Потерянный электорат

…Мы встретились с ним случайно. На автобусной остановке. И в Праге. Умиротворенный видами чешской столицы, пивом и запеченным вепревым коленом, я ждал автобус. Чтобы доехать до гостиницы и там переварить впечатления вкупе с яствами. Он,чем-то озобоченый, как выяснилось, тоже добирался домой. Но разницы между нами не было. Потому что по большому счету дом у нас был и остается один – Украина, из которой я поехал в турпоездку, а он – на заработки…

Когда я на специальной табличке попытался узнать, когда точно отходит мой автобус (в Чехии, по крайней мере, в Праге – о, ужас! – рейсовые городские автобусы ходят по расписанию, которое неукоснительно соблюдают), он сам помог мне. А потом поинтересовался, какая погода в Украине. И сообщил, что он – из Житомирской области, но работает в Чехии и имеет там с местным чехом совместное («сполечне») предприятие. И когда в моем взгляде мелькнуло какое-то недоверие (как для «капиталиста» он был сильно небрит, слегка помят и одет, как говорится, не от Диора), он сообщил, что вчера «трохи того». А потом поведал, что уже год не был дома, так как «некогда», а Чехия «эта самая» с 1 мая вступила в Еевросоюз и непонятно, как теперь в нее въехать, если она этого не захочет. «А работая здесь, я все же могу посылать домой долларов по 200. Вы же понимаете, что для моих это деньги?», – сказал он. Мы поговорили о разной чепухе. О том, что работать в Чехии трудно. О том, что «здесь все держит мафия украинская, точнее русские сверху, а украинцы снизу». О том, что полиция зверствует, если ее довести. А я спросил ни к селу ни к городу: «А за кого голосовать будете на президентских выборах?» «А кто там есть? За кого можно голосовать?» – спросил в свою очередь он…

…И я понял. И не только проблемы этого «капиталиста», «сполечность» которого с чехом проста, как угол любого пражского дома: чех – хозяин, украинец из Житомирщины – работник. Но и то, кого имел в виду председатель Центральной избирательной комиссии Украины Сергей Кивалов, который заявил, что нелегалы-украинцы, работающие за границей, должны голосовать на выборах президента осенью этого года. Г-н Кивалов считает, что право принять участие в выборах имеют практически все граждане Украины, находящиеся за пределами страны. «В законе о выборах президента есть статья о том, что проголосовать на выборах имеют право те граждане, которые законно пересекли границу, то есть это практически все, и неважно, если у него осталась неделя, или просрочена виза, или он поехал по турпутевке и там остался – он имеет право», – заявил глава ЦИК в прямом эфире на «Радио «Эра-FM» 8 июля сего года.

Кивалов также напомнил, что на сегодня за рубежом проживают миллионы украинцев. «Сегодня ЦИК занимается этой проблемой, чтобы разъяснить, как быть с ними. К сожалению, в законе не все отражено, не все моменты учтены, а нужно находить возможность, чтобы граждане Украины имели возможность реализовать свое право и находясь за границей», – подчеркнул он. По его же словам, ЦИК намерен разработать рекомендации по этому вопросу. Глава ЦИК напомнил, что «закон обязывает координировать работу» по предоставлению возможности проголосовать на выборах гражданам, живущим за границей, консульские и дипломатические представительства Украины за рубежом.

Однако не уразумел я кое-чего другого. Во-первых, искренен ли был г-н Кивалов, делая свое прогрессивное, совершенно правильное и абсолютно ложащееся в канву требований «прозрачных, демократичных, справедливых и лишенных вмешательства админресурса» президентских выборов? Во-вторых, понял ли Сергей Васильевич, какую электоральную бомбу он может взорвать, подкладывая свинью одному из самых рейтинговых кандидатов в президенты страны и оказывая бесценное подспорье – другому? И, наконец, в-третьих, будет ли у него возможность полностью выполнить упомянутые им же нормы закона о выборах президента Украины, если некоторые участники президентской кампании с калькулятором в руках разберутся, что почем, в частности, кто за кого будет голосовать «за бугром», если им предоставить такую возможность.

А исходные условия для таких подсчетов таковы.

Первое: сегодня за границей Украины по самым скромным подсчетам работают легально, но больше нелегально, свыше трех миллионов ее граждан. По нескромным подсчетам – около 5 миллионов. Это все – люди, являющиеся избирателями, так как дети и пенсионеры вряд ли имеют возможность отправиться за длинным долларом, евро или каким-нибудь диковинным песо в страны Европы или обеих Америк: во все эти канады, испании, португалии, греции, чехии с польшами.

Второе: на предыдущих выборах (не важно, парламентских или президентских) голосовать за границей имели право только граждане Украины, стоящие на консульском учете при украинских посольствах. Не важно, работали ли они легально в этих странах или просто оставили себе украинское гражданство, сменив страну обитания по семейным обстоятельствам, но они могли придти на избирательные участки, созданные при посольствах, и «голоснуть». Нелегалы же не только вряд ли хотели голосовать. Даже если бы они и захотели отдать свой голос кому-либо из украинских политических игроков, их в консульских списках учета не было, а значит, и голосовать они не могли. Точнее, все происходило, как в известном фильме Эльдара Рязанова «Гараж», где умильный герой Валентина Гафта очень доходчиво и символично объяснял неразумным сочленам гаражного кооператива: «Что-что, а право вы имеете…» Другими словами, наличие любого права человека без возможности его реализовать этим самым человеком – чистой воды фикция. А призывы реализовать это право и ссылки на него в пылу политической полемики – это демагогия и популизм, не очень ароматно пахнущие спекуляциями. И где-где, а в МИД Украины это отлично знают: никаких новых инструкций по поводу обеспечения новых возможностей для более широкого и полного волеизъявления наших сограждан за границей они пока не получали. А если и получали, то молчат об этом…

Третье и, пожалуй, самое главное: опыт предыдущих избирательных кампаний показывает, что голосующие за рубежом граждане Украины отдают свои голоса в основном за представителей оппозиции. Даже рядовые работники посольств редко пылают любовью к официальным властям и их ставленникам на выборах, несмотря на то, что они полностью зависят от своих посольских начальников, а те, в свою очередь, – от начальников в Киеве, требующих «правильную цифирь». Ну, так уж сложилось, что после каждой такой электоральной гонки те послы, кто показывал «не правильные результаты», оставались без работы.

Изменилась ли картина электоральных симпатий в президентской кампании-2004? Вряд ли. Трудно представить себе среди современных остарбайтеров из Украины большинство сторонников лидеров Компартии Петра Симоненко, Прогрессивной соцпартии Наталии Витренко или Соцпартии Александра Мороза. Если только остарбайтеры эти, конечно, занимаются не экспортом революции, а нянчат детей, кладут асфальт, ремонтируют дороги, строят дома, собирают овощи и т. д. Не очень много среди уборщиков европейских отхожих мест апологетов и симпатиков украинского миллионера-кандидата Алксандра Ржавского. Или желающего покандидатствовать Михаила Бродского. Или диаметрально противостоящих национально озабоченных Богдана Бойко или Александра Базилюка.

Остается кто? Правильно – первачи гонки: лидер блока «Наша Украина» Виктор Ющенко и действующий премьер-министр Виктор Янукович. И не надо долго объяснять, почему симпатии избирателей-заробитчан окажутся на стороне оппозиционера Ющенко, а не на стороне Януковича.

И дело даже не в том, что против кандидата от власти Януковича будут работать провинности этой самой власти перед заробитчанами. Хотя и это очень важный момент, так как именно политика этих властей внутри страны привела к тому, что огромное количество ее граждан вынуждено искать лучшей доли за пределами Родины. Ведь не все же среди заробитчан – авантюристы и искатели легкой наживы. Большинство из них поехало тяжко трудиться, чтобы заработать на нормальное проживание, на новый дом, на обучение детей и т. д. И не в том дело, что, как утверждают, много заробитчан – из Западной Украины, где сосредоточен в основном электорат Ющенко. Статистика как раз утверждает, что с Украины на заработки уезжают равномерно во все стороны: кто на Запад, кто на Восток…

Вина нынешней украинской власти перед этими людьми еще и в том, что все они оказались в равных очень плохих условиях даже на заработках. Украинская власть не смогла даже обеспечить элементарные условия для облегчения жизни заробитчан. Сегодня Украина, например, не сделала ничего для облегчения даже перевода заработанных денег оставшимся дома родичам заробитчан. Остарбайтеры вынуждены передавать заработанное на Родину всеми возможными и невозможными нелегальными путями, рискуя вовсе потерять с таким трудом заработанные кровные. Нет у украинских остарбайтеров и возможности зарабатывать себе пенсию за рубежом и пополнять отечественный пенсионный фонд, ибо это не предусмотрено пенсионным законодательством Украины. Не позаботилось Украинское государство и о том, чтобы были заключены межгосударственные договоры о легализации заробитчан, об их медицинском обслуживании и страховании. Короче, претензий к власти у остарбайтеров – великое множество. А вот с оппозицией они вольно или невольно связывают свои надежды на улучшение не только своего будущего, но и настоящего…

…А если еще вспомнить то, что, по данным журналистов и «компетентных источников», наша оппозиция (в отличие от власти) уже установила тесные контакты с заробитчанами, посещает их, к примеру, с шефскими концертами или с элементарными политинформациями, то и совсем становится понятно, что вряд ли украинская электоральная кампания широко выплеснется за пределы «нэньки». А Сергей Кивалов сможет подсчитывать сотни тысяч голосов украинцев из Португалии, Испании, Греции или той же Чехии. Есть подозрение, что он может и хочет это делать, да кто же ему даст…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам