Человек премьера

Постоянный представитель премьера в Верховной Раде Владимир Рыбак — это действительно полноценный представитель Виктора Януковича. С Виктором Федоровичем его связывает многолетняя дружба. Он — человек из его ближайшего окружения, и поэтому слухи о возможной отставке правительства мы решили проверить именно на Рыбаке.

Премьер-министр Виктор Янукович недавно вернулся из Вашингтона, где впервые публично заявил о том, что его кандидатура рассматривается в качестве единого претендента на пост президента-2004, а основой для ведения переговоров на сей счет является декларация шести партий о согласованных действиях в политике и экономике. Скажите, почему премьер позиционировался как кандидат от коалиции центристских сил именно в Америке?

— Мы постоянно акцентируем внимание на том, что в настоящее время еще рано говорить о начале президентской избирательной кампании. Хотя де-факто она уже началась, и все это прекрасно понимают. В том числе и премьер-министр Виктор Янукович, который просто ответил на вопрос, заданный представителем американской прессы на конференции в Вашингтоне. Причем вопрос был задан в прямой форме, и журналист настойчиво старался получить на него ответ.

Что же касается Партии регионов, то у нас нет сомнений относительно того, какую кандидатуру выдвигать и поддерживать на выборах в 2004 году. Но, естественно, мы пока участвуем в переговорах с коалицией центристских сил и будем отстаивать свою точку зрения: чтобы единым кандидатом от этой коалиции был именно премьер Янукович. Думаю, что достигнуть такого результата чрезвычайно сложно, так что пока кандидатов будет несколько.

А как относится Виктор Янукович к такому понятию, как политическая ревность? Например, во время визита в США экс-премьер, лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах смотрел на Виктора Федоровича такими глазами…

— Это, наверное, наша национальная особенность. Не зря же говорят, что два украинца — это три гетмана. Надо с ней считаться. Думаю, не один Анатолий Кинах ревниво наблюдает за действиями премьер-министра. Наверное, есть и другие политики. Но сегодня сложилась следующая ситуация: если ты настроен участвовать в избирательной кампании, думаешь об этом, то следует быть готовым в том числе и к достаточно жесткому оппонированию. Ведь всем понятно: выборы президента будут очень непростыми. Действовать придется в жестких условиях. И «первые ласточки» — взаимные обвинения в политической неблагонадежности — уже начали появляться в украинских СМИ.

Вы уверены, что всенародные выборы президента в следующем году действительно состоятся? Ведь есть план проведения конституционной реформы, в соответствии с которым главу государства должен избирать парламент. Выходит, на реформе можно поставить крест?

— Лично у меня нет никаких сомнений в том, что в 2004 году выборы президента состоятся. Другое дело, в каком формате они будут проходить. Думаю, что сегодня нет политика, который бы ответил на ваш вопрос однозначно.

Как следует расценивать заявления представителей некоторых политических сил о возможности Леонида Кучмы баллотироваться на третий срок? Это отвлекающий маневр, разведка боем или же «последний довод королей»?

— Я считаю, что в данном случае следует основываться на заявлениях самого Леонида Даниловича. Как вы знаете, президент неоднократно говорил о том, что не собирается идти на третий срок. И любой из кандидатов, планирующих принять участие в электоральной кампании, должен позиционироваться по данному вопросу. И никто, кроме него самого, такого решения не примет. Несмотря на все старания окружения или, допустим, постановление партийного съезда. Желание кандидата и инициатива поддерживающей его политической силы должны совпасть. А те, кто сегодня говорит о третьем сроке и подписывает соответствующие направления в Конституционный суд, просто хотят узнать: возможен ли в принципе такой вариант развития ситуации? Кстати, я тоже подписал запрос в КС, где речь идет о возможности выдвижения Леонида Даниловича в президенты в 2004 году…

Сами подписали? Без принуждения?

— Сам. Без всякого давления. Мне просто интересен вердикт Конституционного суда. Пусть наконец-то появятся разъяснения содержания 103-й статьи Основного Закона. Даже если КС вынесет позитивное решение, в соответствии с которым глава государства имеет право баллотироваться в третий раз, то это совершенно не означает, что Леонид Кучма немедленно станет регистрироваться в Центризбиркоме как кандидат в президенты. А может, он выступит с заявлением, в котором будет сказано: да, я могу участвовать в избирательной кампании, но не считаю нужным этого делать? Просто необходимо внести окончательную ясность в данный вопрос, так сказать, расставить все точки над «і».

Как вы оцениваете попытки оппозиции выдвинуть единого кандидата? Используются ли какие-то методы для ее окончательного раскола, или же вы уверены в том, что единством там и «не пахнет»?

— Я полагаю, что нам, прежде всего, следует сосредоточить внимание на блоке центристских партий. На данный момент надо среди своих разобраться: способны ли мы договориться по поводу единой кандидатуры на президентских выборах или нет? Мне кажется, что центристы должны найти в себе силы для принятия общего стратегического решения, а не распыляться на несколько кандидатур — по одной от каждой партии.

И когда эти переговоры могут закончиться конкретным результатом?

— Сложно сказать. По крайней мере, до тех пор, пока мы лишь говорим о перспективе конституционной реформы, конкретного результата не будет. Ведь от ее реализации зависит, какими будут президентские выборы: всенародными или парламентскими? Какой состав Верховной Рады должен выбирать будущего президента — «новый» или «старый»? Поэтому я считаю, что раньше марта-апреля будущего года выйти на согласованные позиции вряд ли реально. Это просто невозможно сделать, как бы кто ни пытался ускорять события…

А какую позицию займет фракция «Регионы Украины» по вопросам конституционной реформы, президентских выборов, парламентских выборов на пропорциональной, то есть партийной основе?

— Мы их обсуждаем. Вы же знаете, что большинство членов нашей фракции — это депутаты-мажоритарщики. Соответственно, «Регионы Украины» поддержат тот вариант электорального закона, который предусматривает привязку парламентариев к конкретному избирательному округу. Это законопроект, разработанный Степаном Гавришем, Александром Задорожним и другими депутатами. А за «чистую пропорционалку» мы не можем голосовать априори.

Есть еще вариант, предусматривающий избрание 25% депутатов по мажоритарным округам и 75% — по партийным спискам. Он вам подходит?

— Теоретически такой вариант может быть, но не думаю, что его поддержит сессионный зал, в котором сидят 225 мажоритарщиков. Я вот недавно был в Житомирской области, где мне задавали подобный вопрос. Ответил на него следующим образом: если вы хотите, чтобы в Верховной Раде не было ни одного представителя от Житомирской области, то тогда мы, конечно, поддержим партийную систему выборов в парламент.

Существует такое мнение: если центристы сумеют договориться между собой о едином кандидате в президенты, то потребность в проведении политической реформы отпадет сама собой. В таком случае те, кто сегодня реально управляет Украиной, получат нового гаранта стабильности и «неперераспределения» финансовых ресурсов и властных полномочий. Вы согласны с этим утверждением?

— В общем-то, подобная трансформация взглядов может произойти. То, что кажется сегодня главным, а именно смена существующей модели власти, через полгода может отойти на второй план. Я не исключаю и такого сценария развития событий.

Вариант отставки премьер-министра Виктора Януковича в апреле 2004 года вы тоже исключаете? Кстати, сегодня некоторые политики активно «плетут лапти» Кабмину, обвиняя правительство в том, что оно не сумело предотвратить энергетический, зерновой, бюджетный кризисы…

— Это нормально. Если бы все знали, что Виктор Федорович не собирается баллотироваться в президенты, то оценка деятельности правительства была бы совершенно иной. Уж поверьте мне. Я думаю, что и сам Янукович с пониманием относится к ситуации. Исходя из этого, говорить о возможности отставки премьера просто неуместно. Не вижу никаких объективных причин для подобного развития событий, хотя ротация отдельных членов правительства может произойти. Но для этого премьеру следует внести соответствующие представления и встретиться с лидерами фракций, делегировавших в Кабмин своих представителей. Я знаю, что в некоторых фракциях ведутся разговоры о том, что работа некоторых министров не удовлетворяет депутатов. Значит, надо садиться за стол переговоров и решать эти вопросы в соответствии с договором о солидарной ответственности, подписанным Кабинетом министров и лидерами фракций парламентского большинства.

А каков механизм увольнения членов правительства? Все кадровые ротации будут согласовываться с фракциями?

— Безусловно! В последнее время премьер встречается с лидерами депутатских групп, пытается консолидировать с ними свою позицию. При наличии такого конструктивного подхода к решению проблемы речь об отставке Кабинета министров просто не идет. А вот в апреле, когда правительство будет отчитываться о выполнении своей программы действий, могут возникнуть сложности. Если, конечно, будут серьезные претензии к деятельности кабинета Януковича. Вот тогда и следует высказываться, а не сейчас.

Но уже сегодня возник серьезнейший конфликт с геополитическим оттенком, связанный с «нереверсным» использованием нефтепровода Одесса—Броды. Некоторые СМИ сегодня пытаются «стравить» Президента и премьера по данной проблеме.

— Необходимо со всеми заинтересованными лицами провести переговоры и найти ответы на эти болезненные вопросы. Вы же понимаете, что затронуты глубинные интересы… А более детально говорить об этой проблеме мне сложно, поскольку я никогда не занимался бизнесом, не участвовал в подобного рода переговорах. Тем не менее знаю, что Президент и премьер постоянно общаются напрямую, без посредников. И, думаю, глава государства и глава правительства сообща всегда смогут найти решение упомянутой вами проблемы. Даже с учетом тех публикаций, которые появляются в прессе по этому поводу.

Уже появились первые примеры не просто черного, а грязного пиара. Как команда премьера готовится отражать подобные удары? И готовится ли вообще? Есть ли штаб, специальная команда?

— Избирательная кампания-2004 будет очень жесткой и нечистоплотной. Так что уже имеющиеся примеры черного пиара — это только «цветочки». Я считаю, что всем кандидатам в президенты следует быть готовыми к подобного рода провокациям. Время такое наступает. Будут и грязью поливать, и грязное белье ворошить. Я, откровенно говоря, даже не хочу эту грязь комментировать, но, к сожалению, она есть. И будет.

Донецкая команда отличается достаточно жесткой манерой ведения политической игры. Что она способна противопоставить в ответ на грязные политические технологии?

— Думаю, та команда, которая работает с Виктором Федоровичем, больше настроена на поддержку своего кандидата, чем на «забрасывание» оппонентов компроматом. У нас это не принято. Но в любом случае многое будет зависеть от отношений между премьером и масс-медиа.

Кстати, об отношениях с прессой. Пока у Виктора Федоровича или его окружения плохо получается налаживать контакты с прессой. Постоянно вспыхивают какие-то скандалы: то чуть ли не в туалете Кабмина журналистов закроют, то на пресс-конференцию в Вашингтоне не пустят…

— Дело в том, что Виктор Федорович не всегда знает о таких инцидентах и их истинной подоплеке. Я все же склонен считать, что это недоразумение, которое больше не повторится. Выводы будут сделаны, и их учтет в своей дальнейшей работе команда премьера, которая отвечает за контакты со СМИ. Потому что в Донецкой области Виктор Янукович, будучи губернатором, достаточно открыто работал с прессой. Поэтому сомневаюсь, что именно от него исходят указания «держать и не пущать» журналистов.

В парламенте полным ходом идет бюджетный процесс, который, скажем так, может преподнести неприятные сюрпризы. В том числе и премьеру. Как идут переговоры между Кабмином и Верховной Радой по этой проблеме?

— Не секрет, что бюджетный вопрос — один из самых сложных как для правительства, так и для парламента. Кабмин все свои бюджетные обязательства выполнил, передав на рассмотрение в ВР проект главного финансового документа страны. И сегодня Бюджетный комитет парламента рассматривает его очень тщательно: уже зафиксировано более трех тысяч замечаний и поправок к законопроекту, внесенных депутатами, представителями регионов и другими заинтересованными сторонами. Необходимо попытаться максимально учесть все эти замечания. Поэтому мы проголосовали за то, чтобы посвятить рассмотрению проекта бюджета целый парламентский день (23 октября). Естественно, что отдельные ведомства и отдельные регионы пытаются перетянуть на себя часть бюджетного «одеяла» — это закономерно. Так что обсуждение всех предложений по наполнению бюджета идет очень активно, причем каждый день. Наша задача — отбросить все «наносное», связанное с политикой, и сосредоточить внимание на рассмотрении проекта главного финансового документа страны в строгом соответствии с Бюджетным кодексом.

Ведь впервые при составлении проекта финансового плана мы пошли на снижение налогового пресса. И, естественно, следует посмотреть, как органы местного самоуправления смогут обеспечивать нас теплом, светом и горячей водой. Это самый главный вопрос, который требует проведения анализа более 800 местных бюджетов. Способны ли власти на местах обеспечить эти платежи? Я думаю так: если на местах бюджетные проблемы будут урегулированы, то и Украина станет «подниматься». Если мы хотим жить, как в Европе, то необходимо выйти на соответствующие показатели уровня жизни населения. Вот в чем основная задача правительства — двигаться к европейским стандартам.

Бюджетный процесс плавно «наложился» на процесс трансформации парламентского большинства: одни фракции поглощают другие, кто-то бежит к Ющенко, кто-то — от Ющенко… В связи с этим такой вопрос: «Регионы Украины» собираются объединиться с депутатской группой «Европейский выбор»? Или будете и дальше существовать в режиме «две фракции — два образа жизни»?

— Мы ведем переговоры с «Европейским выбором» насчет объединения, но существуют полярные точки зрения по этой проблеме. Так, одни говорят, что две фракции — это возможность более эффективно маневрировать в политическом поле. Другие считают, что самая большая по численности группировка большинства способна стать реальным консолидирующим центром. Я лично не делю представителей «Регионов Украины» и «Европейского выбора» на наших и не наших. Наверное, потому что больше занимаюсь партийными вопросами, а представители этих фракций в Партии регионов Украины являются моими заместителями. Но мне кажется, что если мы идем на президентские выборы с единым кандидатом, то правильнее было бы объединиться. К тому же если этот альянс получится, то к нам бы подтянулись и некоторые внефракционные депутаты, которые пока находятся в стадии политического самоопределения. Кстати, такие разговоры ведутся, и кое-кто к нам приходит с вопросом: «Так когда же?».

А с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко переговоры идут? Говорят, до последнего времени между вашими партиями существовали особые отношения…

— Там, где есть понимание в вопросах принятия законов, работающих на Украину, мы готовы договариваться и поддерживать любые силы. Мы не делим депутатов на оппозиционных и президентских, когда речь идет о будущем страны и ее перспективах. Если же мы будем работать по схеме «кто не с нами — тот против нас», то ничего не решим.

Но вы готовы к тому, что некоторые фракции будут торпедировать тот же бюджетный процесс с целью обвинить правительство в неготовности и на этой основе отправить кабинет Виктора Януковича в отставку?

— Уверен, что это не получится. Нечто похожее было на первой стадии работы правительства, когда оно готовило программу своих действий. Но вы же помните, каким образом был снят вопрос: за программу Кабмина проголосовало более 300 депутатов. Что же касается бюджета, то, на мой взгляд, максимально будут учтены интересы парламентариев, вне зависимости от того, представляют они оппозицию или большинство. Следует уйти от этого раздела — если мы желаем добра Украине и стремимся принять бюджет на следующий год.

Другими словами, вы считаете, что отправить Петра Порошенко в отставку с поста руководителя Бюджетного комитета, а на его место поставить представителя СДПУ(о) Нестора Шуфрича, — несерьезно?

— Конечно. Я такого варианта развития событий не допускаю. Подобный вопрос нигде серьезно не обсуждался. Да и кроме Нестора Шуфрича в Бюджетном комитете есть квалифицированные специалисты, способные руководить одним из стратегических комитетов ВР. Тот же Валерий Коновалюк. И не только он. Кроме того, существуют договоренности относительно распределения комитетов — так давайте их придерживаться. Просто придерживаться, и все будет хорошо. Если кто-то хочет заблокировать бюджетный процесс, то это завуалированный удар не по Петру Порошенко, а по премьеру. Но усилия правительства и премьера направлены на принятие бюджета-2004, и я не сомневаюсь, что та организаторская работа, которая была проведена, позволит в декабре месяце утвердить бюджетный законопроект.

Понятно, что приближающиеся выборы накладывают свой отпечаток на процесс принятия бюджета. Если бы не избирательная кампания, то было бы легче работать. Но в любом случае необходимо утвердить реальный финансовый план: чтобы он автоматически выполнялся, и ни один человек в апреле или мае не сказал премьеру — это же вы такой бюджет предложили и настояли на его принятии. А ведь если сегодня будут недоработки, то завтра возникнут проблемы социальных задолженностей, начнутся волнения работников бюджетной сферы — учителей, врачей. И сейчас, еще раз повторю, для правительства — самый ответственный период. Что заложим в октябре, то получим в апреле. А «мины замедленного действия» в бюджете никому не нужны.

Мы уже обсудили отношения Виктора Федоровича и с Президентом, и с лидером «Нашей Украины». А вот что вы можете сказать об отношениях Виктора Януковича и Виктора Медведчука? Все же СДПУ(о) — член коалиции шести фракций, вроде ваш союзник…

— Знаете, Виктор Федорович — человек мирный, он настроен на компромиссное решение любых вопросов. Насколько я знаю, он постоянно общается с Виктором Медведчуком. Друг к другу в гости ходят: и на дни рождения, и на другие праздники. «Подогревать» этот вопрос не стоит: премьер есть премьер, а глава администрации Президента — это глава администрации Президента. У каждого из них свои профессиональные обязанности. Над ними есть Президент — гарант Конституции. Так что, на мой взгляд, не существует конфликта между премьером и главой АП. Мы две центристские партии и должны быть вместе.

И напоследок вопрос из области политической фантазии. А если так случится, что КС разрешит Президенту баллотироваться на третий срок, и Леонид Данилович воспользуется этой возможностью? Как поведет себя в таком случае Виктор Янукович? Будет бороться или уступит место единого кандидата от центристских сил?

— Скажу так: полагаю, что Виктор Федорович в этом случае будет руководителем правительства и поддерживать Президента. Другого пути я просто не вижу…

Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам