Больше трех, но меньше шести

Что скажет президент в День независимости, поздравляя граждан с праздничком? Никто этого не знает. Но многие догадываются. Вот уже третий год подряд, следуя установившейся традиции, глава государства говорит с народом об изменении модели власти в стране. Вкратце напомним вехи большого пути.

24 августа 2002 года президент объявил о начале перехода к парламентско-президентской республике. Леонид Данилович делает сенсационное заявление о необходимости конституционного ограничения президентских полномочий. Дальше начался длительный процесс обсуждения проблемы. На этом этапе основные политические игроки вынуждены были открыть карты, то есть просто определиться: вы за модернизацию Основного закона или против? Вопрос был поставлен четко и недвусмысленно, однако поиски ответа затянулись. Дело в том, что на осень-2004 намечены президентские выборы, поэтому фавориты избирательной кампании весьма настороженно отнеслись к перспективе усиления роли парламента и ограничению президентской власти.

Зачем, спрашивается, вам бронепоезд, если он не может никуда ехать? А просто для красоты… Однако даже такой эстет, как Виктор Ющенко, отнесся к затее настороженно. Виктор Андреевич всегда так себя ведет, когда чувствует, что Виктор Медведчук (глава президентской администрации) где-то рядом. И в этот раз интуиция лидера «Нашей Украины» не обманула: главный эсдек стоял совсем близко. К идее смены правил игры. Правда, Дмитрий Табачник (экс-глава АП) утверждает, что именно он может претендовать на звание конституционного криэйтора: как раз Дмитрий Владимирович впервые озвучил сценарий внесения изменений в Конституцию, основная задача которого – «грохнуть» оппозицию ее же руками. Или, проще говоря, перехватить инициативу.

Напомним, что в 2001 году идею перехода Украины к парламентской модели правления взяла на вооружение оппозиция, а Александр Мороз и Петр Симоненко оформили ее законодательно. Это было смутное время премьерства Ющенко и пик движения «Восстань, Украина!». Но потом Ющенко отставили, а проект закона остался. В Конституционном суде… Через год КС вынес по нему решение, суть которого заключалась, если коротко, в двух словах – «Можно начинать». Впрочем, мы несколько углубились в историю. Не будем отвлекаться…

Естественно, никто не сомневается в интеллектуальных способностях Дмитрия Владимировича – человека, без помощи которого Леониду Кучма вряд ли стал бы президентом. Однако всю прелесть конституционного плана первым оценил лидер СДПУ(о). Что, в общем-то, понятно: Виктору Владимировичу следовало подумать о своем политическом будущем. Потому что президент об этом думать не хотел. В результате действий Медведчука изначальный вариант политической модернизации (бикамерализм, сокращение президентских полномочий и числа депутатов, выборность губернаторов) претерпел значительные изменения. Исчезла двухпалатность, зато появилась норма об одновременных выборах главы государства и парламента. Согласно которой надо было либо досрочно прерывать работу законодателей, либо дать Леониду Даниловичу возможность еще поруководить.

Таким образом, в окончательном варианте президентский проект выглядел интересно, но явно неперспективно. В плане парламентского «прохождения». Это выяснилось в последний день закрытия сессии ВР: после тяжелой, но непродолжительной борьбы оба проекта – президентский и парламентский (под патронатом лидера СПУ) – были отправлены в Конституционный суд. А депутаты мирно разъехались на отдых. Все выглядело так безнадежно, что даже пошли разговоры о провале конституционной реформы. Дескать, всем спасибо, все свободны. Особенно эти настроения усилились после того, как президент заявил о намерении отозвать свой проект из КС. Чтобы, значит, не конфликтовать лишний раз с парламентом. Собственно говоря, «нашисты» сразу расценили это желание как капитуляцию, но умные люди задумались. К чему бы это? Правда, когда пошли разговоры о том, что Украине необходим не переходный (парламентско-президентский, а более жесткий – парламентский вариант, все стало на свои места). Правда, не хватало одной детали, чтобы сложилась новая конституционная мозаика. А именно – парламентского ресурса. Поэтому даже рассматривались силовые варианты:

А) референдум;
Б) новая Конституция;
В) роспуск парламента.

Но очень быстро выяснилось, что ничего такого делать не надо. Зачем воевать, когда можно договорится? Все получилось очень красиво: пока эсдеки отвлекали «НУдистов» возгораниями в Закарпатье, Виктор Медведчук консультировался с его партнерами по оппозиционной «четверке» относительно нюансов политреформы. И достиг немалых успехов: сенсацией открывающегося сезона можно назвать политический контакт «крутых» оппозиционеров, вроде Александра Мороза и Петра Симоненко, с главой президентской администрации. «Злой гений» Виктора Ющенко первым пошел на сближение с социалистами и коммунистами – естественно, «не корысти ради, а только волею пославшего его…». Ну, дальше понятно. В общем, Виктор Медведчук предложил СПУ и КПУ «зарыть топор» войны и перейти к обсуждению деталей общего, парламентско-президентского законопроекта, который должен вернутся из КС в Верховную Раду. Виктор Владимирович тонко намекнул, что судьба Украины в руках левых. Опять. Естественно, что после такой «прелюдии» процесс конституционного реформирования сдвинулся с мертвой точки. Об этом можно судить хотя бы по тому воодушевлению, с каким антикучмисты рассказывали о результатах консультаций. По словам Мороза, “президент сегодня понимает, что собрать 300 голосов под парламентский законопроект тяжело, а под президентский – невозможно”. Что остается? Только брать вариант конституционных изменений, любовно выписанный Сан Санычем и голосовать.

Если предложение главного социалиста и лидера «комми» «превратить» Украину в парламентскую республику будет услышано, то обе фракции гарантируют поддержку такому варианту модернизации Основного закона. В итоге, Виктор Ющенко становится совершенно безопасен в качестве будущего главы государства. Кстати, о Викторе Андреевиче. Он случайно прослышал о возможности визита своих бывших партнеров по оппозиционной «четверке» в АП и сразу же предупредил, что их могут цинично использовать во время сепаратных переговоров. Пожалуй, это единственное, что лидер «НУ» знает не понаслышке. Однако «доброму совету» товарищи по оружию не вняли. “Я не вижу сегодня от Ющенко каких-то конкретных действий в поддержку политической реформы. Зато вижу процесс оттягивания времени и торможения”, – отметил Симоненко. В свою очередь, лидер социалистов Мороз сказал, что «готов поддержать демократические поправки, даже если они будут внесены моим политическим противником или личным врагом». В общем, лед тронулся, и не исключено, что до президентских выборов-2004 Украина станет парламентской республикой. Еще немного, и дело дойдет до избрания президента парламентом… Итак, подведем итоги.

Во-первых, конституционная реформа получила дополнительный импульс. Оказывается, рано ставить точку в деле модернизации Основного закона. Так, по инициативе Виктора Януковича (лидер Партии регионов) было подписано так называемое «соглашение шести»: ряд политических сил, фракции которых входят в состав парламентского большинства, подтвердили готовность довести дело конституционной модернизации до логического конца. То есть до президентских выборов, так как коалиция намерена выдвинуть из своих рядов единого кандидата. Имя его пока не называется, но вот Сергей Тигипко – лидер «трудовиков» и по совместительству глава Нацбанка – заявил, что присматривается к президентскому креслу.

Во-вторых, лидер эсдеков в очередной раз доказал, что не зря ест свой хлеб в президентской администрации. Еще несколько недель назад никто не мог вообразить, что подобные мужские консультации возможны. Хотя угадать, на чем сошлись столь разные политические силы, в принципе, несложно: отсутствие внятности в вопросе преемничества и высокий рейтинг Ющенко – вот что заставило стороны пойти на сближение.

В-третьих, такая позиция левых ставит главного «НУдиста» в чрезвычайно неудобное положение. Фактически, КПУ и СПУ на один шаг опередили Виктора Андреевича и пошли на «сепаратные переговоры» с властью раньше, чем это сделал бы лидер «Нашей Украины». В общем, Ющенко все «кинули»: с одной стороны –Банковая, с другой – оппозиция. «Наша Украина» осталась в гордом одиночестве, поскольку Тимошенко заявила о личных президентских амбициях, а коммунисты и социалисты задекларировали свою приверженность парламентской республике. И нашли понимание в среде «большевиков». Так что теперь разговоры о сближении «Нашей Украины» с отдельными фракциями ПБ теряют актуальность.

В-четвертых, коммунистам Симоненко и социалистам Мороза удалось не только сохранить политическое лицо (они последовательно отстаивают основные тезисы модернизации Конституции, начиная с 2001 года), но и избавиться от диктата команды Виктора Ющенко. До сего времени КПУ и СПУ, не имея политического и финансового резерва, вынуждены были действовать в фарватере президентских устремлений Виктора Андреевича. Проще говоря, им была уготована роль «подтанцовки». Но сейчас ситуация в корне изменилась, и политическую моду осеннего сезона будут диктовать именно левые. Собственно говоря, Виктор Андреевич и его пиарщики должны были бы просчитать подобную возможность развития ситуации, учитывая высокую степень политической девиантности фракции социалистов. Напомним, что Сан Санычу уже не раз приходилось вступать в «противоестественный контакт» с «большевиками». Так, в свое время голоса социалистов помогли стать премьером Анатолию Кинаху, а, кроме того, утверждение программы КМ Виктора Януковича не обошлось без участия СПУ.

В-пятых, вырисовывается конфликт между «коалицией трех» (СДПУ(о) СПУ и КПУ) и «союзом шести» (Янукович и все остальные).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам