Доживем до понедельника….

25 сентября в Страсбурге начала свою работу очередная сессия ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Украина будет отчитываться о проделанной работе только в понедельник, 29 сентября, но уже сейчас ясно, что нас ждет. Во-первых, ПАСЕ не намерена переводить Украину в постмониторинговый режим, о чем шла речь на летней сессии. Тогда Борис Олийнык (глава украинской делегации) заверил Генерального секретаря ПАСЕ Вальтера Швиммера в том, что Украина успеет выполнить все обещания перед вступлением в ЕС. Однако мы пока не просто не смогли принять три базовых документа, необходимых для правовой синхронизации европейского и украинского поля, но и подписали соглашение по ЕЭП, вызвавшее у европейских парламентариев легкий шок…
Для человека, впервые попавшего в Страсбург, принципиально важны две вещи: хорошая погода и знакомые лица. Пока и с первым, и со вторым все складывается благополучно. По крайней мере, еще в аэропорту Франкфурта с нашей пресс-группой регистрацию и паспортный контроль проходил Александр Карпов – экс-координатор парламентского большинства. Он был свеж и выглядел так хорошо, что сразу становилось ясно: человек буквально наслаждается своим статусом бывшего рулевого ПБ. Напомним, что г-н Карпов вовремя сложил свои полномочия неформального лидера парламентского большинства, сославшись на то, что спикер Литвин ставит ему «палки в колеса». Теперь вот с Литвиным работает Степан Гавриш, который думал, что должность координатора напоминает приятную пешую прогулку по Conseil de L’europe… Впрочем, не об этом речь.

25 сентября в Страсбурге начала свою работу очередная сессия ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Украина будет отчитываться о проделанной работе только в понедельник, 29 сентября, но уже сейчас ясно, что нас ждет. Во-первых, ПАСЕ не намерена переводить Украину в постмониторинговый режим, о чем шла речь на летней сессии. Тогда Борис Олийнык (глава украинской делегации) заверил Генерального секретаря ПАСЕ Вальтера Швиммера в том, что Украина успеет выполнить все обещания перед вступлением в ЕС. Однако мы пока не просто не смогли принять три базовых документа, необходимых для правовой синхронизации европейского и украинского поля, но и подписали соглашение по ЕЭП, вызвавшее у европейских парламентариев легкий шок. Так что Украина останется под надзором, несмотря на то, что снятие или неснятие мониторинга – процедура больше формальная. Украинские депутаты не раз подчеркивали, что нет ни одной страны, которая бы в полном объеме выполняла все рекомендации ПАСЕ. Тем не менее, к одним Европа относится благосклонно, к другим – совсем наоборот. Во-вторых, не столько правовые, сколько политические вопросы в преддверии президентских выборов волнуют обе стороны. Европейские парламентарии свое отношение к Украине определили еще накануне открытия сессии ПАСЕ: Совет Европы осуждает Украину за грубые нарушения прав человека и пренебрежение демократическими стандартами. Особую обеспокоенность Совета вызывают жестокое обращение с заключенными, преследование непокорных судей, а главное – серьезное ограничение свободы прессы. Об этом говорится в докладе, подготовленном для Ассамблеи депутатами Ханне Северинсен и Ренате Вольвенд.

По мнению парламентариев, Украина «во многих сферах» нарушает демократические принципы правового государства, которые она признала, став членом Совета Европы (СЕ). Оглашая результаты проведенной экспертизы, правозащитницы обратили особое внимание на выводы Комитета СЕ по борьбе с применением пыток. Эксперты Комитета утверждают, что украинским заключенным угрожают истязаниями. Тюрьмы переполнены, а медицинское обеспечение в них плохое. Голосование по резолюции на основе этого доклада состоится на осенней сессии. Кроме того, Совет Европы упрекает Украину в посягательствах на независимость юстиции. Эксперты ПАСЕ приводят в качестве примера давление Генпрокуратуры на непокорных судей, «пытающихся принимать решения в соответствии с законом». Очевидно, это одна из причин, по которой в Страсбург прибыл генпрокурор Украины Святослав Пискун.

У Святослава Михайловича в Страсбурге чрезвычайно насыщенная программа: в четверг он встречается с лидером Компартии Украины Петром Симоненко, а в пятницу даст пресс-конференцию для украинских журналистов. Которые, понятное дело, будут интересоваться как целью визита Пискуна во Францию, так и перспективами завершения «дела Гонгадзе», которого тоже требует от нас Европа. Так что Пискун окажется в непростой ситуации: ему придется действовать сразу в двух направлениях: международном (отвечая на претензии европейских «контролеров», намеренных предложить ГПУ поучаствовать в образовательной программе, призванной ознакомить украинских прокуроров с правами человека) и внутриукраинском («дело Гонгадзе», «дело Александрова» и пр.). Тем более что в докладе Северинсен–Вольвенд значительное внимание уделено проблеме свободы прессы.

Эксперты ПАСЕ решительно осудили «крайне низкий уровень раскрытия многочисленных актов насилия над журналистами». В частности, безрезультатным продолжает оставаться расследование по делам об убийствах известных журналистов Игоря Александрова и Георгия Гонгадзе. А в практике официальных предписаний к форме подачи информации, т.н. «темниках», Совет Европы усматривает «новый вид скрытой цензуры». Страсбург критикует Украину за то, что у оппозиции нет доступа к теле- и радиоэфиру, в особенности к контролируемой государством Национальной телерадиокомпании. Таким образом, о снятии с Украины мониторинга нет и речи. Хотя глава парламентского комитета по иностранным делам Станислав Сташевский накануне осенней сессии ПАСЕ выразил уверенность в том, что Украина уже вполне «созрела» для снятия европейской опеки. По мнению Сташевского г-жа Северинсен может пореже бывать в Украине, поскольку оснований для активной работы Мониторингового комитета ПАСЕ уже нет: Украина в основном выполняет все пункты обязательств перед Советом Европы.

Однако оснований для подобного оптимизма, похоже, нет, учитывая комплекс вопросов, на которые европейцы хотели бы получить внятный ответ. При этом количество документов, принятых парламентом с целью приведения норм законодательства к международным стандартам, не имеет первоочередного значения, хоть это и подчеркивается. Напомним: «долг» Украины перед Советом Европы – принятие Верховной Радой Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального кодексов, а также реформа пенитенциарной системы, не были выполнены.

Впрочем, и европейских, и украинских парламентариев это не особо волнует. Гораздо важнее приближение президентской кампании и формы, в которую она «выльется». Естественно, что накануне старта-2004 оппозиция заинтересована в пристальном контроле со стороны «европейских братьев», поскольку ПАСЕ не собирается оставлять без внимания резонансные политические дела, в частности, дело Гонгадзе и дело унсовцев, которые принимали участие в акциях протеста 9 марта 2001 года… Энергичная борьба за права человека, свободу прессы и блокирование ратификации соглашения по ЕЭП – это те невидимые простому глазу сигналы, которые поступают из Украины в Европу. Европа не теряет оптимизма по поводу нашего продвижения на Запад.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам