Семь "толстяков"

Два события разной степени планетарной значимости совпали по времени на этой неделе. Министры финансов и главы центральных банков «большой семерки» повстречались в Дубаи, дабы «перетереть темы» либерализации валютной и торговой политики, а вице-премьер Виталий Гайдук отбыл в Лондон для переговоров с руководством Европейского банка реконструкции и развития. Что в этом общего? А то, что Гайдук поехал отказываться от кредитов ЕБРР, а «большой семерка» – это наш должник, так и не давший нам вместе с банком денег на закрытие ЧАЭС.
Сначала о визите. Как сообщила служба вице-премьера Гайдука, правительственная делегация отправилась в Лондон по приглашению президента ЕБРР Жана Лемьера. Целью предстоящих переговоров, по официальной версии, станет обсуждение комплекса вопросов, связанных с достройкой блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС, и других вопросов сотрудничества в энергетической отрасли. По версии неофициальной, Гайдуку поручено донести до ушей Лемьера августовское решение Кабинета министров отказаться от кредита ЕБРР на достройку 2-го энергоблока ХАЭС и 4-го РАЭС и достроить блоки самостоятельно. Для чего на прошлой неделе правительство разрешило «Энергоатому» выпустить облигации на 500 млн. грн. для финансирования достройки блоков на РАЭС и ХАЭС за свой счет.

Согласно Меморандуму, подписанному в 1995 году со странами «большой семерки», Украина обязалась закрыть ЧАЭС в обмен на помощь в достройке компенсирующих мощностей и реформировании энергорынка страны. Последний раз об этом Меморандуме вспоминалось во время визита в Киев Билла Клинтона. Тогдашний президент США пообещал поддержку от международного сообщества и подарил $80млн.: $78 млн.– в фонд объекта «Укрытие» и еще $2 млн. на повышение уровня безопасности других атомных электростанций. Всего же затраты на вывод ЧАЭС из эксплуатации составили более $500 млн. Если поделить эту цифру, условно говоря, на всех, то американцы худо-бедно, но свою лепту внесли, а вот Евросоюз, обещавший собрать со своих членов в общей сложности 430 млн. евро в фонд проекта «Укрытие», продинамил нас по полной программе.

Впрочем, наши должники из «большой семерки» за шведским столом в Дубаи не вспоминали об Украине вовсе. У них были более важные проблемы: как отцепить Китай от американского доллара. Министры выпустили совместное коммюнике по итогам встречи, в котором отметили, что в мировой экономике наблюдается оживление. Рынки акций пошли вверх, уверенность выросла, финансовые условия улучшились, цены на нефть, как ожидается, останутся стабильными, и инфляция находится под контролем. Однако есть проблемы, и главной из них остается Китай со своим юанем и США с огромными с дефицитами бюджета и текущего платежного баланса. Официально «семерка» поддержала американцев в их намерении надавить на Пекин с тем, чтобы он перестал искусственно удерживать свою валюту на низких уровнях, что негативно влияет на бизнес американских экспортеров и ведет к увеличению торгового дефицита США. Япония и другие азиатские страны скромно промолчали, заявив, что установление валютного курса зависит от Китая. Сами же китайцы намекают, что не в состоянии выпрыгнуть из «долларовой ладьи» и вынуждены «плыть в ней по течению».

Дело в том, что (как бы парадоксально это ни звучало) китайская валюта превратилась в главный регулятор мирового потребительского рынка. По общепринятым оценкам, китайские предприятия обеспечивают треть мирового рынка фотокамер, кондиционеров и телевизоров и производят каждую четвертую стиральную машину. А за последние годы Китай превратился из дешевого производителя ширпотреба в крупнейшего поставщика электроники. Главная хитрость китайцев в том, что они намертво привязали свой юань к доллару. При фиксированной ставке юаня, который вот уже восемь лет колеблется вокруг уровня 8,3 юаня за $1, китайская валюта слабеет вслед за дешевеющим американским долларом. Соответственно. вслед за падающим (вследствие дефицита бюджета) курсом американской валюты дешевеют и китайские товары. Говорят, что склады предприятий КНР под завязку забиты т.н. товарами народного потребления, готовыми заполонить рынок любой страны. Поскольку главному идеологу повышения курса юаня министру финансов США Джон Сноу так и не удалось добиться реальных результатов, то вполне возможен вариант «силового воздействия». Группа американских законодателей уже подготовила законопроект о введении торговых санкций против Японии, Южной Кореи и Тайваня. Дабы противостоять новому этапу торговой войны, американцы пытаются включить в переговорный процесс в качестве посредника Россию.

Кстати, относительно России, которая будет принимать у себя глав государств «большой семерки» в 2006 году. Пока она скромно стоит в стороне от мировых кризисов, делая вид, что не замечает их. А, может, и не замечает всерьез. В конце концов, Владимиру Путину удалось все-таки сколоть «могучую кучку» в лице ЕЭПа, посему Москва интересуется мнением стран «семерки» с точки зрения регулярности выплат средств на утилизацию ядерного оружия и ритмичности притока иностранных инвестиций. В отличие от нас с чернобыльским проектом, Россию «клуб сильных» на деньги не «кидал», и они могут разговаривать на равных.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам