"Уши" для прокурора

26 мая пресс-служба Генеральной прокуратуры обнародовала выводы, сделанные Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз после исследования неизвестного предмета, обнаруженного в телефонном аппарате прокурора Шевченковского района Киева Сергея Нечипоренко. «Неизвестный науке зверь» оказался банальным «жучком». Это не первое подслушивающее устройство, найденное в кабинете ответственного должностного лица, и, возможно, не последнее.

Наблюдателей удивил сам факт обнародования данной информации Генеральной прокуратурой. По неофициальным данным, «прослушки» и ранее находили у других прокурорских работников, правда, во время специального обследования, но никогда об этом не информировали журналистов. Что же касается «жучка» из кабинета Нечипоренко, то его выловили случайно: 14 мая во время ремонта факс-аппарата было найдено неизвестное устройство, вмонтированное в электрический удлинитель.

Устройство направили на экспертизу, которая показала, что найденный механизм является радиоэлектронным устройством, которое применяется для передачи акустической информации на расстояние с помощью радиоволн. По факту незаконного использования радиоэлектронного оборудования для негласного получения информации в служебном кабинете прокурора Шевченковского района возбуждено уголовное дело. Расследование ведет прокуратура Киева. А нам, пожалуй, стоит рассказать о трех вещах: «жучке», прокуроре и зафиксированных до того аналогичных прецедентах.

Для начала о закладке. Классических способов передачи снятой информации два: посредством проводной связи и через эфир. Часто эти способы совмещают и комбинируют. Комбинированный способ заключается в том, что микрофон устанавливают в помещении, а передатчик с антенной выносится из помещения и работает на расстоянии. Так его труднее обнаружить радиосканером. Довольно часто передача сигнала идет по телефонной линии, когда жучок, установленный в телефонном аппарате, начинает «сливать» информацию после набора определенной последовательности тональных сигналов удаленным абонентом. Этот процесс идет без проявления признаков, которые мог бы отследить внутренний абонент. Вот с таким устройством, судя по всему, жил и работал молодой прокурор.

Другими словами, речь идет о банальной радиозакладке, которая «выслушивала» телефон и, возможно (хотя сомнительно), «мониторила» разговоры в кабинете. Если последнее предположение оправдается, то ситуация ухудшится: прокуроры, знаете ли, не имеют привычки многословить по телефону. А вот диалоги в служебном кабинете могли кого-то заинтересовать. Чтобы ответить на вопрос «кого?», сыщикам нужно выяснить, как появился факс в кабинете, кто имел к нему доступ и т.д. Согласно предварительной информации, аппарат остался от предыдущего прокурора (г-н Нечипоренко назначен на эту должность не так давно).

К слову, подслушивающие устройства чаще всего заносят в кабинет во время обновления оргтехники или в качестве подарков. Хрестоматийный пример такого рода – в 1945 году послу США в СССР Авереллу Гарриману пионеры подарили американский герб. Растроганный посол повесил подарок детишек у себя в кабинете. И лишь через восемь лет американцы узнали, что в гербе было установлено подслушивающее устройство.

Теперь о «пострадавшем». Сергей Игоревич Нечипоренко – один из самых молодых прокуроров в стране. Ему только 31 год. Уроженец Белгород-Днестровского. Выпускник Одесской национальной юридической академии. В органах прокуратуры работает с декабря 1998 года. И при этом сделал стремительную карьеру: от помощника прокурора Радянского района до старшего прокурора одного из управлений Генеральной, а затем – прокурора престижного Шевченковского района столицы.

Штат районной прокуратуры едва дотягивает до полутора десятков человек. При этом именно Шевченковская ведет расследование нескольких заказных убийств. Наиболее громких делом, которое завершил недавно Сергей Нечипоренко, было покушение на директора фирмы «Киев-Экспо» Владимира Плетина – одного из крупных столичных рекламистов. Его тяжело ранили, а 23-летнюю спутницу жизни Ольгу Тертычную убили. Интересная деталь: районная прокуратура рассматривала как основную версию «бизнес-разборки», а милицейское начальство настаивало на «бытовухе»: якобы влюбленную пару заказала бывшая супруга бизнесмена.

Впрочем, отношения молодого прокурорского начальника с другими «силовиками» вполне адекватны. А вот с политиками отношения не складываются. 29 апреля Шевченковский районный суд Киева удовлетворил жалобу народного депутата Петра Порошенко на Сергея Нечипоренко. Ранее главный «бюджетник» страны обратился к прокурору Шевченковского района с заявлением о факте совершения преступления заместителем председателя Государственной налоговой администрации. Заявление касалось пресс-конференции одного из замов ГНАУ, которое Порошенко расценил как вмешательство в деятельность народного депутата Украины «путем сообщения неправдивых сведений с целью создания негативного общественного мнения в отношении политического деятеля». Но Нечипоренко не обнаружил признаков соответствия действий налоговика статье 344 ч.2 Уголовного кодекса Украины. И тогда Петр Алексеевич потянул Сергея Игоревича в суд…

Впрочем, данная ситуация вовсе не означает, что подслушку вмонтировали в злосчастный факс бойцы-«НУдисты». Правда, учитывая, что в стране началась полоса спецопераций (вспомним недавнюю историю с «кассетным скандалом» от помощника Юлии Тимошенко Владимира Боровко), можно предположить довольно интересное развитие событий с прокурорским «жучком». При этом трудно сказать, рад этому факту Сергей Игоревич или не рад. Допускаю, второе. Не исключено, что ему самому интересно знать, кто же в действительности его «документировал». Однако, как показывает опыт предыдущих скандалов, найти концы еще ни разу не удалось.

В январе 2003 года прокуратура Киева возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 359 (незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации) Уголовного кодекса Украины по заявлению народных депутатов Украины Виктора Мусияки и Владимира Сивковича об обнаружении в их рабочих кабинетах подслушивающих устройств. «Жучок» был найден в результате проверки в плафоне осветительного прибора.

25 марта 2001 года в служебном кабинете городского головы Запорожья Александра Поляка, рядом с его рабочим столом, было обнаружено подслушивающее устройство. Злоумышленник поместил «жучок» за декоративной решеткой, прикрывающей батареи отопления, так искусно, что обнаружить устройство удалось только после тщательного осмотра кабинета мэра.

Наконец, по сообщению бывшего начальника департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ Григория Лазарева, после инцидента с Мельниченко помещения, занимаемые органами государственной власти, были проверены на предмет наличия подслушивающих устройств. В результате проверки, по словам высокопоставленного сотрудника СБУ, было обнаружено свыше полутора тысяч подслушивающих устройств. Вместе с тем, до сих пор нет достоверной информации относительно того, кто производил прослушивание госчиновников разных уровней и как использовалась полученная информация.

Что все это означает? Что страна движется путем технического прогресса. К слову, недавно аналогичные «жучки» были обнаружены на телефонных линиях представителей Франции и Германии в здании Совета Европы в Брюсселе. По факту обнаружения подслушивающих устройств проводилось расследование. Но тоже ничего не выявило…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам