Русский стандарт

Выборы в России закончились, но еще какое-то время все государства, так или иначе вовлеченные в орбиту российской политики, будут «переживать» это событие. Мы еще долго будем задумываться над тем, а что будет с Россией? Каков ее курс? С кем она? Потому что от ответа на эти вопросы зависит и выбор пути, по которому пойдет Украина. Если правильно поймет знаковость российских выборов.

Знак первый: в России прошли четыре кампании по выборам президента, но только Путин-2 смог продемонстрировать самый высокий результат поддержки. Для тех, кто спал в ночь с 14 на 15 марта, сообщаем, что за ВВП отдали свои голоса почти 67% россиян. Более того, рейтинг популярности Владимира Владимировича к концу первого срока не упал, а вырос: в 2000-м показатель успеха российского лидера составлял чуть больше 50%. Иными словами, это президент всей страны, а не отдельной ее части.

Знак второй: смена правительства как способ преодоления сопротивления региональных элит. На самом деле поддержка властью на местах инициатив Путина накануне выборов не была однозначной, и некоторые из них серьезно делали ставку на премьера — в случае, если заниженная явка помешает ВВП второй раз выиграть выборы. Однако резкая смена правил в разгар игры помешала подобным настроениям перерасти в уверенность.

Знак третий: выборы в России прошли еще до выборов. Неслучайно же электоральная пассивность всеми объяснялась тем, что «результат давно известен». Столкновение политико-финансовых группировок и передел состоялись задолго до 14 марта, что выразилось в экономических конфликтах (как с «ЮКОС»). Поэтому выборы только легализовали новое распределение сфер влияния.

Знак четвертый: результаты, полученные соперниками ВВП, четко показывают и то, каким образом будут строиться отношения в партийной сфере, и то, каковы перспективы развития «не единых Россий».

Исходя из этого, можно предположить, какова будет стратегия внешнего поведения страны, граничащей с Украиной. Она проста: способ получения Владимиром Путиным мандата-2 является главным индикатором новой политики РФ. Сам же ВВП на послевыборной пресс-конференции обозначил две главные задачи, которые необходимо решить в следующие четыре года. Первая — кардинальная реформа системы государственного управления и экономическая модернизация. Вторая — подготовка достойной смены. С первой проблем быть не должно (пока держится высокая мировая цена на нефть — отдельное спасибо американцам, развязавшим войну в Ираке, — Путин может гарантировать экономике стабильность).

Проще говоря, чем дольше США будут отстаивать свои интересы в Багдаде, тем увереннее в экономическом плане будет себя чувствовать Москва. Соответственно, это хорошее «самочувствие» будет распространяться и на страны Содружества. Владимир Путин, который все больше проникается идеей «Back in USSR», вряд ли откажется от претензий на роль лидера всего постсоветского пространства. Это надо учитывать, с этим следует считаться и по возможности использовать в собственных целях. Неслучайным в этом контексте видится рабочий визит Леонида Кучмы в Москву: украинский Президент первым лично поздравил российского коллегу с «огромным доверием народа».

Что касается пункта №2 путинского плана, то тут все еще сложнее. Не потому что у Владимира Путина нет никаких вариантов относительно будущего наследника. Уже сегодня российские и зарубежные аналитики говорят о том, что фигурой, на которую может поставить ВВП в 2008 году, будет Сергей Иванов. Смысл в другом: Путин как никто другой знает, с каким риском связаны подобные назначения. Чтобы его избежать, необходимо скорее воспитывать конкурента, нежели подбирать сменщика. Правда, этот подход подразумевает и существование оппозиции, в ее, скажем так, «некастрированном» виде. В случае же, когда у правящей коалиции нет соперников, конфликты по линии «власть—оппозиция» неминуемо перемещаются внутрь самой власти. И разборки происходят уже между членами единой, на первый взгляд, команды. К слову, именно так складывается ситуация и в Украине, где конфликты между отдельными группами пропрезидентского большинства гораздо более жестки и беспощадны, нежели между представителями блока власти и блока оппозиции.

И еще: чтобы выполнить обещания, связанные с реализацией социальных, административных и экономических реформ, российскому лидеру необходимо сохранить все как есть. Иными словами, продолжать контролировать парламент, правительство, СМИ, сырьевые ресурсы и олигархов. Это автоматически означает формирование неконкурентной политической и экономической среды: ведь победителем выборов-2004 стал не только Путин, но и поддерживающие его политические элиты, которые заинтересованы в сохранении и упрочении нынешнего положения. Как правило, расчет по выборам происходит практически сразу. Высокий процент явки избирателей почти во всех регионах РФ означает, что и предъявленные к оплате «счета» тоже будут достаточно внушительными. Для одних это просто финансовые дотации из бюджета, для других — перекрывание кислорода конкурентам, третьи запросят расширения полномочий, а четвертые — политических гарантий. Владимиру Путину предстоит лавировать между этими интересами. Впрочем, это удел всех президентов, которым власть не падает в руки.

Естественно, Украина станет самым внимательным образом наблюдать за этим процессом — по ряду причин. Одна из них — собственная президентская кампания-2004. Украине не менее важно сохранить существующий «внутри» расклад сил, и она рассчитывает в этом на помощь северного соседа. По крайней мере, Президент Леонид Кучма во время встречи с Путиным подчеркнул, что победа ВВП «дает возможность без оглядки, без траты времени на мелкие вопросы решать стратегические вопросы развития самой России, и еще больше, наверное, вопросы внешней политики».

Надо понимать, что успехи России автоматически должны стать и нашими успехами. По крайней мере, украинский лидер в Москве не только согласовал вопросы, касающиеся Единого экономического пространства, но и дал понять западным критикам, активно атакующим Украину накануне президентских выборов, на кого ставит официальный Киев за полгода до кампании. Оценит ли это Путин? Видимо, да, учитывая стремление России сформировать на просторах СНГ нечто вроде нового союза восточных государств, но при этом сохранить европейскую ориентацию.

Задачу совмещения особого российского пути с европейским вектором поручено решать премьеру Фрадкову, который прибыл в Москву прямо из Брюсселя и таким образом «закрыл тему» непростых взаимоотношений России и ЕС. Формально никаких сложностей или недомолвок между Россией и европейскими структурами быть не должно. Соответственно, и Украине незачем больше спорить со «старшим братом» относительно приоритетов вступления в ЕС. Проще говоря, концепт «В Европу вместе с Россией» найдет свое практическое воплощение на уровне геополитики. А на внутреннем украинском рынке так и вообще будет воспринят с энтузиазмом, если учесть, что большая часть украинской бизнес— и политической элиты ориентирована на Россию.

Самый свежий пример: участие российского олигарха Виктора Виксельберга в приватизационных титановых проектах, которые в Киеве курируют «донецкие». Единственное неудобство: премьеру Виктору Януковичу придется несколько смягчить свою «европейскую риторику» (в той части, где о ВТО), если он рассчитывает на поддержку российского руководства в период президентских выборов. Со своей стороны и Украина может предложить Кремлю ряд политических ноу-хау вроде модернизации Основного Закона, в результате которой центр власти перемещается в правительство. Массовая поддержка Владимира Путина дает основания предположить, что изучение украинского опыта конституционной трансформации может оказаться небесполезным для команды ВВП.

Рано или поздно победитель Путин столкнется с проблемой «сохранения» властных полномочий для завершения начатого дела — преобразования России в государство нового типа.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам