Реверс "Япончика"

Возвращение вора в законе «Япончика» из Америки в Москву было обставлено с подобающей пышностью. Со взлетного поля вначале была выпущена ложная колонна из двух микроавтобусов Chevrolet, за которой погналась пресса. Затем Вячеслава Иванькова посадили в бронированный микроавтобус и в сопровождении 15 автомобилей со спецназом повезли по обезлюдевшему на это время Ленинградскому шоссе в следственный изолятор «Матросская тишина». Даже Путин не ездит с такой помпой. Возникает вопрос: неужели 64-летний авторитет действительно столько значимая фигура в уголовном мире?

Тяжелое детство, деревянные игрушки…

Еще полвека назад никто не мог подумать, что прозвище «Япончик» не останется в истории как воровское «погоняло» знаменитого одессита, а обретет гораздо боле современное звучание. Биографы Иванькова сообщают, что детство и юность будущего авторитета вряд ли можно назвать счастливыми. Ему не улыбнулось семейное благополучие. Отец часто прикладывался к стакану. Как значилось в соответствующих документах вытрезвителей, Иваньков Кирилл «регулярно злоупотреблял алкогольными напитками, лечился в психиатрических больницах». В начале 50-х он и вовсе оставил семью. Мать отличалась мнительностью, была чрезмерно брезглива и до скандальности аккуратна. Могла без причины по несколько раз перестирывать свои вещи. Проглаживала утюгом денежные купюры, чтобы не заразиться через них какой-либо болезнью. В общем, семейка была с явным «сдвигом по фазе».

Все это не могло не отразиться на характере Иванькова. Он оттаивал от семейных неурядиц только на тренировках в спортзале – занимался в секции вольной борьбы. Самостоятельно изучал джиу-джитсу. После восьмого класса поступил в цирковое училище. Это было в начале шестидесятых. Своей специализацией выбрал воздушную гимнастику, быстро добился результатов, но тут его постигла неудача: во время тренировки упал с трапеции, получив закрытую травму черепа. Вторая травма головы случилась после того, как Иванькова сбила автомашина.

Он вынужден был бросить цирк и устроиться в комбинат бытового обслуживания слесарем, а затем стал бригадиром приемщиков, учился в вечерней школе. На двадцать первом году жизни Вячеслав Кириллович стал мужем Лидии Айвазовны, красавицы ассирийки российского происхождения. В кругу друзей его в шутку стали именовать «ассирийским зятем».

Вскоре оказалось, что бывший воздушный гимнаст обладает талантом «щипача» – карманного вора. «Япончик» начинает самозабвенно чистить карманы прохожих и в 1965 году попадает в отделение милиции по месту жительства за попытку совершения карманной кражи. Как явствует из протокола, «при задержании оказывал сопротивление сотрудникам милиции, буйствовал».

Его направляют для прохождения стационарной судебно-психиатрической экспертизы в больницу имени Кащенко, где и устанавливают диагноз: «страдает хроническим психическим заболеванием в форме шизофрении, невменяем в отношении инкриминируемого ему деяния, нуждается в направлении на принудительное лечение». В больнице на экспертизе Иваньков находился с 5 апреля по 18 июля 1966 года. В марте 1967 года экспертная комиссия с участием профессора Лунца пришла к заключению, что «Иваньков В. перенес шизофреноподобный психоз травматического генеза, течение которого было обусловлено психогеннотравмирующими воздействиями. Из психопатического состояния он полностью вышел». И 19 февраля его выписали…

«Человек-оркестр»

Но из больницы вышел уже не просто карманный вор, а будущий вор в законе, на которого положил глаз «косивший» в том же лечебном заведении под психа уголовный авторитет «Монгол». Для Иванькова начинается новая жизнь. Как сказано в справке МВД СССР, «в январе 1972 года в Москве была разоблачена организованная преступная группа, возглавляемая Карьковым Геннадием Александровичем, 1930 г.р., известным «вором в законе» под кличкой «Монгол» (ныне покойный). Наиболее активными участниками преступной группировки Монгола были Иваньков Вячеслав Кириллович, 2 января 1940 года рождения, уроженец Москвы, уголовная кличка «Япончик», и Быков Владимир Васильевич, 1937 года рождения, уголовная кличка «Балда». Последний был приговорен к 13 годам лишения свободы».

«Япончику» удалось уйти от наказания благодаря своему диагнозу. После СИЗО он развелся с женой и занялся новаторским криминальным бизнесом для того времени – рэкетом. Почерк «ассирийского зятя» и его команды можно проследить, скажем, на свердловском деле. Там джентльмены удачи заставили поделиться крупными теневыми доходами нескольких цеховиков и антикваров. Деньги вымогались у них под предлогом взимания долгов, которые потерпевшие якобы не возвращали определенным лицам. Кстати, такая форма рэкета была применена «Япончиком» одним из первых в России.

В числе потерпевших был коллекционер-филателист. «Япончик» и два его сообщника изрядно «поработали» над своим клиентом. Выбивая деньги, они приковали его к водопроводной трубе в ванной комнате. Когда от боли жертва теряла сознание, ее обливали водой и продолжали пытку. В конце концов пообещали, что последней процедурой для него будет купание в ванне с кислотой. Балда притащил огромную бутыль. Ядовитая жидкость, испаряясь, забулькала по эмали. Тогда коллекционер сломался и подписал три расписки, каждая на 20 тысяч рублей. На общую сумму по тем временам можно было купить несколько автомобилей «Волга».

Но Иваньков не учел одного: после его ухода «цеховик» дополз до телефона и позвонил в милицию. Благодаря его заявлению было начато следствие. Оперативники нашли свидетелей, по показаниям которых можно было возбуждать уголовное дело. Была получена санкция прокурора на задержание и арест «Япончика». Это был один из первых арестов в голливудском стиле. За полчаса до задержания кто-то предупредил Иванькова, и он удирал от погони на «Жигулях», а за ним гнался на «бобиках» весь МУР. Московские дороги были перекрыты, на улицы вывели солдат, по «Жигулям» стреляли. 29 апреля 1982 года народный суд Люблинского района Москвы приговорил Иванькова к четырнадцати годам лишения свободы.


Американское будущее и украинские параллели

В тюрьме Иванькова «короновали». Он пережил там ГКЧП, развал Союза и смену формаций. В начале 90-х за него стали просить уважаемые люди. В банде «Япончика» вырос и возмужал некий Отари Квантришвили («карточный гроссмейстер» 80-х, один из самых известных советских катал), ставший в последствие крупным российским бизнесменом. Пять лет назад его убили. На пышных похоронах плакали «ах какие люди», а Иосиф Кобзон говорил проникновенную речь. Думается, что и у самого Иванькова связи были не хуже.

Интересно другое – на досрочном освобождении особо опасного рецидивиста настоял заместитель председателя Верховного суда России, председатель коллегии по уголовным дела ВС РФ Анатолий Меркушов. Это дедушка Ларисы Щипцовой-Романовой – наркоманки и активистки организации НРА (Новая революционная альтернатива), осужденной за подрыв памятника Николаю II в Мытищах и минирование памятника Петру I в Москве. Следует заметить, что муж Ларисы Илья Романов проходит главной фигурой в так называемом деле «одесских комсомольцев-террористов» (большая часть которых – вовсе не одесские комсомольцы), который обвиняют в ограблении ювелирных магазинов, хранении оружия и нападении на сотрудников правоохранительных органов. Именно Данилов признался в непосредственном исполнении взрыва 21 октября 2002 года возле здания СБУ в Киеве.

Но это так, к слову. Во всяком случае, в 1991 году Иваньков вышел из тюрьмы. А в феврале 1992 года лично во время ссоры в одном из московских ресторанов, что в Кузьминках, практически в упор из пистолета Макарова застрелил двух турецких граждан, третий турок был тяжело ранен, но выжил.

Этот эпизод и предъявляет ему в данное время следователь управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы Сергей Мисюра. Возможно, в то самое время, когда читатели читают эту статью. А в далеком 1992 году «Япончик» не только убил двух турок, но и выехал в страну всепобеждающей демократии – США. Очень странно, что ЦРУ, ФБР и иммиграционная служба не знали, какой человек к ним едет. Есть предположение, что в демократическом обществе тоже имеет место коррупция, которая заставила чиновников той же иммиграционной службы не присматриваться к обратившемуся за визой гражданину Иванькову.

История отъезда «Япончика» за океан такова: в марте 1992 года он нелегально выехал в поселок Веселый Ростовской области, прописался в общежитии и через советско-американское предприятие «Приоритет» подал обращение в консульское управление МИД России. Там он получил загранпаспорт для выезда по маршруту: «Москва-Пекин-Будапешт» и 300 долларов США. Одновременно он обращается в посольство США, чтобы получить визу на въезд в эту страну. Скрывает судимости, искажает дату рождения, домашний адрес, место работы, номера домашнего и служебных телефонов. Тем не менее, его вопрос решается положительно. Он покидает пределы России. Спустя месяц после его успешного отбытия за границу СП «Приоритет» самоликвидируется.

В Бруклине «Япончик» развернулся в «полный рост». Как свидетельствуют эксперты, он руководил всеми мероприятиями, связанными с продажей наркотиков в Европу через Россию. Имел свою долю с нефтебизнеса в СНГ, также вложил значительный капитал в бразильскую промышленность по обработке драгоценных камней, скупал недвижимость по всему миру.

Но попался на любимом деле выбивания долгов из российских бизнесменов, окопавшихся в США. В частности заставил двух деляг Волкова и Волошина подписать расписку на $3,5 млн. в обмен на освобождение похищенного в Москве престарелого папаши Волкова. Но когда папашу нашли мертвым, Волков заявил в полицию.

«Япончик» был арестован. Дальше сценарий разворачивался по законам американского правосудия. «Братва» для освобождения короля воров наняла лучших адвокатов. Среди них был Барри Слонтик, который в 70-х сумел освободить известного мафиози Джо Коломбо. На суде он был довольно убедителен, его речь произвела впечатление на суд присяжных. Ему удалось сделать так, чтобы вина пала на Волкова и Волошина. Обвинение против «Япончика» было довольно неустойчивым. Кроме заявлений потерпевших Волкова и Волошина, не было никаких доказательств. «Япончик» не был в ресторане, когда их заставили подписать расписку, при нем не нашли оружия. Иванков отрицал и то, что он организовал убийство отца Волкова в Москве.

Но ФБР удалось заставить одного из членов группировки Иванькова донести на патрона. Это был Леонид Абелис. Поскольку в США существует программа по защите свидетелей Абелиса уговорили обменять признательные показания на приговор 3 года условно и пожизненное обеспечение охраной, пенсией и жильем в неизвестном для подельников месте. В результате Иваньков получил 9 лет и 7 месяцев. 13 июля 2004 года он был освобожден и депортирован в Россию.

P.S. Что измениться в России и СНГ после возвращения легендарного «короля воров»? Мнения на этот счет расходятся. Некоторые специалисты считают, что ничего. Россия за 10 лет отсутствия «Япончика» очень изменилась и старый авторитет стал скорее историей, чем ее современностью. Другие полагают, что списывать «Япончика» со счетов еще рано: в уголовных кругах он имеет непререкаемый авторитет и вполне может организовать собственный побег. Или передать на волю приказ устранить кого бы то ни было. Третьи полагают, что болезнь Иванькова настолько усугубилась, что его новым домом на долгие годы может стать не тюрьма, а больница. А легенды о его влиянии сильно преувеличены.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам