Много шума

24 августа все сознательные украинцы будут отмечать День Независимости. Как известно, именно в этот день был принят судьбоносный для Украины «Акт провозглашения независимости». В то же время стоит обратить внимание, что это случилось в ходе внеочередной сессии Верховной Рады. Первой в истории нашего парламентаризма. С тех пор Рада использовала это право, которое дано ей Конституцией и зафиксировано в Регламенте, не часто. А точнее всего два раза: в августе 1997 года, когда ВРУ оказалась перед возможностью роспуска (кстати, спикером тогда был нынешний кандидат в президенты Александр Мороз), и в феврале текущего года, когда внеочередная сессия продлилась буквально несколько часов и плавно перетекла в очередную.

И вот не прошло и полгода со времени последнего такого прецедента, как некоторые политические силы вновь заговорили о необходимости собраться раньше срока. В «чертову пятницу», 13 августа, глава избирательного штаба кандидата в президенты, лидера блока «Наша Украина» Виктора Ющенко Александр Зинченко заявил о необходимости инициировать созыв внеочередной сессии Верховной Рады. Цель данного действия, по мнению Зинченко, заключается в том, что в обществе накопилось слишком много «взрывоопасного материала». При этом он добавил, что имеет в виду силовое давление на представителей оппозиционных сил в преддверии выборов. Почему оппозиционные проблемы глава ющенковского штаба сравнил с проблемами всего общества, он не объяснил. Зато тут же любезно раскрыл мотивы своей инициативы. «Сессия требуется для того, чтобы власть поняла, что она подконтрольна», – без обиняков заявил Александр Алексеевич. И не менее откровенно добавил: «В условиях неравных возможностей для кандидатов в отношении доступа к СМИ проведение внеочередной сессии парламента позволит донести до людей точку зрения, альтернативную власти».

Однако ни в Конституции, ни в Регламенте Верховной Рады Украины о желании «контролировать власть» и созыве с этой целью внеочередных сессий ничего не сказано. Как не сказано и об использовании трибуны в качестве средства массовой информации. А сказано там следующее: «Внеочередные сессии Верховной Рады Украины, с указанием повестки дня, созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее трети народных депутатов Украины от Конституционного состава Верховной Рады Украины или по требованию Президента Украины» (ст. 83 Конституции Украины).

Но это еще не все. Статьей 2.3.2 Регламента Верховной Рады Украины устанавливаются основные черты процесса созыва внеочередной сессии. В частности, в первой части этой статьи указано следующее: «Мотивированные предложения о созыве внеочередной сессии Верховной Рады, подписанные инициаторами, посылаются Президиуму Верховной Рады с указанием вопросов и, при обычных обстоятельствах, с проектами документов, рассмотрение которых предлагается». Далее, во второй части: «Внеочередная сессия Верховной Рады при обычных обстоятельства созывается не позднее десяти дней после поступления предложения о ее созыве. Постановление Президиума Верховной Рады о созыве внеочередной сессии Верховной Рады публикуется не позднее трех дней до ее открытия с указанием вопросов, которые предлагается вынести на рассмотрение внеочередной сессии».

Мы сознательно подчеркнули места, в которых неоднократно указывается на то, что в соответствующей инициативе должны быть четко указаны вопросы, которые планируется вынести на рассмотрение внеочередной сессии. Эти вопросы должны быть разосланы членам Президиума, а также заранее народным депутатам, о чем говорится в ч.2 ст. 2.3.1 Регламента Верховной Рады. Соответствующая информация должна быть также опубликована в газете «Голос Украины».

Однако на момент заявления Зинченко у «нашеукраинцев», судя по всему, не было ничего из необходимых предпосылок, кроме желания «контролировать власть» и донести до людей некие «альтернативные» мысли, что на сегодняшний день (и в частности, из-за нежелания оппозиции провести политическую реформу) тяжело вписывается в рамки парламентских полномочий. В частности, предмет рассмотрения сессии он очертил исключительно гипотетически, рассказав, что это может быть оценка приватизационных процессов, а также «грубые нарушения в ходе избирательной кампании». Зинченко вдруг сообщил, что штаб Виктора Андреевича подал в ЦИК 92 обоснованных, документально подтвержденных жалобы о нарушении хода выборов, однако на сегодня Центризбирком отреагировал только на одну из них, которую глава избирательного штаба назвал «самой безобидной».

При этом, по мнению Зинченко, никаких проблем с созывом внеочередной сессии возникнуть не должно, ибо 23-24 августа большинство депутатов Верховной Рады будут находиться в Киеве, и в эти дни «не составит труда» собрать необходимое число подписей для созыва внеочередной сессии, после чего она может состояться в течение нескольких дней.

Поясним неискушенному читателю: «необходимое количество подписей» подразумевает, как можно увидеть чуть выше, 150 депутатских автографов (треть конституционного состава ВРУ). Численность депутатов во фракциях, которые обычно принято считать оппозиционными и которые периодически выступают ситуационным союзом – «Наша Украина», СПУ и БЮТ – насчитывает 139 человек. Это при условии, что они поддержат полным составом, который даже в дни главного праздника Украины собрать будет весьма непросто. В такой ситуации на помощь бунтарям могли бы прийти фракции коммунистов, аграриев, НДП, а также группа «Центр». Однако в этом случае главный вопрос – зачем им это нужно? – все равно остается открытым. Тем более что часть депутатов в своих комментариях «Версиям» указали на то, что они вообще ничего не слышали о подобной инициативе.

И здесь возникают еще два вопроса. Даже если необходимое количество подписей собрать удастся, то, во-первых, в какие сроки это произойдет? Ведь согласно регламенту, Президиум должен принять соответствующее решение в десятидневный срок. Судя по всему, сбор подписей еще не начался, а время идет. Согласно Конституции, очередная сессия ВРУ должна начаться 7 сентября. Если подписи будут собраны, скажем, к 26 августа, то после 10 дней, которые есть у уполномоченных лиц на принятие соответствующего решения, до начала очередной сессии останется ровно два дня. А это, само по себе, не самый лучший стимул даже для ситуационных союзников бросать свой отдых и нестись в Киев. Во-вторых, для проведения сессии в любом случае необходим кворум, составляющий половину конституционного состава парламента, то есть 226 нардепов. Можно усомниться в том, что такое количество народных слуг захочет во что бы то ни стало бросить свой отдых и ринуться в Киев для форсированного участия в чужой игре.

А то, что игра эта действительно чужая подтвердил сам Зинченко, который, как уже указывалось выше, честно в этом признался, заявив, что данное действие необходимо политической силе, которую он с некоторых пор представляет, прежде всего, с целью получить парламентскую трибуну для своих предвыборных дебатов.

Поэтому, видимо, можно согласиться с утверждением политолога Костя Бондаренко о том, что «в данном случае – это только очередной информационный повод». «В первую очередь, – с точки зрения политолога, – таким образом они привлекают внимание к работе избирательного штаба и дополнительно рекламируют свою политическую среду». Бондаренко также не увидел никакой необходимости в том, чтобы созывать внеочередную сессию аккурат после Дня Независимости, раздувая таким образом «из политической мухи политического слона»: «Какой смысл созывать внеочередную сессию, если буквально через неделю начинается очередная сессия?». И это притом, что «пока нет видимости ни государственного переворота, ни каких-то других событий, требующих вмешательства депутатов, политическая жизнь в Украине находится в нормальном политическом русле».

В то же время он отметил, что «это не сложно – собрать 150 подписей, проехать по южному берегу Крыма…» Тем более что «в данном случае есть еще некоторые фракции, которые все больше и больше играют в «золотую акцию» и заигрывают как с оппозицией, так и с властью. Это как минимум три фракции: группа «Центр», НДП и аграрии». Но вот что касается кворума, «то с этим будет уже посложнее – многие депутаты отдыхают за пределами Украины, многим депутатам придется возвращаться, прерывать отпуск, и я не думаю, что они согласятся на то, чтобы сейчас проводить внеочередную сессию, тем более что видимого повода, весомого повода, в первую очередь, они не видят», – заключил Бондаренко.

При всем при этом есть и еще одна любопытная деталь, на которую в своем комментарии «Версиям» указал политолог: «Как пишут газеты, для него (президента – Авт.) сейчас пишется обращение, с которым он должен выступить то ли накануне Дня Независимости, то ли в ходе празднований. Скорее всего, оно будет касаться необходимости проведения конституционной реформы. Возможно, будут какие-то новые идеи и, возможно, что тогда оппозиция найдет в лице Леонида Кучмы союзника, который также может настаивать на проведении внеочередной сессии исключительно для того, чтобы до середины сентября завершить политреформу». Однако, «в данном случае мотивация проведения внеочередной сессии у оппозиции и у Кучмы будет совершенно разной».

Любопытно же здесь не только само предположение, высказанное г-ном Бондаренко, но и то, что его косвенно подтвердил в своем комментарии «Версиям» постоянный представитель правительства в Верховной Раде Владимир Рыбак, который, в частности, сказал: «Я понимаю, если бы это был государственный вопрос: необходимо было бы рассматривать политическую реформу или там какое-то чрезвычайное происшествие произошло. Если же говорить о каких-то нарушениях избирательного законодательства в ходе кампании, то это не компетенция Верховной Рады, это компетенция Центральной избирательной комиссии. Поэтому я совершенно не вижу необходимости собирать внеочередную сессию».

«Основной политический и политтехнологический смысл такого заявления» перед нами раскрыл также большой знаток политических технологий, политолог Виктор Небоженко. Он, по сути, согласился с мнением своего коллеги Костя Бондаренко: «На самом деле, у политтехнологов это называется организация политического события». Имеется в виду, что «созвать внеочередную сессию парламента практически невозможно, но с точки зрения избирательной кампании, это именно тот информационный повод, позволяющий активизировать наступление оппозиции на провластного кандидата». Поэтому, по мнению Небоженко, это не более, чем «способ оппозиции обратить на себя внимание». Кроме того, Виктор Сергеевич также не смог найти весомой причины для такого действия. «Внеочередная сессия, с точки зрения политологии, может быть связана только с глубочайшим кризисом внутри общества, – сказал он, – то с тем, что требует немедленной законодательной инициативы и исправления чего-то очень важного. Ведь сессию собирают не для того, чтобы похвастаться, кто и как провел каникулы».

Народный депутат Виктор Мусияка, являющийся ныне внефракционным, заявил автору этих строк, что впервые слышит такую новость (как, кстати, и глава фракции Аграрной партии Екатерина Ващук). При этом, анализируя суть поведанного, он также недвусмысленно дал понять, что смысла в этой инициативе мало. Прежде всего, он обратил внимание на то, что нет «никаких оснований для того, чтобы за две недели до начала сессии вдруг собираться. 7-го числа мы соберемся на пленарное заседание следующей сессии. Хотите поднимать интересующие вопросы – пожалуйста». При этом он поразительно единодушно отметил то же, о чем говорили прежде наши уважаемые политологи: «Я думаю, что все эти предвыборные вещи идут, скорее всего, в контексте желания привлечь внимание, – сказал Виктор Лаврентьевич. И добавил, – Если речь идет о нарушении предвыборного законодательства, то закон предусматривает необходимые действия – нужно обращаться в суд». Можно предположить, что, являясь юристом, он как никто другой знает, о чем говорит.

В субботу, 14 августа, в ходе встречи с избирателями Николаевщины мысль о необходимости созыва внеочередной сессии также выразил кандидат в президенты Виктор Андреевич Ющенко, о чем сообщил его официальный сайт. Правда, говоря о мотивах такой инициативы, глава фракции «Нашей Украины» (от имени которой он, кстати, высказался), спаситель украинской нации оказался еще менее подробным, чем глава его избирательного штаба. «Мы за проведение внеочередной сессии, поскольку каждый день для нас – это день специального террора. Это касается как представителей бизнеса, так и местной власти, которые поддерживают оппозиционные силы», – заявил Виктор Андреевич. Далее он уточнил, что речь идет о концерне «Бринкфорд», последние действия прокуратуры в отношении которого он назвал «попытками власти продемонстрировать свою силу и запугать сторонников оппозиции», а также о дорожном инциденте с КамАЗом, который он охарактеризовал как «провокацию власти» и попытку «запугивания».

Какое это имеет отношение к работе Верховной Рады и необходимости внеочередного ее собрания, он так и не уточнил. Видимо, оппозиция уже настолько привыкла решать свои личные проблемы с помощью парламентской трибуны, что она готова уже делать это даже, так сказать, виртуально. Ведь, если не принимать во внимание вариант, предложенный Костем Бондаренко, при котором такое решение будет санкционировано действующим президентом, шансов воплотить свои слова в действия у нее, по большому счету, попросту нет. А уж по части делания большого шума из ничего нашим оппозиционерам равных нет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам