Человек с Маросейки

Вопреки ожиданиям, Владимир Путин предложил на пост премьер-министра Михаила Фрадкова – специального представителя президента России по вопросам развития отношений с Европейским Союзом (в ранге министра) и до недавнего времени директора Федеральной службы налоговой полиции. Столь неожиданный выбор наблюдатели связывают с двумя вещами: во-первых, это Михаил Ефимович проявил себя как борец с коррупцией, во-вторых, он является протеже Петра Авена – единственного российского миллиардера, к которому Владимир Владимирович испытывает теплые чувства.

Многие из нас с упоением смотрели российский детективный телесериал «Маросейка, 12» о буднях доблестных работников налоговой полиции. При этом мало кто догадывался, что телесериал являлся фактически открытой рекламой Федеральной службы налоговой полиции. А его заказчиком или, точнее сказать, тайным вдохновителем выступал новый директор ФСНП – Михаил Фрадков. Он вообще предпочитал оставаться за кадром шумных политических и рекламных кампаний.

Официально о Фрадкове известно, что он уроженец Куйбышевской области и в нынешнем году ему исполнится 54 года. В свое время Фрадков окончил с красным дипломом cтанкоинструментальный институт и по распределению поехал в Дели – в советское торгпредство в Индии. Столь головокружительный взлет молодого специалиста породил подозрения о его связях с КГБ. Насколько они были оправданы, мы не знаем. Спустя три года Фрадкова возвращают в Союз и назначают во внешнеэкономическое объединение «Тяжпромэкспорт». Дотянувшись до должности заместителя начальника Главного управления поставок Госкомитета экономических связей СССР, наш герой отправляется в Швейцарию, где год представляет Россию при ВТО и ООН.

Переломным в судьбе Михаила Ефимовича был 1991 год, когда он стал заместителем Петра Авена – тогда министра по внешнеэкономическим связям (МВЭС), а ныне одного из богатейших людей России, главы «Альфа-банка», соратника Михаила Фридмана и друга Владимира Путина. Петр Олегович действительно один из немногих людей от бизнеса, который давно и близко общается с Владимиром Владимировичем и его семьей. Более того, уйдя раз и навсегда из политики в бизнес, он регулярно отказывается от должностей в правительстве и редко использует свое влияние для протежирования кого-либо на высокие посты. Фрадков – это такой себе «джек-пот» Авена за долгие годы скромного поведения. Что касается дружбы с Авеном, то знающие люди утверждают, будто он (как бы поточнее выразиться), уходя в отставку, оставил Фрадкова в качестве «своего человека» в ведомстве. И все вопросы решал строго с ним.

Более того, «Альфа-групп» – это не только ТНК и «Альфа-банк». Одна из «ветвей» корпорации – компания «Альфа-Эко», которая занимается импортом кубинского сахара и чая из Индии и контролирует до 15% российского рынка. Еще интересная деталь: вскоре после ухода Авена из правительства в декабре 1993 года и повышения Михаила Фрадкова до первого зама «Альфа-Эко» получила правительственный контракт на ежегодные поставки 1,5 млн. тонн российской нефти в обмен на 500 тыс. тонн кубинского сахара.

Прошло еще четыре года, и в 1997-ом Михаил Фрадков становится министром внешнеэкономических связей и торговли России. В этой должности он пробыл недолго – через год возглавил Совет директоров «Ингосстраха» (крупнейшей российской страховой компании и перестраховщика рисков для многих украинских фирм), а еще год спустя снова вернулся в свой кабинет в правительстве Сергея Степашина.

Вскоре поле избрания Владимира Путина президентом России в 2000 году, Михаила Ефимовича назначают первым заместителем секретаря Совбеза и поручают курировать вопросы экономической безопасности страны. Прошло совсем немного времени, и Фрадков получил пост руководителя ФСНП. С этого времени у российских олигархов началась веселая жизнь: налоговики провели несколько звучных операций и навозбуждали огромное количество уголовных дел. Среди них были и дела ЮКОСа. Что произошло в дальнейшем, не совсем ясно, но Путин второй раз лишил Фрадкова должности. Первый раз это произошло 18 мая 2000 года, когда Владимир Владимирович своим указом упразднил министерство торговли. Второй раз – весной прошлого года, когда тем же образом были ликвидированы Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Михаил Фрадков при этом ощутимо не пострадал: он был назначен полномочным представителем в Европейском Сообществе в ранге министра. Функции по пресечению налоговых преступлений перешли к МВД России. По одним данным, подобный указ был следствием усиления влияния силовиков, недовольных слишком активной деятельностью ФСНП. По другим, «подсуетился» Ходорковский, на которого Фрадков завел дело.

Как бы там ни было, но труды ФСНПистов не пропали даром. Многие эпизоды предъявленного олигарху обвинения прямо взяты его «фрадковского» досье. В частности, «дело о векселях ЮКОСа», которыми Ходорковский расплатился по налоговым обязательствам в Свердловской области. А также «дело о крахе Европейского объединенного банка Антигуа», служащие которого исчезли в 1997 году вместе с депозитами вкладчиков. Именно Фрадков выкопал, что реальными владельцами финансового учреждения были скрывающийся в США банкир Александр Конаныхин и узник Лефортово Михаил Ходорковский. Вообще, следует заметить, что российские наблюдатели характеризуют Фрадкова как личность с железной волей, стальными нервами и прекрасной памятью на добро и обиды. А Путин отозвался о нем как о человеке с «хорошим опытом по борьбе с коррупцией».

Возникает вопрос, почему в премьеры пока не попадает фаворит прогнозов, финансовый вице-премьер Алексей Кудрин? Как выпускнику Ленинградского университета и коллеге Владимира Владимировича по мэрии Санкт-Петербурга, ему, казалось, сам Бог велел получить подобное повышение. С одной стороны, еще не все потеряно: гипотетически можно предположить, что Фрадков не пройдет. С другой – Кудрин известен конфликтными отношениями с экс-премьером Михаилом Касьяновым. Не так давно, на одном из официальных заседаний шеф минфина вступил в публичную перебранку с премьером. После чего в политическом бомонде прошел слух, будто Кудрин и Герман Греф уже формируют новое правительство. Как политик, стремящийся быть непредсказуемым, Путин не мог, разняв дерущихся, наказать одного и возвысить другого.

Как бы там ни было, но до «премьерской развязки» интриги еще нужно дожить. Умные люди полагают, что точка в ней будет поставлена не с назначением премьера, а с завершением формирования персонального состава Кабинета. Тогда мы и узнаем, кто реально командует парадом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам