Суицид во имя чего?

В фильме Эльдара Рязанова «Предсказание» к одному из главных героев приходит невысокий мужик в пальто (его играет Роман Карцев) с канистрой бензина.
— Мы тут посовещались и решили, что вы должны совершить акт самосожжения на Красной площади.
— Почему именно я?!
— Вы больше всего подходите…

В советские времена попытки самосожжения в центре Москвы были крайней формой демонстрации протеста. В новейшей истории, после Ирака и Чечни, канистру бензина заменил пояс шахида или грузовик, начиненной взрывчаткой. Одни называют этих людей террористами, другие – борцами за свободу.

В Украине, слава Богу, смертников-террористов пока не наблюдалось. Но попытки самосожжения по политическим или же квазиполитическим мотивам были. 19 апреля 2001 года прямо на заседании Верховной Рады представитель Народного руха Лилия Григорович в каком-то сомнамбулическом состоянии подошла к парламентской трибуне, достала флакончик с бензином и стала им обливаться. Затем, по одной версии, она не успела достать зажигалку из кармана. Ее коллега Михаил Ратушный не допустил второй попытки. По другой версии Григорович успела вынуть зажигалку и даже начала крутить колесико, но она не сработала. Причины, побудившие ее совершить такой поступок, сугубо политические. Лилия Григорович в такой экстремальной форме протестовала против неизбежной отставки правительства, возглавляемого Виктором Ющенко. 19 апреля более 280 народных депутатов признали работу Кабмина Ющенко неудовлетворительной. Никто уже не сомневался в том, что Виктора Андреевича отправят «на дембель». Национал-патриоты грозились вывести под стены Кабинета министров и парламента миллионы людей. Но не получилось. Ющенко не забыл поступок Григорович и включил ее в избирательный список «Нашей Украины». Ей досталось место чуть ли не в первой пятерке. Номер 6. Почетное место.

Еще одна попытка самосожжения по политическим мотивам была совершена в ноябре 2000 года. Лидер незарегистрированной организации «Самостийна Украина» Александр Башук, арестованный по обвинению в организации захвата здания ЦК Компартии Украины в Киеве, попытался сжечь себя в следственном изоляторе. Он обмотал себя туалетной бумагой, пропитанной подсолнечным маслом, сверху – еще одним слоем сухой туалетной бумаги и поджег. В результате получил сильные ожоги ног и груди. Мотив – протест против незаконного задержания.

21 августа 2004 года житель села Зеремля Барановского района Житомирской области Алик Асланов облился бензином и сжег себя перед зданием районной прокуратуры. На событие оперативно отреагировал сайт Виктора Ющенко, поскольку «автор» поджога агитировал за Виктора Андреевича. По словам руководителя избирательного штаба Ющенко в Житомирской области Павла Жебривского, Асланову, отцу пятерых детей, местное сельхозпредприятие задолжало три тысячи гривен и не собиралось возвращать этот долг. Руководитель предприятия отказался выделить своему сотруднику комбайн для обмолота зерна в счет долга и стал требовать 600 гривен оплаты.

Жебривский утверждает, что Асланов обратился к председателю райгосадминистрации Василию Дикому и получил грубый ответ: «ему дадут комбайн только после того, когда он прекратит собирать подписи и агитировать за Ющенко. Правдоискатель пошел в районную прокуратуру, но прокурора не застал, после чего одолжил 10 гривен и, купив на них бензин, совершил публичный акт самосожжения. Состояние человека, которому надо кормить семью, понять можно. Это шок. Его неадекватные действия вполне объяснимы, как это не цинично звучит. Труднее объяснить последующую раскрутку данного инцидента штабом Виктора Андреевича.

Ющенко официально обратится к президенту с требованием уволить генерального прокурора страны Геннадия Васильева в связи с актом самосожжения в Житомирской области. Спикеру парламента Владимиру Литвину и народным депутатам Виктор Андреевич предлагает безотлагательно рассмотреть вопрос о выражении недоверия генпрокурору. Ющенко также заявил, что политическая ответственность за случившееся ложится на премьер-министра Виктора Януковича и главу администрации президент Виктора Медведчука, «организовавших тотальный административный террор в пользу кандидата Януковича».

Возникает следующий вопрос: насколько морально и этично использовать подобные трагические случаи в предвыборной кампании? Конечно, есть желание любой ценой прорвать информационную блокаду. Команду Ющенко прессингуют и, как говорится, в войне все средства хороши. Но, наверное, в данном случае выбран не подходящий объект для реакции. В одном из своих интервью «Киевскому телеграфу» Виктор Андреевич сообщил, что в его избирательном штабе есть «группа быстрого реагирования». После житомирского инцидента ее надо переименовать в «группу поспешного реагирования». Мало того, что сразу же возникает устойчивый образ кандидата, поддерживаемого фанатиками (в данном случае я не имею в виду конкретный эпизод, а использую собирательный образ: Григорович+Асланов), так еще возникает соблазн «прославиться». Всегда существует определенное количество людей с суицидальными наклонностями. Исследования, проведенные психиатрами, показывают, что большинство попыток суицида изначально были спланированы с целью обратить внимание. Многие рассчитывали на то, что их в последний момент остановят. И вот кандидат в президенты создает достаточно сомнительный прецедент. Сразу же обращается к главе государства с требованием уволить генерального прокурора. Я не собираюсь защищать Геннадия Васильева, однако надо хотя бы соблюдать правила логики.

В начале месяца Виктор Ющенко требовал уволить генпрокурора за обыски в офисах компаний, принадлежащих Давиду Жвании. По многим телеканалам был показан сюжет, где крайне возбужденный Жвания требовал очной телевизионной дуэли с Васильевым. Понятно, что этот человек входит в ближайшее окружение Виктора Андреевича и ему хочется его защитить. Но зачем именно Ющенко комментировать данный, весьма неприятный сюжет? Это что, его уровень? Выступать в роли защитника пусть и своего, но бизнесмена?

А с какого перепугу требовать отставки прокурора за попытку самосожжения в Житомире? Надо же увольнять за что-то одно. Поскольку сегодня, по признанию самого Виктора Андреевича, на него работают 100 000 агитаторов, то вполне вероятно, что кто-то из них попытается решить свои проблемы с помощью крайних форм протеста. И каждый раз Ющенко будет требовать отставки генерального прокурора или кого-то еще? Кто контролирует действия Виктора Андреевича? И контролирует ли вообще?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам