Обанкротить и забыть

Чем быстрее растет отечественная экономика, тем больше в стране банкротств. За первое полугодие Хозяйственными судами Украины возбуждено 4339 таких дел, что составляет 112% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, как открыто говорят специалисты, каждое второе предприятие, которое проходит процедуру банкротства, имеет признаки фиктивной неплатежепособности.

По официальным данным, за первые 6 месяцев текущего года окончено производств по 4034 делам. Общее количество дел, по которым вынесены постановления о признании должника банкротом – 3351. Для сравнения? за аналогичный период прошлого года постановлений было 2564. Но это цифры. А теперь возьмем факты.

По мнению заместителя начальника управления по банкротству, санации и реструктуризации Фонда государственного имущества Украины Николая Ловейко, украинское законодательство, регулирующее одноименные процессы, очень несовершенно. В частности, не урегулирован на законодательном уровне вопрос фиктивного банкротства. Это одна из причин, почему в последнее время прослеживается тенденция роста количества фиктивных банкротств.

Кроме того, г-н Ловейко отметил, что безотлагательного решения требует проблема обучения, лицензирования и системы контроля за деятельностью арбитражных управляющих (АУ). Действительно, многие из них в своей работе допускают грубое нарушение законодательства, как по причине «личной заинтересованности», так и из-за некомпетентности. Дело в том, что сегодня лицензирование АУ проводится, но на очень неудовлетворительном уровне.

Как пример, ФГИ называет случай, когда арбитражный суд во время процедуры банкротства крупного предприятия назначил арбитражным управляющим 23-летнего парня без соответствующего опыта работы. В результате этого процедура санации предприятия длилась 2 года, хотя согласно законодательству она должна идти 12 месяцев.

К слову, в 2004 году арбитражным управляющим выдано уже 411 лицензий. Многие из них прошли обучение в специальных центрах, организованных министерством экономики и по вопросам европейской интеграции. За последние полгода договора были заключены с 22 учебными центрами, из который только 4 – государственные учебные заведения. Поэтому уровень знаний АУ вызывает ряд сомнений. Да и количество не только пока не перетекает в качество, но и является недостаточным. Скажем, на сегодняшний день лишь в управлении Фонда госимущества находится около 1 тыс. предприятий, в которых есть государственная доля. Из них 325 предприятий находятся в стадии банкротства. А сколько банкротятся «частных лавочек» самого разного пошиба: от фирмочек-однодневок до солидных заводов. Последние иногда становятся жертвами «приватизации под банкротство». То есть их либо выкупают с далеко идущей целью убрать с рынка, дабы они не конкурировали с другими аналогичными производствами, либо наоборот специально банкротят для снижения цены.

Если же говорить о причинах такого положения дел – недостатках законодательства, то попыток его исправить в последнее время было предостаточно. Скажем, в настоящее время, парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности работает над законопроектом «О внесении изменений в закон Украины «О банках и банковской деятельности». Авторы стремятся усовершенствовать полномочия ликвидатора банка, очередность удовлетворения требований кредиторов в банке, порядок оплаты расходов, связанных с процедурой ликвидации банка. Например, с целью защиты интересов вкладчиков и прочих кредиторов банка его ликвидатор может принимать кредиторские требования в течение двух месяцев вместо одного. Ожидается, что продление срока вдвое позволит уменьшить количество судебных споров.

А на финише сессии Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (относительно права участия акционеров в процессе производства по делу о банкротстве их предприятия)».
Законопроектом предлагается включить в круг субъектов ликвидационной процедуры предприятия-должника, которые могут принимать участие в процессе восстановления его платежеспособности или признании банкротом, уполномоченное лицо акционеров. До этого фактические владельцы предприятия-банкрота оказывались во многом больше зрителями, чем участниками процесса. Впрочем, критики проекта говорят, что он лишит АУ свободы действия и поставит под контроль структур, которые, возможно, и есть зачинщиками умышленного банкротства. Или виновны в нем из-за своей неграмотной бизнес-деятельности.

Еще один проект на данную тему был проголосован летом в первом чтении: «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обязательств должника)». Согласно ему, с целью восстановления платежеспособности должника, план санации может содержать и мероприятия по переведению обязательств банкрота в ценные бумаги. Согласно проекту, это будет происходить путем выпуска на сумму обязательств облигаций (кроме облигаций, которые могут быть конвертируемы в акции акционерных обществ). Порядок переведения обязательств обществ в ценные бумаги будет устанавливаться Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Законопроект подержало 300 народных депутатов, и он, скорее всего, будет принят. Это означает, что в скором времени на рынке появятся ценные бумаги аутсайдеров.

Однако все это касается конкретно процедуры банкротства, а не мер по предотвращению его умышленных «видов». Скептики полагают, что в действующем законодательстве как раз и не выписаны меры по координации усилий центральных и местных органов власти в вопросе избежания краха стратегических предприятий и согласовании правовой базы по вопросам банкротства с законодательством по вопросам приватизации. А существующая схема назначения и увольнения арбитражных управляющих, а также контроля за их деятельностью делает возможным наживаться на бедах предприятий в ходе процедуры их ликвидации.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам