Первые последствия

Оппозиции не удастся опротестовать решение парламентского большинства и коммунистов о предварительном одобрении внесения изменений в Конституцию. Голосование за проект Петра Симоненко – Виктора Медведчука действительно проходило, скажем так, в нецивилизованном формате. Депутаты просто поднимали руки, и это считалось признаком того, что они «за». Позднее каждый из них расписывался в том, что совершил именно позитивный акт волеизъявления. Три оппозиционные фракции могут подавать жалобу в Парламентскую Ассамблею Совета Европы о фальсификации результатов голосования. Они могут также жаловаться в ООН и Всемирную лигу сексуальных реформ.
Одно дело, если бы за конституционный законопроект проголосовало 226 депутатов, представляющих парламентское большинство. Минимальное количество голосов и постоянные разговоры об административном давлении на слуг народа со стороны администрации президента еще могли бы, правда, в теории, воздействовать на международную общественность. Однако в голосовании приняли участие представители левой оппозиции. 49 коммунистов в сессионном зале парламента подняли руки вверх. Итоговый результат – 276 голосов за. 227 «большевиков» и 49 коммунистов. Против такого расклада международная общественность бессильна. Что же касается нарушения регламента принятия решений Верховной Радой, то «Наша Украина» сама попала в ловушку. Непродуманные действия «нашеукраинцев» закончились успешным проведением первого этапа конституционной реформы. А ведь все могло закончиться совсем по-другому…

Во-первых, зачем надо было ломать электронную систему голосования «Рада»? Фактически в руки «большевиков» был предоставлен такой козырь, как «невозможность проведения нормального голосования».

Во-вторых, к чему было устраивать шоу с елочкой на столе у спикера, мегафонами, сиреной и превращением президиума в свалку? «Нашеукраинцы» даже не выполнили свое обещание попытаться блокировать работу ВР цивилизованным путем. У них была домашняя заготовка: ставить на голосование 140 проектов постановлений о неприемлемости конституционных изменений и только после этого блокировать трибуну ВР, так сказать, физическим путем. Но события сразу стали развиваться по силовому сценарию: «оккупация президиума», хоровое исполнение украинских народных песен, трогательное мануальное общение Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко прямо около президиума, издевательские призывы к «большевикам» сдаваться и переходить на сторону «Нашей Украины». Де-факто «Наша Украина» задала силовой формат борьбы. У них была возможность сутки блокировать заседание ВР. Часть «нашеукраинцев» даже заночевала в зале, предварительно герметично «опечатав» помещение. Носки меняли, пиво пили. При всем глубоком уважении к оппозиции подобное поведение трудно назвать уж очень цивилизованным.

В-третьих, не надо было доводить спикера с помощью микрофонов. В руках Владимира Литвина де-факто была судьба реформы. Он сам, не хуже оппозиции, мог завалить все, что надо. Но ведь для ведения такой тонкой игры нельзя использовать кувалду вместе скальпеля. А спикера «нашеукраинцы» элементарно разозлили. Вот приятно стоять перед залом, почти по уши в мусоре, а вокруг тебя плотная толпа «нашеукраинцев», которым только вечером по инициативе Жвании поменяли носки? А спать как… как Кендзер под столом президиума? Цель не оправдывает средства. Эту истину Виктор Андреевич должен усвоить. Или хотя бы интуитивно прочувствовать. Но с интуицией у него явно не сложилось. Максимум, на что оказался способен Ющенко – попеть песни, пообниматься с Тимошенко и изречь загадочную, но абсолютную истину: «Пчелы – не кролики». Полностью с ним согласен.

Таким образом, действия «большевиков» на фоне «стратегии» фракции Виктора Ющенко выглядят оправданными. И это главная ошибка Виктора Андреевича. Нельзя было переходить некую тонкую грань, отделяющую агрессивность от достойного, пусть и эмоционального поведения. А так своими руками Ющенко дал отличные козыри и «большевикам», и коммунистам. Бороться следовало печально и грустно, чтобы возникло чувство сострадания у электората. Они проиграли, но как красиво, морально и прозрачно. После танцев на столах и проявлений какой-то звериной ненависти у «нашеукраинцев» жалости не возникает. Это могло быть лицо будущей власти.

В ближайшее время, конечно, последует реакция со стороны международного сообщества. Первым, скорее всего, выступит посол США в Украине Джон Хербст. Ему будет достаточно сложно подбирать формулировки. Признавать решение высшего законодательного органа власти нелегитимным – такого права даже у американского посла нет. Но апеллирование к международному сообществу – не выход из положения. Для «Нашей Украины». Что делать? Призывать народ к проведению массовых акций гражданского неповиновения? Можно. Но кто будет протестовать перед Новым годом? Даже за большие деньги? Ответ очевиден. Блокировать работу парламента? Виктор Ющенко уже пообещал это сделать. Но до конца последней в этом году пленарной недели осталось всего два дня – четверг и пятница. В общем, как ни крути, а после голосования 23 декабря ситуация «поломалась». Причем, явно не в пользу «Нашей Украины». Теперь перейдем непосредственно к последствиям конституционного решения.

Во-первых, и это придется еще раз подчеркнуть, самым страшным ударом для Ющенко стало присоединение к реформе коммунистов. А после того, как «нашеукраинцы» облили Петра Симоненко водой прямо в кулуарах Верховной Рады, говорить о восстановлении некого подобия формата оппозиционной «четверки» – «Наша Украина», социалисты, «тимошенковцы» и коммунисты – не приходится. Интересный нюанс: левые проголосовали за реформу даже при невыполнении «большевиками» их главного требования (принятие закона о пропорциональных выборах народных депутатов). Меморандум о совместных действиях «четверки» в ходе конституционной реформы – сначала принятие нового избирательного закона, а потом рассмотрение варианта изменений в Основной закон, предложенных Александром Морозом – оказался денонсированным.

Во-вторых, не исключено, что «большевики» попытаются развить достигнутое позиционное преимущество. Существует достаточно высокая вероятность того, что силами исключительно парламентского большинства в четверг, 25-го декабря, будет принята новая редакция переходных положений Основного закона. Проект предусматривает, что выборы главы государства должны проходить в парламенте уже в 2004 году. Это будет дополнительным фактором давления на «Нашу Украину». Следующее направление прорыва «большевиков» – передел парламентских комитетов. Данная тема назревала давно, и теперь настало самое удобное время для реализации данного плана. Вице-спикер Александр Зинченко, похоже, первым почувствовал, что перераспределение очень вероятно, и сделал упреждающий шаг. Он заявил, что выходит из состава парламентского большинства. Напомним, что еще ранее его исключили из рядов объединенных социал-демократов. Таким образом, Зинченко формально открыл путь к новой волне перераспределения комитетов. Их станут конфисковать у оппозиции в комплексе с должностью вице-спикера. Среди потенциальных пострадавших – глава бюджетного комитета Петр Порошенко. У «Нашей Украины» и «БЮТи» отберут с десяток должностей. Благо ситуация подходящая. Беспредел – он и в парламенте беспредел. Все на эмоциях. Вы блокируете? Так и мы вам кое-что сделаем. Обрежем комитеты. Если не все, то основные. Оставим для формы парочку. Чтобы не очень жаловались в Совет Европы.

В-третьих, конституционная проблематика пролонгируется в новый, 2004 год. Это реальность: усиление роли премьера, выборы президента парламентом в 2006 году и введение поста «переходного главы государства», который будет как бы править страной в период с 2004 по 2006 гг. До 15 мая – день выдвижения кандидатов в президенты – реформа Основного закона должна быть завершена. Таковы требования Конституции: за полгода до избрания нового президента нельзя трогать «тело» Основного закона. Угроза «обрезания» полномочий главы государства может деморализовать сторонников Виктора Ющенко. Ведь монолитность его фракции держалась на одном, очень простом факте: Ющенко станет президентом, и мы вам всем покажем! Вот потерпим еще годик, а потом развернемся. И кто теперь кому что показывать будет? Задача для Виктора Андреевича усложняется вдвое: ему мало выиграть президентские выборы 2004 года. Надо еще провести в будущий состав парламента свое большинство. Конечно, пока «нашеукраинцам» можно утешать себя тем, что, во-первых, еще окончательно не приняты изменения в Конституцию. Во-вторых, Ющенко, став президентом, все равно сумеет поломать ситуацию и заблокировать реализацию новой конституционной модели.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам