подруге». К сожалению, из официальных источников ничего о подобной акции итальянской молодежи не сообщалось. А ведь, по некоторым данным, то же самое сделали и молодые поляки.

Свои соболезнования, негодование и осуждение выразили многие государства. В том числе, и арабские. Сегодня, например, об этом заявил глава представительства Лиги арабских государств в Москве Саид аль-Барами. «Я хочу выразить соболезнование российскому народу в связи с огромной трагедией, развернувшейся в североосетинском городе Беслан. Мы, несомненно, осуждаем этот теракт, который был направлен против детей, против гражданских лиц, против невинных людей», – сказал аль-Барами. «Террористы, которые совершили этот бесчеловечный акт, несут ответственность за убийство детей, женщин, мужчин – всех, кто погиб в этой трагедии». Он также отметил, что в эту трудную минуту все арабские страны заявляют о полной солидарности с Россией, и выразил уверенность, что «это испытание только усилит позицию России, ее решимость бороться с террором».

Правда, свечек там никто не зажигал. Ну да ладно. В конце концов, это не их традиция. Хорошо хоть, как Нидерланды и Франция, не стали задавать лишних вопросов. Что же касается свечей, то все же это в большей степени христианский атрибут. Наверное, не случайно именно таким образом на бесланскую трагедию откликнулись католические Польша с Италией и православная Украина. Без громких заявлений, без требований о возмездии, простые люди тихо зажгли тысячи свечей и помолились за невинно убиенных детей. И, видимо, не случайно на страницах все тех же средств массовой информации в последние дни время от времени появлялись строчки о молитве, фотографии молящихся женщин, чьи дети оказались в плену у безродных отморозков, у которых нет ни Бога, ни религии, ни каких-либо моральных принципов. В этот тяжелый момент миллионы людей вспомнили о Боге, что в современном мире случается крайне редко. И, видимо, права народная молва, утверждающая, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

В сегодняшнем номере «Газеты по-Киевски» Александр Иванов, побывавший накануне в посольстве России в Украине, пишет: «В Зале, где принимают соболезнования – очередь: вместе с киевлянами соболезнования выражают представители практически всех дипломатических миссий в Украине. Вспоминаю слова … о том, что у терроризма нет границ, и, глядя на скорбящих киевлян, думаю о том, что еще нет границ и у любви, милосердия и сострадания». Вряд ли можно сказать точнее.

Выйдя сегодня в минуту молчания на балкон, почему-то вспомнил слова Достоевского о том, что «красота спасет мир». Ошибся Федор Михайлович. Этот мир спасут милосердие и сострадание, способные объединить миллионы людей в разных странах. Не для борьбы. А для тихой молитвы.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам